Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 июня 2013 180 просмотров

У нас есть юридический адрес. Всю почтовую корреспонденцию по которому мы получаем своевременно, так как у нас там сидит человек с доверенностью (секретарь). Также мы зарегистрировали подразделение по фактическому адресу. У нас есть уведомление об этом. Все налоги мы платим в ИФНС по юридическому адресу. Так как юридический и фактический адрес находятся в г. Санкт-Петербург, то в декларации по налогу на прибыль мы тоже указываем подразделение, но все уплачиваем в ифнс по юр.адресу. Вчера наш директор получил письмо на домашний адрес о том, что "...в соответствии с действующим законодательством местом нахождения юридического лица является место нахождения его исполнительного органа. Федеральным законом от 08.02.1998г. №14-ФЗ "Об ООО" определено, что адрес места нахождения общества указаывается в его Уставе. В соответствии с ФЗ №129 от 08.08.2001г. адрес места нахождения исполнительно органа юр.лица заносится в Единый гос.реестр юр. лиц.Нарушение указанного положения влечет административную ответственность должностного лица организации в соответствии с п.3 ст.14.25 КоАП."В Уставе указаны оба адреса. В Выписке ЕГРЮЛ юридический адрес.Вопрос: На каком основании письмо присылают директору на домашний адрес и действительно ли мы нарушаем законодательство?Все требования и запросы мы вообще получаем по ТКС.

Уважаемая Анастасия Юрьевна!

Ответ на Ваш вопрос от 04.06.2013 г. сообщаем следующее: да, при работе организации по фактическому адресу происходит нарушение законодательства, поскольку юридический адрес, указанный в ЕГРЮЛ – это место нахождения единоличного исполнительного органа, а если фактически там находится только обособленное подразделение, претензии налогового органа обоснованы.

Санкции за осуществление деятельности по фактическому, а не юридическому адресу, применяемые налоговыми органами, разнообразны, но важно отметить, что большинство из них не находят поддержки в суде.

Руководителя Вашей организации планируется привлечь к ответственности по самому распространенному на сегодняшний день основанию - за представление недостоверных или заведомо ложных сведений о месте нахождения юрлица. Основание тут – пункт 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкции - штраф на имя руководителя организации в сумме 5000 руб. или его дисквалификация.

Но позицию налоговых органов не поддерживают арбитражные суды, по мнению которых административная ответственность к руководителю организации в подобной ситуации в принципе не может быть применена. В частности, его нельзя оштрафовать за непредставление или несвоевременное представление налоговикам информации об изменении адреса, поскольку срок для подачи таких сведений законодательством не установлен. Кроме того, компания может утверждать, что представленные сведения об адресе изначально были достоверными, но изменились впоследствии.

Направление письма с уведомлением о привлечении руководителя к ответственности на его домашний адрес правомерно, поскольку ответственность за правонарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 14.25 КоАП РФ, может быть возложена на должностное лицо, которым является директор. То есть прислать уведомление на домашний адрес директора налоговый орган вправе, но само решение инспекции о привлечении к ответственности легко может быть оспорено в арбитражном суде.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Главбух» vip-версии.

1. Ситуация: По какому адресу организации – юридическому или фактическому – инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной)

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальная точка зрения по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась.

Налоговое законодательство не содержит определения юридического и фактического адресов организации. Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта налоговой проверки, то инспекция направляет акт по почте заказным письмом по местонахождению организации (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Согласно гражданскому законодательству местонахождение организации определяется по ее месту регистрации и указывается в учредительных документах (п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ). Из указанного можно сделать вывод, что направить заказное письмо с актом камеральной проверки инспекция обязана по юридическому адресу организации – тому, что указан в ее учредительных документах.

Вместе с тем, на практике достаточно часто местонахождение организации (ее фактический адрес) не совпадает с местонахождением организации в том значении, которое ему придает Гражданский кодекс РФ (с ее юридическим адресом). В такой ситуации для своевременного получения корреспонденции организация может уведомить инспекцию в произвольной форме о своем фактическом адресе с просьбой направлять по нему все почтовые извещения.*

При наличии подобного уведомления высылать корреспонденцию, в частности акт налоговой проверки, инспекция должна по известному ей фактическому адресу организации. В арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Московского округа от 5 августа 2009 г. № КА-А40/7347-09от 14 мая 2009 г. № КА-А40/4091-09от 10 февраля 2009 г. № КА-А40/12874-08от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13307-08).

Если организация не получила акт налоговой проверки (например, из-за отправки инспекцией заказного письма с актом по юридическому адресу организации, по которому она фактически отсутствует), то сам по себе данный факт не может стать основанием для отмены решения по проверке.

Внимание: если организация осуществляет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то налоговая инспекция может сделать предупреждение ее должностным лицам (например, руководителю) или оштрафовать их на сумму 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ и письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2007 г. № 09-10/060223).*

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Статья: Чем опасно, когда компания работает не там, где зарегистрирована, и как при этом снизить риски

Чем поможет эта статья:
Вы определите для себя, как лучше действовать, если юридический адрес вашей компании отличается от фактического.

От чего убережет:
От штрафов со стороны налоговых инспекторов и неприятностей с банками.

Чем несовпадение адресов грозит сегодня

Довольно типичная ситуация. Учредители зарегистрировали компанию по одному адресу, а деятельность на самом деле ведут совсем по другому. Вот и получается, что у организации два адреса: один на бумаге – юридический, второй – фактический.

Тут оговоримся, что в законодательстве нет таких понятий, как «юридический» или «фактический» адрес. Есть только «адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа». Тот, по которому зарегистрирована компания. И именно эти данные значатся в уставе, а потом попадают и в ЕГРЮЛ. Таковы правила пунктов 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ.*

Что же страшного, если компания работает по адресу, отличному от прописанного в учредительных документах? О возможных последствиях мы скажем прямо сейчас. А о том, как избежать всех неприятностей и что учесть в работе, – в следующем разделе.

Штраф за недостоверные сведения

На сегодняшний день в ситуации, когда реальный адрес компании не совпадает с юридическим, наиболее вероятным наказанием со стороны налоговых инспекторов станет штраф на имя руководителя организации в сумме 5000 руб. Основание тут – пункт 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Правда, с такой санкцией в ФНС России согласились лишь в прошлом году – в письме от 5 мая 2010 г. № МН-20-6/622. До этого же налоговики долгое время предъявляли претензии к самой компании. Более того, не найдя компанию по его «законному» местонахождению, многие ревизоры сразу обращались в суд. Они были убеждены, что предприятие нарушило закон, заявив при регистрации фиктивный адрес. Поэтому его можно ликвидировать (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

К счастью, судьи подобные иски не удовлетворяли. Ведь непременное условие для ликвидации – это неустранимый характер нарушения. А расхождение в адресах можно легко исправить, если внести изменения в устав (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2010 г. по делу № А56-25535/2009).*

Санкции за то, что не сообщили в ИФНС о создании подразделения

Порой инспекторы рассуждают и так. Если организация ведет деятельность по адресу, не указанному в учредительных документах, значит, там, по сути, работает ее обособленное подразделение. А известить о создании такового вы обязаны в течение месяца, как того требует подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.*

Уведомления не поступило? Получайте штрафы на организацию. Во-первых, по статье 126 Налогового кодекса РФ – 200 руб. И во-вторых, по статье 116 того же кодекса в размере как минимум 10 000 руб. Это за то, что компания ведет деятельность через обособленное подразделение, не поставленное на учет в налоговой инспекции.

Руководителя же или другого ответственного сотрудника организации накажут уже в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. В данном случае основаниями для штрафов могут быть пункт 1 статьи 15.6 либо статья 15.3. Но поскольку наказать за одно и то же нарушение дважды ревизоры не вправе, они применят наиболее суровую меру из двух. То есть последнюю – в размере от 2000 до 3000 руб.

Хорошо если фактический адрес организации подведомствен той же инспекции, в которой числится сама организация. Тогда ставить на учет обособленное подразделение закон не требует. А потому и вышеперечисленных штрафов можно не бояться.

Отказ банка обслуживать организацию

А вот еще неприятная вещь. Банк вправе перестать обслуживать счет компании, если ее фактический и юридический адреса не совпадают. И тут даже судьи не помогут. Об этом свидетельствуют, к примеру, постановления Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 1307/10ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2011 г. № Ф03-9534/2010.

В общем-то, все по закону. Банк может отказаться заключать с компанией договор, если та не находится по адресу, зарегистрированному по уставу. Так поступить прямо разрешает пункт 5.2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов...».*

Несвоевременная доставка или утеря важной корреспонденции

По общим правилам налоговики направляют все письма по тому адресу, по которому зарегистрирована компания. Даже если это квартира одного из учредителей. Недавно об этом предупредили представители ФНС России в письме от 23 сентября 2011 г. № ПА-21-6/293. Объясняется все довольно просто. Ревизоры пользуются сведениями, занесенными в ЕГРЮЛ. А именно туда и попадает адрес учредителя, если таковой заявили в качестве юридического (п. 2 ст. 8п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Представьте, если инспекторы направят по юридическому адресу письмо с требованием погасить задолженность по налогам. А вы его вовремя не увидите. В результате инспекторы могут заблокировать ваш счет, а впоследствии предъявить еще и штраф.

Кроме того, не забывайте, что важная корреспонденция может быть не только из налоговой, но и из внебюджетных фондов или от контрагентов.

Что предпринять в идеале, чтобы совсем уйти от споров

Понятно, что хочется вообще избежать всяческих неблагоприятных последствий, связанных с расхождением юридического и фактического адресов. И тут есть два варианта действий.

Первый вариант – перерегистрируйте компанию на фактический адрес

Конечно, лучше всего сделать так, чтобы фактический и юридический адреса организации совпадали. Во всяком случае это самый надежный способ. И правильный с точки зрения гражданского законодательства. Он подойдет для того случая, когда по юридическому адресу вообще никакой деятельности нет.

Итак, в свою налоговую инспекцию либо в ту, что занимается регистрацией юрлиц (если таковая есть в вашем городе), необходимо подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Для этого есть форма № Р13001, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. Но лучше используйте бланк в том виде, в котором его рекомендовала ФНС России в письме от 25 июня 2009 г. № МН-22-6/511@. Просто утвержденная форма не отвечает требованиям сегодняшнего законодательства, поэтому налоговики ее слегка дополнили и разместили на сайте www.nalog.ru.

К заявлению приложите решение о внесении изменений в устав, сам устав в новой редакции либо отдельный документ «Изменения к уставу». А также платежное поручение об уплате госпошлины. Такой набор бумаг предусмотрен пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

В общем-то, все не так уж и трудно. Единственное, что может осложнить ситуацию: новый адрес подведомствен другой налоговой инспекции. Тут вам придется набраться терпения, поскольку предстоит снимать компанию с учета в старой ИФНС и ставить на учет в новой. А на это может уйти месяц, и не один.

Второй вариант – закрепите по второму адресу обособленное подразделение

Допустим, ваше руководство не желает менять адрес, прописанный в уставе. Или просто по юридическому адресу, также как и по фактическому, все же есть какой-то бизнес. В таком случае вам достаточно встать на учет в инспекцию по реальному местонахождению, заявив об обособленном подразделении. И заметьте, вы не обязаны прописывать его в уставе компании, если это не филиал и не представительство.

Здесь ваши действия будут следующими. Во-первых, письменно сообщите о создании обособленного подразделения в ИФНС по месту учета самой компании (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для этого используйте специальную форму № С-09-3-1. Обратите внимание: это новый бланк, недавно утвержденный приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@. Тут от вас даже не требуется прикладывать какие-либо документы о создании подразделения.

И во-вторых. Если по юридическому адресу деятельности никакой нет, советуем направить в инспекцию, где значится ваша компания, письмо. В нем попросить всю корреспонденцию, предназначенную для организации, отсылать по адресу подразделения (см. образец).

Как безопасно действовать, если официально менять ничего не хочется

Как быть, если нет возможности ни перерегистрировать адреса компании, ни поставить на учет обособленное подразделение? Что же, в таком случае вам надо постараться хотя бы не акцентировать внимание ревизоров на различии в адресах.

Следите за адресами в «первичке» для контрагентов

Само собой, своим партнерам вы легко можете сообщить реальное местонахождение по телефону. Но вот в документах, которые вы для них оформляете, безопаснее писать тот адрес, который значится в вашем уставе.

В том, что в счете-фактуре необходимо указывать строго юридический адрес, давно убеждены чиновники. Если их требования проигнорировать, у вашего контрагента могут возникнуть проблемы с вычетом НДС (подробнее об этом читайте комментарий ниже).

А вот в первичных документах (накладные, акты, квитанции) закон вообще не обязывает писать адрес организации. Такие сведения вы не найдете в числе обязательных реквизитов, если заглянете в статью 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Само собой, когда речь идет об унифицированной форме, заполнять необходимо все ее реквизиты. А там уже адрес не исключен. Взять хотя бы товарную накладную по форме № ТОРГ-12. Правила не уточняют, какой именно адрес обозначать в ней: юридический или фактический. Но чтобы он не отличался от того, который вы указываете в счетах-фактурах, безопаснее везде использовать адрес по уставу.

Организуйте доставку почты

Как мы говорили, различие в адресах может обернуться тем, что вы рискуете пропустить важное письмо от контролеров. А вместе с этим и строго установленные сроки, нарушение которых грозит штрафами. Чтобы обеспечить бесперебойную связь с инспекцией, договоритесь с почтой, что будете забирать корреспонденцию сами. То есть попросите, чтобы почтальон не разносил письма по юридическому адресу.

По «уставному» адресу находится какая-то другая организация? Договоритесь с ее сотрудниками, что они будут сообщать вам о полученных для вас письмах. Или можете оформить на такую компанию доверенность, по которой ее представители смогут забирать вашу корреспонденцию.*

Ваша компания ведет деятельность по тому же адресу, где и зарегистрирована?

Частые вопросы, которые возникают в отношении адреса компании

Если продавец указал в счете-фактуре фактический адрес, вы рискуете получить отказ в вычете НДС

Главное, о чем важно помнить

С. Амплеева ведущий эксперт журнала «Главбух» Журнал «Главбух», №22, ноябрь 2011

3. Статья:Если юридический адрес не совпадает с фактическим

Наша организация применяет упрощенную систему и имеет два адреса – юридический и фактический. Регистрировала ее юридическая фирма, она же предоставила адрес. В том месте, что располагается по адресу, указанному в уставе, мы никогда не были, и с компанией, которая по нему находится, не общались. Недавно налоговая инспекция приостановила операции по нашему расчетному счету. Оказалось, что бухгалтер-кассир, заполнявшая платежное поручение об уплате налога, ошиблась в реквизитах, и у нас образовалась недоимка. Требование об уплате задолженности по налогу было направлено по почте на наш юридический адрес. Естественно, мы его не получили, о задолженности не знали и в указанный в документе срок ее не погасили. В связи с этим руководитель инспекции принял сначала решение о взыскании, а затем о приостановлении операций. Чтобы работать с расчетным счетом, нам лучше срочно погасить недоимку, а потом уже выяснять, куда была зачислена сумма по ошибочному платежному поручению. Это понятно. Но что предпринять, чтобы такая ситуация не повторилась? Перерегистрироваться по фактическому адресу или есть другой вариант?

Е.В. Сомова, бухгалтер, г. Задонск

Нежелательные последствия

Если организация ведет деятельность по другому адресу, чем указано в учредительных документах, налоговая инспекция может это воспринять как создание обособленного подразделения. Кроме того, при наличии двух адресов существует вероятность, что отправленная важная корреспонденция (требование об уплате налога или о представлении документов в налоговую инспекцию, акт налоговой проверки и т. д.) не дойдет до организации вовремя или она не получит ее вовсе (как в рассматриваемом случае). В дополнение к этому руководителя могут оштрафовать за представление недостоверных сведений о юридическом лице.

Прежде чем рассматривать нежелательные последствия, выясним, что означает «юридический» или «фактический адрес». В гражданском законодательстве нет таких понятий. Однако есть термин «место нахождения юридического лица», под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК?РФ). Этот адрес указывается в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом. Соответственно, говоря о фактическом адресе, имеют в виду адрес, по которому организация действительно находится и осуществляет предпринимательскую деятельность. Чем же грозит наличие двух адресов?

1.?Ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах, может быть приравнено к созданию обособленного подразделения. Многие не придают этому значения, справедливо считая, что при упрощенной системе можно иметь обособленные подразделения, а значит, принудительного перехода на общий режим из-за наличия двух адресов не будет. Так и есть. Однако если организация не известит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, то инспекция, узнав об этом спустя месяц, вероятно, начислит штрафы.

Напомним, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК?РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК?РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК?РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:
–?организацию – на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка – более 90 календарных дней);
–?руководителя – в размере от 500 до 1000 руб.

Если же налоговые органы докажут, что организация не просто опоздала подать заявление, а уклонялась от постановки на учет, с руководителя могут взыскать от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Размеры штрафов для организации в этом случае будут такими:
–?10% доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК?РФ);
–?20% доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК?РФ).

Заметим, вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, если организация по другим основаниям состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, где создано подразделение (п. 4 ст. 83 НК?РФ). Значит, если фактический адрес организации подведомственен налоговой инспекции, в которой организация уже состоит на учете, привлечь ее к ответственности по статьям 116 и 117 НК?РФ (руководителя – по статье 15.3 КоАП РФ) нельзя.

2.?Неполучение корреспонденции. Здесь все зависит от того, насколько важным было письмо, которое пришло на юридический адрес организации. В рассматриваемом случае компания не получила требование об уплате задолженности по налогу. Это привело к тому, что операции по счету были приостановлены.

На адрес, указанный в учредительных документах, могут присылать письма не только налоговые инспекции, но и внебюджетные фонды, другие государственные органы, а также контрагенты. Ведь именно такой адрес должен быть указан в большинстве официальных документов общества. Чтобы избежать неприятностей, советуем хотя бы наладить контакт с лицами, находящимися по вашему юридическому адресу. Допустим, заключить с ними договор, согласно которому за определенную плату они бы своевременно пересылали полученную корреспонденцию на ваш фактический адрес. Тогда обо всех важных событиях вы будете узнавать вовремя, а большинство неприятностей удастся избежать.

3.?Взыскание штрафа с руководителя организации за представление недостоверных сведений. Согласно пункту 3 статьи 14.25 КоАП РФ подача недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган влечет предупреждение или взыскание штрафа с руководителя в размере 5000 руб. При этом недостоверными сведениями считаются неточности и искажения в документах. Обратите внимание: в данном случае имеется в виду, что лицо, указывающее их, не имеет умысла на совершение противоправных деяний. Когда же в уставе записывают адрес, который отличается от фактического места нахождения, действуют, наоборот, сознательно. Поэтому налоговые органы, как правило, штрафуют по другому основанию. Так, за представление в регистрирующий орган документов с заведомо ложными данными с руководителя взимается штраф в размере 5000 руб. или он дисквалифицируется на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Заметим, налоговые органы в этом случае должны доказать, что руководитель знал о содержащихся в бумагах искажениях.*

Что можно изменить

Чтобы избежать нежелательных последствий, связанных с наличием у организации юридического и фактического адресов, нужно внести изменения в устав и указать в нем реальное место, где ведется предпринимательская деятельность. Как вариант можно по фактическому адресу зарегистрировать обособленное подразделение.

Чтобы внести изменения в учредительные документы, нужно подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. К нему следует приложить решение о внесении изменений в устав, учредительные документы в новой редакции (или отдельный документ «Изменения к уставу»), платежное поручение об уплате госпошлины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Обратите внимание: если новый адрес подведомственен другой налоговой инспекции, придется снимать организацию с учета в старой инспекции и ставить на учет в новой. Это может занять несколько месяцев. Тем не менее внести изменения в устав – самый надежный и с точки зрения гражданского законодательства правильный способ, позволяющий избежать споров по поводу наличия юридического и фактического адресов у организации.

Если же по каким-то причинам организация не желает менять адрес, указанный в уставе, она может встать на учет в налоговой инспекции по месту своего фактического нахождения, указав по нему обособленное подразделение. Однако это имеет смысл только в случае, когда корреспонденция, приходящая на юридический адрес, доставляется организации вовремя. Иначе писем от налоговой инспекции организация все равно не получит, так как большинство из них будет отправляться на адрес головного офиса, и могут возникнуть нежелательные последствия, о которых говорилось выше.

Итак, чтобы официально оформить обособленное подразделение, нужно:
1) письменно сообщить о его создании в налоговую инспекцию, в которой организация состоит на учете (форма заявления № С-09-3 утверждена приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@);
2) если юридический адрес относится к территории, подведомственной одной налоговой инспекции, а фактический – другой, по месту нахождения подразделения подать заявление о постановке на учет (форма № 1-2-Учет утверждена приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@).*

Что говорят суды

Арбитражная практика складывается по-разному. Так, ФАС Дальневосточного округа вынес постановление от 18.08.2008 № Ф03-А16/08-1/3231, в котором отклонил заявление истца о признании недействительным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации организации. В заявлении о государственной регистрации был указан адрес, по которому созданная организация не может располагаться на законных основаниях. Дело в том, что по данному адресу находилась другая организация, арендующая помещение и не имеющая права передавать его в субаренду. В связи с этим регистрирующий орган посчитал пункт 2 заявления (где указывается место нахождения организации) незаполненным, заявление непредставленным и в регистрации отказал. Судьи согласились с этим. Заметим, что ВАС также поддержал изложенную позицию (Определение от 19.11.2008 № 14799/08).

Однако есть арбитры, которые принимают сторону налогоплательщиков. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа признал неубедительными доводы регистрирующего органа о том, что в заявлении о государственной регистрации указан адрес помещения, являющегося местом массовой регистрации (постановление от 18.06.2009 № А19-13375/08). В данном случае организация представила в регистрирующий орган полный перечень документов, поэтому, по мнению суда, у регистрирующего органа не было оснований отказать в государственной регистрации.

По другому делу, заслушанному ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 08.08.2008 № А19-15892/07-Ф02-3742/08), был сделан вывод, что действующее законодательство не запрещает регистрировать нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу. Следовательно, заявление о государственной регистрации, в котором указан адрес, совпадающий с адресом места нахождения других юридических лиц, не является не соответствующим требованиям законодательства.

В то же время часто все риски неблагоприятных последствий того, что из-за наличия фактического и юридического адресов информация не доходит (несвоевременно доходит) до организаций, суды возлагают именно на них. Например, ФАС Северо-Западного округа заключил, что общество должно было позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в учредительных документах, по которому налоговая инспекция правомерно ее направляла (постановление от 02.08.2006 № А42-10185/2005). Поскольку налогоплательщик этого не сделал, он не вправе ссылаться на отсутствие у него писем от инспекции как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими для него неблагоприятными последствиями.

Есть еще одно интересное дело, выигранное налогоплательщиком (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2007 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37)). Общество внесло изменения в учредительные документы, касающиеся смены места нахождения, а территориальная налоговая инспекция их зарегистрировала. Межрайонная инспекция, проведя налоговую проверку, установила, что по новому адресу оно не располагается, и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения территориальной инспекции о регистрации изменений. Однако суд отклонил ее доводы, указав, что отсутствие общества по юридическому адресу на дату проверки не является доказательством того, что при регистрации изменений представлены недостоверные сведения о месте нахождения.

Журнал «Упрощенка», №1, январь 2010 Н.А. Теплова, эксперт журнала «Упрощенка»

6. Статья: Чем грозит несовпадение юридического и фактического адресов организации

Понятия «фактический адрес» и «юридический адрес» организации законодательством не предусмотрены. На практике юридическим адресом обычно считают место государственной регистрации компании. Под фактическим адресом понимается место, где в действительности расположена организация, то есть адрес, по которому она фактически ведет свою деятельность. Он не всегда совпадает с юридическим адресом и обычно не указывается ни в учредительных документах, ни в ЕГРЮЛ.

Летом текущего года ФНС России на своем сайте www.nalog.ru в подразделе «Проверь себя и контрагента» разместила новый сервис «Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует». Налоговики рекомендуют всем, и прежде всего банкам, использовать эту информационную базу для выявления неблагонадежных партнеров и фирм-однодневок. Более того, включенные в указанный список компании рискуют попасть под усиленный контроль со стороны кредитных учреждений. А те в свою очередь вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания (письмо Банка России от 28.06.12 № 90-Т). Информация о том, какие еще возможны неблагоприятные последствия при несовпадении фактического и юридического адресов организации, представлена в таблице.

Что конкретно выявлено Возможные последствия (для организации и ее должностных лиц) Позиция Минфина России, налоговых органов, Банка России или судов
<…>
Организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ Налоговики имеют право обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица, но суд им, скорее всего, откажет

ФНС России указала, что инспекция вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при его создании были допущены грубые неустранимые нарушения закона или иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов по государственной регистрации юрлиц (письмо ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622п. 2 ст. 61 ГК РФ и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ).

Одним из таких нарушений налоговые органы считают ведение организацией деятельности по адресу, отличному от указанного в ее учредительных документах или в ЕГРЮЛ.

Президиум ВАС РФ отметил: если допущенное компанией нарушение не является грубым и носит устранимый характер, суд вправе предложить ей принять меры по его устранению и установить для этого необходимый срок. Лишь в случае неустранения нарушения в отведенный срок суд может решить вопрос о ликвидации юридического лица (п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, приведенного в приложении к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50).

Суды чаще всего отклоняют требования налоговиков о ликвидации организации в связи с несовпадением ее юридического и фактического адресов. Ведь данное нарушение не является грубым и носит устранимый характер, поскольку организация вправе внести соответствующие изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ (постановления ФАС Дальневосточного от 19.02.08 № Ф03-А73/08-1/197 и от 13.02.07 № Ф03-А73/06-1/5353, Северо-Западного от 14.02.08 № А44-1549/2007и от 21.02.07 № А56-58777/2005, Западно-Сибирского от 17.07.07 № Ф04-4814/2007(36344-А03-40) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22)Северо-Кавказского от 25.06.07 № Ф08-3628/2007-1476А округов)*

Налоговики могут отказать организации в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, но суд, скорее всего, признает отказ незаконным

На практике налоговики нередко отказывают организациям в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ссылаясь на отсутствие юрлица по адресу, указанному в поданных документах.

Суды чаще всего признают такой отказ неправомерным и обязывают налоговые органы зарегистрировать изменения (постановления ФАС Северо-Кавказского от 07.08.12 № А32-34762/2011от 30.05.12 № А32-19045/2011 и от 06.09.10 № А32-43976/2009,Северо-Западного от 25.01.11 № А56-12024/2010 и Московского от 15.12.10 № КГ-А40/14306-10 округов). По мнению судов, отказ в госрегистрации не допускается, если организация представила все необходимые для этого документы (подп. «а» и «б» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Исчерпывающие перечни таких документов в зависимости от ситуации приведены в статье 17 Закона № 129-ФЗ. Запрашивать какие-либо дополнительные документы и сведения налоговики не вправе (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Так как не наделены они полномочиями по проведению экспертизы представленных документов и проверки достоверности сведений, вносимых юрлицами в свои учредительные документы

Налоговики могут обязать организацию внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся места ее нахождения, но суды считают такое требование незаконным

Суды приходят к выводу, что, даже если инспекция выявит несовпадение юридического и фактического адресов компании, она не вправе потребовать от организации внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (постановления ФАС Московского округа от 02.11.06 № КА-А40/10640-06от 24.10.06 № КГ-А40/10076-06 и от 12.10.06 № КГ-А40/9671-06). Ведь нормами Закона № 129-ФЗ предусмотрен заявительный, то есть добровольный, порядок подачи документов для совершения налоговиками регистрационных действий (п. 5 ст. 5 и ст. 17 Закона № 129-ФЗ). Инспекторы не наделены правом возложения на юрлицо обязанности по представлению в регистрирующий орган документов и сведений, необходимых для внесения тех или иных изменений в ЕГРЮЛ. Как не могут они обратиться в суд с иском об обязании коммерческой организации совершить действия по внесению изменений в свои учредительные документы или ЕГРЮЛ.

Кроме того, суды отмечают, что отсутствие организации на момент проведения проверки по адресу, указанному в учредительных документах, еще не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату ее регистрации (постановления ФАС Северо-Западного от 27.02.10 № А56-25535/2009, Западно-Сибирского от 01.04.08 № Ф04-1548/2008(1783-А03-24)от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22), Московского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06от 16.10.06 № КГ-А40/7643-06 и от 15.06.06 № КГ-А40/4350-06округов)*

Налоговики могут оштрафовать или даже дисквалифицировать руководителя организации за представление недостоверных или заведомо ложных сведений о месте нахождения юрлица, но суды признают применение таких мер незаконным

Налоговые органы трактуют несовпадение фактического и юридического адресов организации как представление недостоверных или заведомо ложных сведений о юрлице либо как непредставление или несвоевременное представление таких сведений (письма ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622, УФНС России по г. Москве от 14.08.07 № 34-25/076853и от 26.06.07 № 09-10/060223@).

За указанные нарушения предусмотрен административный штраф для руководителя организации в размере 5000 руб. А за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть применены штраф в том же размере или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

ФНС России рекомендует инспекциям применять к руководителям организаций, у которых не совпадают юридический и фактический адреса, именно дисквалификацию (п. 2 Обзора по вопросу применения дисквалификации должностных лиц организаций, приведенного в приложении кписьму от 13.09.05 № ЧД-6-09/761@). Ведь руководитель заведомо знает о том, что организация не находится по указанному в ЕГРЮЛ или учредительных документах адресу, и все равно указывает в документах именно его.

Суды считают, что административная ответственность к руководителю организации в подобной ситуации в принципе не может быть применена. В частности, его нельзя оштрафовать за непредставление или несвоевременное представление налоговикам информации об изменении адреса, поскольку срок для подачи таких сведений законодательством не установлен.

Как правило, нельзя применить меры ответственности и за представление недостоверных или заведомо ложных сведений. Ведь в этом случае налоговики должны представить суду доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений об адресе юрлица, например протокол осмотра помещения или опроса свидетелей (ст. 90 и 92 НК РФ). Причем такой протокол должен быть составлен именно на дату подачи организацией того или иного документа, содержащего сведения о ее адресе. Очевидно, что сделать это практически невозможно.

Тем более что компания может утверждать, что представленные сведения об адресе изначально были достоверными, но изменились впоследствии (постановления ФАССеверо-Западного от 24.09.08 № А26-7335/2007Западно-Сибирского от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37)Восточно-Сибирского от 15.05.07 № А69-2603/06-3-Ф02-2744/07 и Московского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 округов)*

Налоговики вправе обязать организацию зарегистрировать обособленное подразделение по ее фактическому адресу

Налоговые органы могут посчитать, что у организации возникло обособленное подразделение, если она ведет деятельность по адресу, который отличается от указанного в ЕГРЮЛ. Ведь таковым является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом неважно, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах компании.

Организации обязаны сообщать в свою инспекцию о создании на территории РФ обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 и п. 4 ст. 83 НК РФ). При невыполнении этого требования считается, что обособленное подразделение вело деятельность без постановки его на учет в налоговых органах. Такое нарушение влечет взыскание с организации штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Судебной практики по данному вопросу пока не сложилось, так как ответственность за ведение деятельности без постановки на учет появилась в пункте 2 статьи 116 НК РФ лишь со 2 сентября 2010 года. До этой даты предусматривалась ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ в прежней редакции, она утратила силу со 2 сентября 2010 года).

Тем не менее в других ситуациях, когда налогоплательщики ведут деятельность через незарегистрированные обособленные подразделения,суды соглашаются с применением штрафных санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 116 НК РФ (постановления ФАС Поволжского от 27.09.11 № А06-7317/2010 и Северо-Кавказского от 24.08.11 № А32-35211/2010 округов)

Налоговики вправе оштрафовать организацию за ведение деятельности без постановки на учет (п. 2 ст. 116 НК РФ)
Обслуживающий банк вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, а при попытке открыть новый расчетный счет в другом банке может последовать отказ в этом

Банк России рекомендовал кредитным организациям в случае отсутствия юрлица по своему местонахождению воспользоваться имеющимся у них правом и отказать ему в заключении договора банковского счета (письмо от 28.06.12 № 90-Т). Такая возможность предусмотрена пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

А если договор банковского счета уже был заключен, то банк вправе отказать организации в предоставлении ей услуг дистанционного банковского обслуживания (например, не проводить платежи через системы «Клиент-Банк» или «Интернет-Банк») и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе.Причем соответствующие условия Банк России рекомендует включать в договоры банковского счета, заключаемые между кредитными организациями и клиентами.

Кроме того, Банк России указал, что кредитным организациям необходимо обеспечить повышенное внимание к операциям таких клиентов и направлять сведения о представителях этих юрлиц в Федеральную службу по финансовому мониторингу (письма Банка России от 28.06.12 № 90-Т и от 29.12.03 № 183-Т)

В счете-фактуре указан адрес поставщика или покупателя, отличающийся от адреса, числящегося в ЕГРЮЛ Налоговики откажут в вычете НДС по такому счету-фактуре

Минфин России пояснил, что при заполнении счета-фактуры адреса покупателя и продавца должны указываться в соответствии с их учредительными документами (письма от 09.11.09 № 03-07-09/57 и от 16.10.09 № 03-07-14/98).

Налоговики придерживаются такого же мнения (письма УФНС России по г. Москве от 13.12.06 № 19-11/109634 и УМНС России по г. Москве от 01.07.04 № 24-11/43467). Если в счете-фактуре указан не юридический, а фактический адрес, да еще и тот, который отсутствует в учредительных документах, налоговые органы отказывают в вычете НДС по нему.

Судебная практика неоднозначна. В большинстве случаев суды приходят к выводу, что указание в счете-фактуре фактического адреса не является нарушением (постановления ФАС Дальневосточного от 25.01.12 № Ф03-6188/2011 и от 08.10.08 № Ф03-3910/2008, Северо-Кавказского от 13.01.12 № А53-2921/2011от 12.05.11 № А53-16333/2010 и от 21.04.11 № А5314613/2010, Московского от 01.02.11 № КА-А40/17664-10от 19.10.10 № КАА40/12216-10 и от 20.08.10 № КА-А40/7668-10Поволжского от 23.10.09 № А55-18459/2008, Северо-Западного от 03.04.09 № А56-19666/2008 и от 20.06.08 № А56-36303/2007Уральского от 27.05.08 № Ф09-3750/08-С2 округов).

Чаще всего суды отмечают, что в главе 21 НК РФ не конкретизировано, какой именно адрес следует указывать в счете-фактуре (подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ). Значит, это может быть как юридический, так и фактический адрес. Тем более что указание в счетах-фактурах фактического адреса налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС Московского округа от 01.02.11 № КА-А40/17664-10).

Вместе с тем есть немало судебных решений, в которых покупателю было отказано в вычете НДС из-за того, что в счете-фактуре указан адрес, не соответствующий учредительным документам. Такие счета-фактуры признаны составленными с нарушением правил, установленных статьей 169 НК РФ (постановления ФАС Дальневосточного от 14.09.09 № Ф03-4582/2009, Поволжского от 10.09.09 № А12-2476/2009 и от 04.10.06 № А65-9676/2006-СА2-22, Восточно-Сибирского от 17.04.07 № А19-20355/06-15-Ф02-1625/07от 26.10.06 № А74-1635/06-Ф02-5537/06-С1от 15.06.06 № А19-42713/05-5-Ф02-2903/06-С1 и от 31.05.06 № А19-1357/06-18-Ф02-2530/06-С1округов)

Наоборот, в счете-фактуре указан не фактический, а юридический адрес поставщика или покупателя Налоговики откажут в вычете НДС по такому счету-фактуре, если выяснится, что по указанному в нем юридическому адресу контрагент фактически не находится

Официальная позиция Минфина Россиизаключается в том, что при заполнении счета-фактуры адреса покупателя и продавца следует указывать в соответствии с их учредительными документами (письма от 09.11.09 № 03-07-09/57 и от 16.10.09 № 03-07-14/98). Получается, если в счете-фактуре указан именно юридический адрес, то проблем с вычетом НДС не должно возникнуть. Ведь данное требование выполнено.

Однако на практике, если налоговикамстановится известно, что по юридическому адресу, указанному в счете-фактуре, контрагент фактически не находится, они все равно отказывают покупателю в вычете налога по такому счету-фактуре.

Суды в большинстве случаев подтверждают право налогоплательщика на вычет НДС в такой ситуации. Ведь в статье 169 НК РФ не установлено, какой конкретно адрес – юридический или фактический – должен содержаться в счете-фактуре (постановления ФАС Поволжского от 01.11.11 № А55-3313/2011и от 18.05.09 № А12-16391/2008Северо-Кавказского от 21.04.11 № А53-14613/2010,Московского от 15.12.10 № КА-А40/15359-10 иСеверо-Западного от 13.09.10 № А66-11993/2009 округов).

Более того, суды отмечают, что фактическое ненахождение продавца или покупателя по юридическому адресу не означает, что в счете-фактуре следует указывать адрес, отличный от содержащегося в учредительных документах и ЕГРЮЛ (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 18.07.07 № А19-26566/06-Ф02-3424/07 и Поволжского от 08.11.07 № А55-2208/07 округов).

Суды также приходят к выводу, что отсутствие контрагента по его юридическому адресу не свидетельствует о несоответствии счетов-фактур требованиям Налогового кодекса (постановления ФАС Центрального от 20.01.11 № А35-3657/2009Московского от 21.07.10 № КА-А40/7524-10Поволжского от 19.05.10 № А12-19524/2009Северо-Западного от 21.12.09 № А66-4521/2009 и Дальневосточного от 25.02.09 № Ф03-382/2009 округов). Однако имеются судебные решения, в которых суды согласились с отказом в вычете НДС при несоответствии адреса, указанного в счете-фактуре, фактическому адресу контрагента (постановления ФАС Восточно-Сибирского от 17.04.07 № А19-20355/06-15-Ф02-1625/07,Дальневосточного от 01.11.06 № Ф03-А73/06-2/3439 и Поволжского от 04.10.06 № А65-9676/2006-СА2-22 округов)

В счете-фактуре указано несколько адресов поставщика или покупателя Налоговики откажут в вычете НДС по такому счету-фактуре

Минфин России разъяснил, что если в учредительных документах организации закреплены и юридический, и фактический адреса, то указание в счете-фактуре обоих адресов не противоречит нормам Налогового кодекса и правилам заполнения счетов-фактур (письмо от 07.08.06 № 03-04-09/15). Следовательно, покупатель вправе принять к вычету НДС по такому счету-фактуре.

На практике налоговики отказывают в вычете НДС, если в счете-фактуре указаны оба адреса, но в учредительных документах закреплен только один из них.

Суды приходят к выводу, что наличие в счете-фактуре как юридического, так и почтового адреса налогоплательщика не может быть препятствием для вычета НДС по нему (постановления ФАС Северо-Кавказского от 26.02.09 № А32-1244/2008-13/27 и Московского от 02.02.07 № КА-А40/13132-06 округов). При этом право на вычет налога суды не ставят в зависимость

от наличия или отсутствия в учредительных документах организации обоих адресов

<…>

Журнал «Российский налоговый курьер», №18, сентябрь 2012

04.06.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.

Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка