Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Внимание: какие письма от налоговой открывать нельзя

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5
28 мая 2013 82 просмотра

Подскажите пожалуйста, как правильно отразить в бухгалтерском учете получение банковской гарантии в сумме 1 млрд.руб.? И как будут учитываться ежемесячные проценты по данной гарантии?

Банковская гарантия представляет собой обязательство банка перечислить контрагенту (кредитору) организации определенную денежную сумму при предъявлении им требования об оплате. За выдачу гарантии организация должна выплатить банку вознаграждение. Выдача банковской гарантии признается банковской операцией.

Сумма единовременного платежа за выдачу банковской гарантии отражается аналогичным образом, как и сумма взноса по договору страхования, то есть на счете 97 в корреспонденции со счетом 76. Информация о полученных гарантиях отражается за балансом – на счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» в полной сумме предоставленной банковской гарантии.

Проценты по данной гарантии включайте ежемесячно в состав прочих расходов в течение срока, на который она выдана. В бухгалтерском учете сделайте проводку: Дебет 91-2 Кредит 76 (60) – отражены проценты по банковской гарантии.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Статья: Документация. Отражаем финансовое обеспечение в балансе

При составлении бухгалтерского баланса по итогам года, у туроператоров нередко возникает вопрос: по какой статье отражать полученное финансовое обеспечение? Чтобы правильно составить отчетность за 2009 год, прочтите нашу статью.

Если заключен договор страхования

В бухгалтерском учете туроператора сумма единовременно выплаченного годового страхового взноса по договору страхования гражданской ответственности отражается по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»).*В таком случае соответствующая часть расходов будущих периодов ежемесячно списывается в дебет счета 20 «Основное производство» с последующим отнесением в дебет счета 43 «Готовая продукция».

Таким образом, в бухгалтерском балансе сумма несписанного страхового взноса будет отражаться по строке 216 «Расходы будущих периодов».

Если получена банковская гарантия

Гарантом по банковской гарантии могут быть банк, иная кредитная организация либо страховая организация.

Согласно статье 369 Гражданского кодекса РФ, банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). При этом за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Таким образом, сумма единовременного платежа за выдачу банковской гарантии отражается аналогичным образом, как и сумма взноса по договору страхования, то есть на счете 97.

Кроме того, информация о полученных гарантиях отражается за балансом – на счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» в полной сумме предоставленной банковской гарантии.*

В отчетности сумма несписанного платежа за получение банковской гарантии будет отражаться по строке 216 «Расходы будущих периодов». А полная сумма предоставленной банковской гарантии будет указана в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, к форме № 1 «Бухгалтерский баланс».

И. С. Милакова, начальник отдела налогов и права департамента аудита НКГ «2К Аудит – Деловые консультации»/TIAG (USA)

Журнал «Учет в туристической деятельности», №1, январь 2010

2.Ситуация: Как учесть при расчете налога на прибыль расходы на оплату банковской гарантии

Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой целью организация получает банковскую гарантию.

Банковская гарантия представляет собой обязательство банка перечислить контрагенту (кредитору) организации определенную денежную сумму при предъявлении им требования об оплате (ст. 368 ГК РФ). За выдачу гарантии организация должна выплатить банку вознаграждение (п. 2 ст. 369 ГК РФ). Выдача банковской гарантии признается банковской операцией (п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1).

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрено два варианта учета затрат на оплату банковских услуг:

В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, вознаграждение за выдачу банковской гарантии можно включить, если ее получение является обязательным условием деятельности организации. Например, организации, которые занимаются туроператорской деятельностью, обязаны иметь банковскую гарантию (или договор страхования ответственности туроператора) в силу требований федерального законодательства (ст. 17.1 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). В таких случаях учитывать расходы на приобретение банковской гарантии нужно на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Если оплата банковской гарантии не является обязательным условием деятельности организации, затраты, связанные с ее получением, организация может учесть на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Например, так нужно поступать, если необходимость получения банковской гарантии вызвана условиями заключенного договора или правилами проведения тендера (конкурса), в котором участвует организация.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/214, от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7. Разделяют эту позицию и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 13 марта 2007 г. № А12-11353/06-С60 и от 16 ноября 2006 г. № А12-7809/06-С51-5/38).

Если сумма вознаграждения (комиссии) банку за предоставление банковской гарантии учитывается в составе прочих или внереализационных расходов, то в расчет налоговой базы ее нужно включать равномерно в течение срока действия гарантии независимо от установленного графика платежей (единовременная оплата, поквартальная и т. д.). Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 11 января 2011 г. № 03-03-06/1/4.*

В некоторых случаях финансовое ведомство рекомендует включать расходы на оплату банковской гарантии в первоначальную стоимость приобретаемого имущества. Например, так нужно поступать, если банковская гарантия обеспечивала:

  • возврат заемных средств, привлеченных для покупки основного средства;
  • оплату товарно-материальных ценностей, отгруженных поставщиком с условием об отсрочке платежа.

Об этом сказано в письме Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/111.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Рекомендация:Как отразить в бухучете оплату банковских расходов

В зависимости от вида совершаемых операций отношения между банком и организацией (клиентом) могут регулироваться:

  • договором банковского счета (ст. 845 ГК РФ);
  • договором банковского вклада (ст. 834 ГК РФ);
  • кредитным договором (ст. 819 ГК РФ);
  • другими договорами, в которых закрепляются условия этих взаимоотношений (например, договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг)).

В рамках заключенных договоров банки вправе:

  • открывать и вести банковские счета организаций;
  • заниматься расчетно-кассовым обслуживанием (осуществлять платежи по поручению организаций (в т. ч. с помощью системы «Банк–Клиент»), проводить инкассацию, выдавать наличные деньги и др.);
  • покупать и продавать иностранную валюту (в наличной и безналичной формах);
  • выдавать кредиты (открывать кредитные линии), предоставлять поручительства, банковские гарантии;
  • принимать в доверительное управление денежные средства и иное имущество;
  • сдавать в аренду специальные помещения (сейфы, ячейки) для хранения документов и ценностей;
  • проводить лизинговые операции (как правило, в качестве лизингодателя);
  • оказывать клиентам другие услуги.

Полный перечень банковских операций приведен в статье 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1.

За обслуживание организаций банки взимают с них плату (комиссию) в соответствии с условиями заключенных договоров. Плату за свои услуги банк списывает со счета организации и оформляет банковский ордер. Такое списание может осуществляться с предварительным согласием (акцептом) и без согласия плательщика (п. 9.3 Положения, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П).

В бухучете затраты, связанные с оплатой банковских услуг, отражайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). В зависимости от условий договора на дату признания расходов сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)
– отражены расходы по оплате услуг банка (банковская комиссия).*

Фактическое списание суммы расходов с расчетного счета отразите проводкой:

Дебет 76 (60) Кредит 51
– оплачены услуги банка (списана банковская комиссия).

В таком же порядке учитываются расходы, связанные с установкой и обслуживанием системы «Банк–Клиент»(п. 18 ПБУ 10/99).

Для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) предусмотрен особый порядок учета расходов. Подробнее об этом см. Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства.

Существуют особенности и в бухучете такого вида банковских расходов, как проценты за кредиты, предоставленные организации. Например, проценты по кредиту, привлеченному для приобретения (строительства) инвестиционных активов, по общему правилу нужно включить в их первоначальную стоимость. Субъекты малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) все проценты по кредитам и займам (в том числе по привлеченным для покупки, сооружения или создания инвестиционных активов) могут включать в состав прочих расходов.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

30.05.2013г.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка