Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 июня 2013 17 просмотров

НПФ Центргазгеофизика ООО Г георесурс занимается производством геофизического оборудования, в том числе выпуском станций и передвижных геофизических вышек на шасси автомобилей Урал. По законодательству РФ начиная с 2013г., предприятия, производящие колесные транспортные средства и не вошедшие в реестр самостоятельно утилизирующих ТС, обязаны уплачивать утилизационный сбор.ВОПРОС: Куда и по каким реквизитам перечисляется этот сбор?Куда относятся затраты по утилизационному сбору?

Обязаны рассчитать его самостоятельно на соответствующем бланке, предусмотренном в приложении № 1 к Правилам. Затем этот расчет, платежные документы об уплате сбора и документы на автомобиль представляются в таможенную службу. Информация о реквизитах для уплаты утилизационного сбора опубликована в письме ФТС России от 31 августа 2012 года и, кроме того, размещена на официальном сайте ФТС www.customs.ru Так как данный сбор является обязательным, организация вправе учесть его при расчете налога на прибыль в качестве расходов, связанных с производством и реализацией, при соблюдении условий рекомендации №1.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль

При расчете налога на прибыль сумму полученных доходов можно уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).

Условия признания расходов

Все расходы организации, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

<…>

Группировка расходов

Все расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, делятся на две группы:

Это предусмотрено пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

Об этом сказано в пункте 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Ситуация:как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.* Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2004 г. № Ф04/2234-465/А46-2004 и Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. № А56-32759/03);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г. № А26-7069/04-212 и от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04, Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 октября 2004 г. № Ф09-4454/04-АК и Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04);*
– соразмерность и степень участия затрат в производственной деятельности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 г. № А11-4426/2003-К2-Е-1961);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2005 г. № КА-А40/6950-05).

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода* (письмо Минфина России от 10 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/265). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).

Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.

3. Справочники: Основные изменения законодательства в связи с вступлением России в ВТО

Суть изменений Что изменилось Основание
Утилизационный сбор
Введен утилизационный сбор

Новый сбор взимается за все колесные транспортные средства, произведенные или ввезенные в Россию (кроме перечисленных в п. 6 ст 24.1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ), на которые до 1 сентября 2012 года ПТС не выдан

Без уплаты утилизационного сбора ПТС на вышеназванные транспортные средства выдаваться не будет

Плательщиками сбора признаются организации, предприниматели и физические лица, которые:
– ввозят транспортное средство в Россию;
– производят транспортные средства на территории России;
– приобретают транспортные средства на территории России у следующих лиц: участников программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию, беженцев, вынужденных переселенцев;
– приобретают транспортные средства, которые принадлежат дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям, обладающим привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права, а также транспортные средства, принадлежащие сотрудникам таких организаций и членам их семей;
– приобретают транспортные средства, перечисленные в части 1 статьи 12.2 Закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ

Платить утилизационный сбор нужно в рублях

Статья 24.1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и пункт 2 статьи 3 Закона от 28 июля 2012 г. № 128-ФЗ
Установлены правила взимания, начисления, уплаты и возврата утилизационного сбора

Утилизационный сбор взимается Федеральной таможенной службой России. Рассчитывать размер сбора должен его плательщик, Для этого нужно воспользоваться перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870, и составить расчет по форме из приложения 1 к данному постановлению

Документами, подтверждающими правильность расчета, являются:
– копия одобрения типа транспортного средства;
– копия свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копия заключения экспертизы;
– копии товаросопроводительных документов (при их наличии)

Подтверждающие документы, составленный расчет и платежный документ об уплате утилизационного сбора сдаются:
– при ввозе транспортного средства в Россию – в таможенный орган, в котором оно продекларировано (одновременно с подачей декларации);
– в остальных случаях – в таможенный орган по месту регистрации (жительства) плательщика сбора

Зачесть уплаченный утилизационный сбор в счет других платежей нельзя

Излишне уплаченный сбор можно вернуть, подав в таможенный орган заявление по форме из приложения 2 к постановлению Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870 и подтверждающие переплату документы

Постановление Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870, письмо ФТС России от 8 октября 2012 г. № 01-11/49923
Информация о реквизитах для уплаты утилизационного сбора Информация о реквизитах для уплаты утилизационного сбора должна доводиться до плательщиков через информационные сообщения и официальный сайт Федеральной таможенной службы России Пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870*

4. Статья: Введен утилизационный сбор

На территории России введена уплата утилизационного сбора. О том, когда компания должна будет его уплатить, – в статье.

Сбор вместо пошлин

После вступления в ВТО понижены и будут продолжать снижаться в последующие годы таможенные пошлины на ввоз новых и подержанных иномарок. Чтобы компенсировать потери бюджета и поддержать автопром, на территории РФ введен новый вид обязательных платежей – утилизационный сбор.* Это неналоговый платеж, предусмотренный вступившей в силу с 1 сентября этого года новой статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. Доходы от утилизационных сборов, зачисленные в федеральный бюджет, служат базой для компенсации затрат, возникающих в результате утилизации автотранспортных средств.

Кто уплачивает сбор

Сбор уплачивают:

  • импортеры, ввозящие транспортные средства в РФ;
  • российские производители транспортных средств в случае, если до 1 октября этого года они не возьмут на себя обязательство самостоятельно утилизировать выпущенные ими автомобили;*
  • лица, которые приобрели авто у продавцов, освобожденных от его уплаты или не уплативших сбор в нарушение установленного порядка.

Освобождение от уплаты сбора

Сбор не уплачивается в отношении автомобилей:

  • ввозимых соотечественниками, переселяющимися из-за рубежа, дипломатическими представительствами, международными организациями, их сотрудниками и членами их семей;
  • произведенных на территории РФ организациями, принявшими на себя обязательство обеспечить последующую их утилизацию;
  • ввозимых ретроавтомобилей, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет и которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов;
  • ввезенных на территорию Калининградской области;
  • которые имеют статус товаров Таможенного союза и ввозятся в РФ с территории Беларуси и Казахстана.

Товары Таможенного союза

Автомобили, как товары Таможенного союза, должны соответствовать одному из следующих условий:

  • должны быть ввезены в республики Беларусь и Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В отношении автотранспортных средств должны быть уплачены ввозные таможенные пошлины по соответствующим ставкам, применяемым в указанных государствах;
  • организация – изготовитель транспортных средств, зарегистрированная в Республике Беларусь или в Республике Казахстан, должна быть включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории данных государств, которые не уплачивают утилизационный сбор. Ведение данного перечня осуществляет Минпромторг России.

Документы представляются в таможню

Утилизационный сбор взимается ФТС России (п. 3 Правил взимания утилизационного сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870). Предприятия обязаны рассчитать его самостоятельно на соответствующем бланке, предусмотренном в приложении № 1 к Правилам. Затем этот расчет, платежные документы об уплате сбора и документы на автомобиль представляются в таможенную службу.* Они передаются при ввозе на границе, а в других случаях по месту регистрации (месту жительства). Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в бланке паспорта транспортного средства (п. 10 Правил). При отсутствии такой отметки транспортное средство не регистрируется (п. 4 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938).

Информация о реквизитах для уплаты утилизационного сбора опубликована в письме ФТС России от 31 августа 2012 года и, кроме того, размещена на официальном сайте ФТС www.customs.ru.*

Ставки сбора

Сбор рассчитывается как произведение коэффициента и базовой ставки. Размер коэффициента указан в Перечне видов категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870.*

Установлены две базовые ставки:

  • 20 000 руб. для легковых автомобилей;
  • 150 000 руб. для грузовых автомобилей и автобусов.

Коэффициенты зависят от категории года выпуска, массы, объема двигателя и находятся в диапазоне:

  • для грузовых – от 0,5 (не старше трех лет с полной массой не более 2,5 тонны) до 40 (самосвалы старше трех лет, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья с полной массой более 350 тонн);
  • для легковых – от 0,86 (не старше трех лет, с рабочим объемом двигателя не более 1000 куб. см) до 35,01 (легковые авто старше трех лет объемом двигателя более 3,5 куб. см).

Для легковых автомобилей, ввозимых физлицами для личного пользования, законодатели предусмотрели послабления. Для них установлены понижающие коэффициенты от базовой ставки в 20 000 руб.:

  • 0,1 – для новых авто (сумма сбора составит 2000 руб. (20 000 руб. ? 0,1));
  • 0,15 – для авто старше трех лет (сумма сбора составит 3000 руб. (20 000 руб. ? 0,15)).

В связи с этим возможно, что некоторые предприятия попробуют минимизировать сумму уплачиваемого сбора, приобретая автомобиль через физических лиц.

А. И. Ильина юрист компании «Арбитражные споры»

Журнал «Учет в производстве», №11, ноябрь 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка