Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
23 мая 2013 19 просмотров

Наша фирма на упрощенке 6%.С 2013 года надо вести бухгалтерский учет.У меня вопрос:надо ли детально вести учет расходов по наименованиям (канцтовары, ГСМ, различные товары (не ОС),запчасти и др.,т.е.заполнять оборотки, как при общем режиме налогообложения.Или просто хранить все расходные документы.

Организация на УСН обязана вести бухгалтерский учет в полном объеме и в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами, с отражением всех фактов хозяйственной жизни в регистрах бухучета и с использованием метода двойной записи.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Ситуация: Должна ли организация на упрощенке вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность

С 2013 года все организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если в предыдущие годы организация ограничивалась ведением бухучета только по основным средствам и нематериальным активам, то по состоянию на 1 января 2013 года нужно сформировать вступительное сальдо по остальным статьям бухгалтерского баланса и открыть необходимые регистры бухучета. В дальнейшем в этих регистрах нужно отражать все хозяйственные операции в общем порядке. Кроме того, следует разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета, которая должна включать в себя все необходимые элементы, предусмотренныеПБУ 1/2008. Подробнее об этом см. Как организовать ведение бухучетаКак составить учетную политику для целей бухучета.

На основании данных бухучета организация должна контролировать остаточную стоимость основных средств, которая при применении упрощенки не может превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если в течение года суммарная остаточная стоимость основных средств превысит эту величину, то с начала квартала, в котором было допущено превышение, организация теряет право на применение этого спецрежима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Бухгалтерскую отчетность организации, применяющие упрощенку, должны составлять и сдавать на общих основанияхФормы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.*

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Рекомендация: Как организовать ведение бухучета

<…>

Основные правила бухучета

Организации должны вести бухучет, соблюдая требования Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и ряда нормативных документов. Так, при ведении бухучета нужно руководствоваться:*

Это следует из положений статей 4 и 21 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Организация обязана вести бухучет:

  • в рублях;
  • непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения своей деятельности в результате ликвидации (реорганизации);
  • с отражением всех объектов бухучета в регистрах бухучета без пропусков и изъятий;
  • с использованием метода двойной записи (если иное не установлено федеральными стандартами).*

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 6, пунктами 2 и 3 статьи 10, пунктом 2статьи 12 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации вправе вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи), предусмотрев это в своей учетной политике (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Рекомендация: Как начать вести бухучет. До 1 января 2013 года организация вела бухучет только по основным средствам и нематериальным активам

До 2013 года организации, применяющие упрощенку, были обязаны вести бухучет только в отношении основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). С 1 января 2013 года данные организации обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом за 2012 год организации, применяющие упрощенку, сдавать бухгалтерскую отчетность не обязаны (письмо Минфина России от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/80). А значит, восстанавливать бухучет за предыдущие годы в полном объеме не нужно. Достаточно определить остатки по соответствующим счетам по состоянию на 1 января 2013 года и сформировать вступительное сальдо по соответствующим статьям Бухгалтерского баланса на 1 января 2013 года. Для этого нужно провести инвентаризацию активов и обязательств:*
основных средств и нематериальных активов;
денежных средств (на расчетном счете и в кассе);
товарно-материальных ценностей;
дебиторской и кредиторской задолженности;
– других имеющихся у организации активов и обязательств, например финансовых вложений.

После того как будет проведена инвентаризация активов и обязательств, нужно сформировать остатки по счетам по состоянию на 1 января 2013 года.

Следует отметить, что для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные правила ведения бухучета. В информации Минфина России от 19 июля 2011 г. № ПЗ-3/2010 для таких организаций предложен упрощенный план счетов. Согласно данным рекомендациям организации на упрощенке могут использовать:*
– для учета материальных запасов – счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 10, 11;
– для учета готовой продукции и товаров – счет 41 «Товары» вместо счетов 43, 41;
– для учета денежных средств в банках – счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52, 55, 57, 51;
– для учета дебиторской и кредиторской задолженности – счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79;
– для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), – счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20;
– для учета капитала – счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82, 83;
– для учета финансового результата – счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91, 99.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.1 информации Минфина России от 19 июля 2011 г. № ПЗ-3/2010.

При этом к данным счетам организация может открывать субсчета. Например, к счету 76 могут быть открыты субсчета «Расчеты с покупателями», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Подробнее об организации ведения бухучета субъектами малого предпринимательства см. Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства.

Для того чтобы отразить начальное сальдо по счетам бухучета, сформируйте проводки с использованием вспомогательного счета 00.

В учете сделайте следующие записи:

Дебет 00 Кредит 80
– учтена величина уставного капитала организации;

Дебет 01 Кредит 00
– сформирована первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 00 Кредит 02
– отражена сумма начисленной амортизации;

Дебет 08 Кредит 00
– начислены расходы на строительство объекта, который будет учтен в составе основных средств;

Дебет 10 Кредит 00
– учтена стоимость сырья и материалов на складе организации;

Дебет 41 Кредит 00
– учтена стоимость товаров (готовой продукции);

Дебет 50 Кредит 00
– учтена сумма денежных средств в кассе организации;

Дебет 51 Кредит 00
– учтена сумма денежных средств на расчетных счетах организации;

Дебет 00 Кредит 60
– отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары, работы, услуги;

Дебет 60 Кредит 00
– отражена задолженность поставщиков и подрядчиков перед организацией по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам;

Дебет 00 Кредит 76 «Расчеты с покупателями»
– отражена задолженность перед покупателями по отгруженной продукции;

Дебет 76 «Расчеты с покупателями» Кредит 00
– отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию;

Дебет 00 Кредит 66 (67)
– отражена задолженность организации по кредитным и заемным обязательствам;

Дебет 66 (67) Кредит 00
– отражена задолженность заемщиков перед организацией;

Дебет 00 Кредит 76 «Расчеты с подотчетными лицами»
– отражена задолженность подотчетных лиц по выданным суммам;

Дебет 00 (68) Кредит 68 (00)
– отражена задолженность организации по налогам (задолженность бюджета перед организацией);

Дебет 00 (69) Кредит 69 (00)
– отражена задолженность организации по страховым взносам (задолженность внебюджетных фондов перед организацией).

После того как все остатки будут разнесены по счетам, определите нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) организации. Для этого рассчитайте кредитовый и дебетовый оборот по вспомогательному счету 00.

Нераспределенную прибыль рассчитайте по формуле:

Нераспределенная прибыль = Кредитовый оборот по вспомогательному счету 00 Дебетовый оборот по вспомогательному счету 00


Нераспределенную прибыль отразите проводкой:

Дебет 00 Кредит 84
– сформирована чистая прибыль на конец отчетного года.

Сумму убытка определите по формуле:

Непокрытый убыток = Дебетовый оборот по вспомогательному счету 00 Кредитовый оборот по вспомогательному счету 00


Сумму непокрытого убытка отразите проводкой:

Дебет 84 Кредит 00
– отражен непокрытый убыток отчетного года.

Исходя из полученных данных отразите вступительное сальдо на 1 января 2013 года в Бухгалтерском балансе.

Пример проведения инвентаризации активов и обязательств и отражения их в бухучете

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку и не ведет бухгалтерский учет в полном объеме. В конце 2012 года бухгалтер «Альфы» провел инвентаризацию активов и обязательств.

В результате инвентаризации и сопоставления остатков по счетам 01 и 02 по состоянию на 1 января 2013 года выявлены следующие остатки:

Наименование Оценка, руб.
Материальные ценности и иные активы
Основные средства 600 000
Товары 100 000
Денежные средства
На расчетном счете 180 000
В кассе 20 000
Дебиторская задолженность
По выданным авансам на поставку товаров 100 000
По реализованным покупателям товарам 300 000
Кредиторская задолженность
По полученным от поставщиков товарам 150 000
По авансам, полученным от покупателей 350 000
Перед внебюджетными фондами 50 000
По единому налогу 40 000
Кредит 600 000
Капитал
Уставный капитал 10 000


Результаты инвентаризации бухгалтер отразил на счетах бухучета следующим образом:

Дебет 00 Кредит 80
– 10 000 руб. – учтена величина уставного капитала организации;

Дебет 01 Кредит 00
– 1 000 000 руб. – сформирована первоначальная стоимость основного средства;

Дебет 00 Кредит 02
– 400 000 руб. – отражена сумма начисленной амортизации;

Дебет 41 Кредит 00
– 100 000 руб. – отражена стоимость товаров;

Дебет 50 Кредит 00
– 20 000 руб. – учтена сумма денежных средств в кассе организации;

Дебет 51 Кредит 00
– 180 000 руб. – учтена сумма денежных средств на расчетном счете;

Дебет 00 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками»
– 150 000 руб. – отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары;

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками по авансам выданным» Кредит 00
– 100 000 руб. – отражена задолженность поставщиков перед организацией по отгруженным товарам;

Дебет 00 Кредит 76 «Расчеты с покупателями»
– 350 000 руб. – отражена задолженность перед покупателями по отгруженной продукции;

Дебет 76 «Расчеты с покупателями» Кредит 00
– 300 000 руб. – отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию;

Дебет 00 Кредит 66
– 600 000 руб. – отражена задолженность организации по кредитным обязательствам;

Дебет 00 Кредит 68
– 40 000 руб. – отражена задолженность организации по единому налогу;

Дебет 00 Кредит 69
– 50 000 руб. – отражена задолженность организации по страховым взносам.

Полученное сальдо по счету 00 закрывается по счету 84.

Дебет 00 Кредит 84
– 100 000 руб. – сформирована чистая прибыль отчетного года.

В Бухгалтерском балансе по состоянию на 1 января 2013 года бухгалтер «Альфы» отразил вступительное сальдо по перечисленным счетам следующим образом (тыс. руб.):

Наименование показателя На 1 января 2013 года На 31 декабря 2011 года На 31 декабря 2010 года
I. Внеоборотные активы
...
Основные средства 600
...
Итого по разделу I 600
II. Оборотные активы
Запасы 100
Дебиторская задолженность 400
...
Денежные средства 200
...
Итого по разделу II 700
Баланс 1300
III. Капитал и резервы
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 10
...
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 100
Итого по разделу III
IV. Долгосрочные обязательства
...
V. Краткосрочные обязательства
...
Кредиторская задолженность 1190
...
Итого по разделу V 1190
Баланс 1300

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка