Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24
28 мая 2013 13 просмотров

Ситуация: Рекламное агентство работает с крупной табачной компанией,в свете вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в дополнение контракта внесена новая механика рекламной акции " ОБМЕН продукции марки заказчика на сторонние марки непосредственно у потребителя" для чего по условиям контракта рекламное агентство обязано собственными силами и средствами осуществить закуп указанной заказчиком табачной продукции, а полученную в обмен у потребителей табачную продукцию чужих марок утилизировать воспользовавшись услугами специализированной компании.Вопрос: Какой порядок отражения операций на счетах бухгалтерского и налогового учета? Требуется ли получение специального ОКВЭД и какого-либо разрешения? А также необходимо ли получение заключение на утилизацию?

Уважаемая Елена Алексеевна!

В ответ на Ваш вопрос от 30.05.2013г. 

сообщаем следующее: В Вашей ситуации организацией (рекламным агентством) заключен договор, в соответствии с которым:
– организация осуществляет рекламные услуги на посреднических условиях;

– организация проводит рекламную кампанию с целью привлечения внимания к заказчику и оказываемым им услугам. В ходе проведения рекламной кампании неопределенному кругу лиц передаются в обмен на их имущество продукция торговой марки заказчика;

– необходимая для проведения рекламной кампании заказчика продукция организация приобретает за счет собственных средств в собственность и возмещается за счет заказчика.

Таким образом, заключенный сторонами договор можно рассматривать как смешанный договор, содержащий элементы договора возмездного оказания услуг и агентского договора (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ).

К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
Таким образом, к договору об оказании услуг в рамках рекламной компании применяются нормы главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации товаров на территории Российской Федерации на возмездной и безвозмездной основе признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары одним лицом для другого лица.

Таким образом, для целей применения НДС передача рекламной продукции является объектом налогообложения этим налогом, и, соответственно, налогообложение налогом на добавленную стоимость данной продукции производится в общеустановленном порядке.

В случае если организация оказывает рекламные услуги, в стоимость которых включается стоимость рекламных товаров, приобретенных организацией, то НДС исчисляется с полной стоимости оказываемых услуг. При этом суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным рекламным товарам принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Об этом сказано в письме Минфина России от 03.11.2006 г. № 03-06-01-04/196.

Учитывая информацию, изложенную в данном письме Минфин России подтвердил, что рекламная компания, осуществляя обязательства по договору с заказчиком, формирует себестоимость своих услуг, в состав которых входит несколько операций:
– приобретение продукции торговой марки заказчика;
– обмен данной продукции на имущество физических лиц;
– утилизация полученной продукции.
На указанных операциях следует остановиться подробнее. Требования к рекламе табачных изделий установлены статьей 23 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы (ч. 4 ст. 23 от 13.03.2006 № 38-ФЗ).

Возникает вопрос о том, признается ли рекламой распространение товара под определенной торговой маркой в обмен на продукцию других производителей. Вероятно, что да. Косвенно этот вывод подтверждает Минфин России от 28.04.2009 г. № 03-04-05-01/255.
Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В свою очередь, товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В указанном письме финансисты указали, что розданное в рекламных акциях имущество являются видом вознаграждения (поощрения) за участие в рекламной акции, подлежащим налогообложению как доходы, полученные в натуральной форме, по ставке 13 процентов. При этом финансисты указали, что статья 217 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется, поскольку вознаграждение получено путем обмена баллов рекламной акции на полученные призы. Эта операция осуществляется в рамках рекламной компании.
Таким образом, обмен объекта рекламирования на продукцию других торговых марок с физическими лицами признается рекламой.
Следует обратить внимание на то, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламы.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, рекламная информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Это означает, что она создается не для конкретных потребителей того или иного продукта, а для всех, кого этого продукт может заинтересовать. То есть в рекламе не должны упоминаться конкретные лица (организации, граждане), на восприятие которых она направлена.
По гражданскому законодательству предметом договора мены могут быть только товары (п. 1 ст. 567 ГК РФ). Двусторонние сделки, предусматривающие обмен товаров на эквивалентные по стоимости результаты выполненных работ или оказанные услуги, к договорам мены не относятся. Такой вывод позволяет сделать пункт 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. № 69.
При реализации товаров по бартерным сделкам налоговую базу определяйте с учетом акцизов (для подакцизных товаров), но без НДС. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ.
Согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДС операции по передаче в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. В данном случае в ходе проведения рекламной акции организация раздает (обменивает) товары, фактическая себестоимость которой не превышает 100 руб. за единицу. Следовательно, передача сигарет потенциальным покупателям освобождается от налогообложения НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Да, действительно, иногда организации выгодно использовать льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Это целесообразно, когда доля совокупных расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает пяти процентов от общей величины расходов за налоговый период. В этом случае организация, не начисляя НДС при безвозмездной передаче товаров, «входной» налог по ним сможет принять к вычету. Основанием для таких действий является пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ, который позволяет пользоваться налоговым вычетом без раздельного учета.
Однако, если доля совокупных расходов по операциям, не облагаемым НДС, превышает пять процентов от общей величины расходов за налоговый период, то организация обязана вест ираздельный учет и суммы входного налога с сигарет будут включаться в стоимость обмененного имущества.

Если организации выгоднее не использовать льготу по НДС, то откажитесь от нее (приостановите ее использование). Заявление об отказе подайте не позднее 1-го числа налогового периода, с которого льгота по НДС не будет применяться. Такое право организациям предоставлено пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. «Входной» НДС по операциям, по которым организация отказалась от льготы, при соблюдении прочих условий принимайте к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Теперь необходимо остановиться на учете операций по обмену. Учтивая тот факт, что операции основываются на нормах закона о рекламе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ и объект рекламирования это товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, то приобретение табачной продукции торговой марки заказчика является товаром.

В учете данная операция отражается следующим образом:

Дебет 41 Кредит 60 (76)
– приобретены сигареты торговой марки заказчика;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражена сумма входного НДС по сигаретам;

Дебет 68 «НДС» Кредит 19
– предъявлен НДС к вычету из бюджета при условии отказа от применения льготы, установленной подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ;
Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка по отчету о переданных сигаретах гражданам;

Дебет 90-3 Кредит 68
– начислен НДС с выручки от реализации сигарет;

Дебет 90-2 Кредит 41
– списана себестоимость сигарет;

Дебет 10 Кредит 76

– отражено поступление сигарет других торговых марок от граждан (на основании отчета) (обмен подразумевает передачу равноценных товаров, поэтому стоимость полученных сигарет отражайте по цене передаваемых);

Дебет 76 Кредит 62
– сумма по передаче товаров зачтена в счет оплаты полученных сигарет.
В данном случае передача сигарет осуществляется в рамках товарообменной операции. При этом выручка признается доходом от реализации в размере, установленном сторонами договора мены (за вычетом НДС) (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248, п. п. 4, 6 ст. 274 НК РФ). При применении метода начисления такой доход учитывается на дату перехода права собственности на сигареты, то есть в момент передачи (абз. 1 п. 3 ст. 271 НК РФ). В Вашем случае выручка отражается на дату составления отчета. Переданные сигареты учитываются в качестве расходов организации и увеличивают себестоимость услуг рекламной компании.

Требования по уничтожению просроченных товаров (после предварительной экспертизы) предусмотрены в отношении табачной продукции (18 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263) При этом Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263, и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 674, установлен порядок документального оформления процедуры уничтожения товаров с истекшим сроком годности. Указанные положения не содержат специальных прав для уничтожения табичной продукции. Поэтому получение специального разрешения для утилизации табачной продукции в данном случае не нужно.

Указанные требования распространяются только на некачественную продукцию с истекшим сроком годности. Однако в Вашем случае данные расходы принимаются к учете поскольку формируют себестоимость услуг, возмещаемых заказчиком.
Таким образом, в учете данную операцию отразите следующим образом:
Дебет 94 Кредит 10
– отражена продукция граждан, предназначенная для утилизации;

Дебет 20 Кредит 94
– отражена утилизация продукции граждан;

Дебет 20 Кредит 60 (76)

– отражены расходы на утилизацию (услуги).

Распространение рекламной продукции осуществляется в рамках рекламной деятельности организации. Поэтому обязанности по открытию нового вида ОКВЭД у общества не возникает. Законодательство не содержит такого требования.

Реализацию услуг заказчику отразите:

Дебет 62 Кредит 90
– отражена стоимость услуг компании (в состав реализации заложены налоговые обязательство по сделки от обмена продукции НДС и налог на прибыль)

Дебет 90-3 Кредит 68
– начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 20
– списана себестоимость рекламных услуг.

31.05.2013 г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Ермаченко Александр

Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух» Колосова Наталья

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка