Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
22 мая 2013 131 просмотр

Возникли следующие вопросы. Минобрнауки РФ предоставило субсидию на государственную поддержку кооперации российских высших учебных заведений с целью реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства. Субсидия выделена коммерческой организации (ООО)для возмещения затрат, связанных с выполнением НИОКТР, проводимых Головным исполнителем-Казанским национальным исследовательским технологическим университетом (КНИТУ). Субсидии будут перечисляться частями в течение 2013 - 2015 гг. на счет ООО. Работа будет закрываться актами поэтапно. В рамках комплексного проекта, КНИТУ выполняет НИОКТР и предоставляет ООО все права на владение и распоряжение результатами интеллектуальной деятельности, полученные в процессе выполнения работ по договору в соответствии с ТЗ, в том числе право на полное обладание патентами. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности будут принадлежать ООО.Вопросы: в каком отчетном (налоговом) периоде должны быть отражены субсидии из ФБ, полученные ООО? В какой момент ООО учитывать в соответствии со статьей 271 НК РФ п.4.4, средства, полученные в виде субсидий пропорционально отраженным расходам, осуществленным за счет этого источника? Возникает ли налог на прибыль с полученных субсидий, если их величина равна величине расходов (учитывая положения статьи 271НК п4.4)?Как расписать проводки в бухгалтерском и налоговом учете по получению субсидий и отражению расходов по НИОКТР? Как отразить в налоговой декларации по прибыли эти операции и в какой период (в каком листе и строке)? Спасибо за ответ!

Средства субсидии в бухгалтерском учёте отражайте на даты их поступления и перечисления с учётом особенностей, изложенных в рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь», приведенной во вложенном файле. При этом налог на прибыль с полученных субсидий не возникнет, так как полученные субсидии следует отражать в строке 100 Приложения N 1 к Листу 02 Декларации по мере признания расходов в виде амортизации созданного с участием средств субсидии нематериального актива в строке 010 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации.

Подробный порядок учета субсидий и расходов приведен ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*

<…>

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:*

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000*.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:*

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000*.

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:*

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):*

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов*.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:*

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены*.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок*.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов*.

<…>

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ*.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования*.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:*

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации*.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:*

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):*

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000*.

<…>

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогообложения прибыли не признается целевым финансированием (mod = 112, id = 55432)*

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Средства государственной помощи, выделенные из бюджета на компенсацию произведенных затрат, включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письмах от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456, от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800, от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/99, от 16 октября 2008 г. № 03-03-06/1/590, от 29 мая 2008 г. № 03-03-06/4/36.

О том, как учесть субсидии, выделенные из бюджета на возмещение потерь в доходах, в законодательстве не сказано. В отношении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) по государственным регулируемым ценам представители налоговой службы указали следующее.

Бюджетные ассигнования, полученные на возмещение потерь в доходах, признаются полученными в рамках основной деятельности организации и являются частью недополученной выручки получателя, которая предполагалась бы к получению в случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на условиях рыночного ценообразования. То есть такие средства являются оплатой за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), а значит, учитываются в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ, письмо ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

Если организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов, то средства государственной помощи отразите на день их фактического поступления (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления порядок отражения субсидий в налоговом учете зависит от их направленности.

Если организация получает субсидию на возмещение затрат, то она вправе отразить ее во внереализационных доходах в порядке, аналогичном для признания безвозмездно полученного имущества. Признать такой доход нужно на дату поступления средств (подписания акта приема-передачи имущества – при получении имущества, отличного от денежных средств) (подп. 1, подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456 и подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2006 г. № Ф04-5364/2006(27231-А27-35), Поволжского округа от 1 августа 2006 г. № А55-5087/2005-43).

В отношении субсидий на возмещение потерь в доходах следует учитывать следующее. Поскольку такие субсидии признаются доходами от реализации, их учтите в составе выручки в момент реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в доходы не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Средства, поступившие от государства, нужно полностью включить в доходы за два налоговых периода. Поэтому если не вся сумма субсидий израсходована к окончанию второго года, то остаток финансирования включите в доходы этого налогового периода.

Описанный порядок не распространяется на случаи, когда за счет субсидий организации приобретают амортизируемое имущество. Субсидии, потраченные для этих целей, включаются в доходы по мере начисления амортизации.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4.3 статьи 271, пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и применяется к субсидиям, полученным 1 января 2011 года и позднее.

<…>

Пример отражения в бухучете и при налогообложении получения и использования государственной помощи (субсидии на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением основных средств). Организация применяет общую систему налогообложения*

11 января 2013 года «Альфа» получила уведомление о выделении средств из федерального бюджета на финансирование капитальных расходов (приобретение производственного оборудования). В этом же месяце с поставщиком оборудования был заключен договор на поставку. В связи с тем что у организации имеются достаточные основания для выполнения условий предоставления бюджетных средств, в учете «Альфы» они отражаются по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит поквартально.

Стоимость оборудования на основании договора, заключенного с поставщиком, составила 4 720 000 руб. (в т. ч. НДС – 720 000 руб.). Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 20 января 2013 года.

«Альфа» приобрела оборудование 27 января 2013 года. В этом же месяце оборудование было введено в эксплуатацию. Для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования оборудования – десять лет (120 месяцев). Согласно учетной политике амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.

Ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском и налоговом учете составила 33 333 руб.

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе 2013 года:

Дебет 76 Кредит 86
– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора);

Дебет 51 Кредит 76
– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;

Дебет 08 Кредит 60
– 4 000 000 руб. – приобретено производственное оборудование за счет средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 720 000 руб. – учтен «входной» НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств;

Дебет 01 Кредит 08
– 4 000 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию производственное оборудование;

Дебет 60 Кредит 51
– 4 720 000 руб.перечислена поставщику стоимость оборудования за счет государственной помощи;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 4 000 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства);

Дебет 86 Кредит 98-2
– 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость «входного» НДС);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 720 000 руб. – учтен в составе прочих доходов «входной» НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств.

Начиная с февраля 2013 года по январь 2023 года ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 Кредит 02
– 33 333 руб. – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 33 333 руб. – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

При расчете налога на прибыль за I квартал бухгалтер отразил:

  • в составе доходов 4 720 000 руб.;
  • в составе расходов 66 666 руб. (амортизация за февраль и март 2013 года).

В связи с тем, что в бухучете сумма государственной помощи отражается в составе доходов по мере начисления амортизации, а в налоговом учете – всей суммой единовременно, в учете возникают вычитаемая временная разница и отложенный налоговый актив.

По окончании I квартала сумма отложенного налогового актива составила:

(4 720 000 руб. – 720 000 руб. – 33 333 руб. – 33 333 руб.) ? 20% = 786 667 руб.

Бухгалтер отразил его проводкой:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 786 667 руб. – отражен отложенный налоговый актив.

По мере начисления амортизации и отражения ее сумм в составе прочих доходов в бухучете бухгалтер будет списывать отложенный налоговый актив проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 6667 руб. (33 333 руб. ? 20%) – списан отложенный налоговый актив.

Окончательно отложенный налоговый актив спишется в декабре 2022 года.

<…>

ОСНО: НДС

При оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета НДС, предъявленный продавцом, принимать к вычету не нужно, поскольку это приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета (письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-07-11/05)*.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Рекомендация: Как отразить в бухучете расходы на НИОКР

<…>

Если в результате НИОКР организация планирует создать нематериальный актив, то затраты, связанные с проведением НИОКР, отражаются в составе внеоборотных активов (счет 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»)*. Если расходы на проведение НИОКР были учтены в составе прочих расходов предыдущих периодов, то учитывать их в составе капитальных вложений нельзя (п. 10 ПБУ 14/2007).

<…>

Если организация является заказчиком, а НИОКР выполняет подрядчик, такие расходы отразите проводкой:*

Дебет 08-8 Кредит 60 (76)
– отражены расходы на выполнение НИОКР подрядным способом.

После выполнения всех условий для признания расходов на НИОКР в составе нематериальных активов их стоимость со счета 08-8 переносится на счет 04 «Нематериальные активы»:*

Дебет 04 Кредит 08-8
– включены в состав нематериальных активов расходы на НИОКР, выполненные подрядным способом (собственными силами организации).

Стоимость нематериальных активов погашается постепенно через амортизацию (п. 23 ПБУ 14/2007)*.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Налоговый кодекс Российской Федерации Часть вторая

<…>

«Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления

<…>

4_4. Средства, полученные в виде субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника*, но не более трех налоговых периодов с даты получения указанных средств.

Данный порядок учета указанных средств не распространяется на случаи приобретения (создания) за счет этого источника амортизируемого имущества. В случае приобретения (создания) за счет указанных средств амортизируемого имущества данные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение (создание) амортизируемого имущества*».

<…>

4.ПРИКАЗ ФНС РОССИИ от 22.03.2012 № ММВ-7-3/174@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения»

<…>

«Приложение N 3
к приказу ФНС России
от 22 марта 2012 года N ММВ-7-3/174@

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций

<…>

Раздел VI. Порядок заполнения Приложения N 1 к Листу 02 "Доходы от реализации и внереализационные доходы" Декларации

<…>

6.2. При заполнении строки 100 налогоплательщики отражают внереализационные доходы, сформированные в соответствии со статьей 250 Кодекса*

<…>

Раздел VII. Порядок заполнения Приложения N 2 к Листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам" Декларации

7.1. Строка 010 заполняется организациями, осуществляющими производство товаров, выполнение работ, оказание услуг*».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка