Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
6 июня 2013 207 просмотров

Учёт в ЖКХ ОСН.1)Какие отчёты необходимо сдавать и сроки сдачи.2)НДС в ЖКХ.3) Разъяснения по субсидиям и выпадающим доходам.

Уважаемая Ольга Владимировна!

В ответ на Ваш вопрос от 07.06.2013 г. сообщаем следующее: 1. Компании ЖКХ сдают в общем порядке бухгалтерскую отчетность и налоговую отчетность в соответствии с ОСНО и наличием объектов налогообложения по другим налогам в рамках ОСНО. Компания ЖКХ обязана представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход). Также компании ЖКХ обязаны сдавать статистическую отчетность и отчетность по страховым взносам. При этом отдельные организации могут применять пониженные тарифы страховых взносов.

2. Компании ЖКХ являются плательщиками НДС (особенности определения налоговой базы по НДС указаны в материалах ниже). Соответственно, компании ЖКХ обязаны предоставлять налоговые декларации по НДС в общеустановленном порядке.

3. Субсидии, предоставленные из бюджета (в т.ч. выпадающие доходы), также как и взносы собственником помещений не учитываются в составе доходов ни в бухгалтерском ни в налоговом учете. Однако данное правило действует при условии организации раздельного учета доходов и расходов от операций с собственниками, бюджетом, прочими нанимателями помещений. Что касается НДС бюджетные субсидии (в т.ч. выпадающие доходы) исключаются из налоговой базы по НДС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

1. Рекомендация: Какую отчетность нужно сдавать ТСЖ

ТСЖ является некоммерческой организацией, которая создается путем государственной регистрации юридического лица (п. 2 ст. 291 ГК РФ). При этом для обеспечения своей деятельности ТСЖ имеет наемный персонал – как минимум правление ТСЖ во главе с председателем правления. Расходы на оплату труда наемных сотрудников заложены в смету доходов и расходов ТСЖ на год.*

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

ТСЖ (в лице правления) обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и пункте 7 статьи 148 Жилищного кодекса РФ. Это относится как к ТСЖ на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-11-11/117). При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (как некоммерческой организации) нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-10/2012 и Информации № ПЗ-1/2011.*

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Приложениями к Бухгалтерскому балансу являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах. Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ входит:
– Бухгалтерский баланс;
– Пояснения к бухгалтерскому балансу;
– Отчет об изменениях капитала;
– Отчет о движении денежных средств;
– Отчет о целевом использовании средств.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ состоит из Бухгалтерского баланса.*

Ситуация: нужно ли ТСЖ составлять Отчет о финансовых результатах

Да, нужно, но при определенных условиях.

ТСЖ является некоммерческой организацией (ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ). Вместе с тем, для обеспечения свой уставной деятельности ТСЖ вправе вести хозяйственую деятельность (ст. 152 Жилищного кодекса РФ). Следовательно, в течение финансового года от такой деятельности товарищество может получать доходы.

При этом в бухгалтерской (финансовой) отчетности приводить показатели доходов и расходов обособленно ТСЖ нужно в случае, когда:
– доход получен в отчетном году;
– показатель дохода существенен;
– раскрытие информации о доходах в Отчете о целевом использовании средств не обеспечивает полноты картины финансового положения ТСЖ;
– заинтересованные пользователи без знания показателей дохода не смогут оценить финансовое положение ТСЖ.

Такой вывод следует из совокупности норм пункта 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, абзаца 2 пункта 6 и абзаца 2 пункта 11 ПБУ 4/99 и подтверждается Информацией Минфина России № ПЗ-10/2012.

Таким образом, если полученные от предпринимательской деятельности ТСЖ доходы подпадают под вышеозначенные случаи, составлять Отчет о финансовых результатах нужно.*

Подробнее о составлении бухгалтерской отчетности см. Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Если ТСЖ относится к субъектам малого предпринимательства, то Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам (письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-11-11/117). Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.*

О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием;
Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.

Налоговая отчетность

Налоговую отчетность ТСЖ сдавать нужно. Независимо от применяемой системы налогообложения ТСЖ обязано представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход).*

Подробнее на эту тему см.:
Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков;
Как представить справку по форме 2-НДФЛ.

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет товарищество.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль ТСЖ сдавать обязано, поскольку эта обязанность не зависит от наличия облагаемых доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

В случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам. Подробнее об этом см. Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль.*

Если у ТСЖ обязанность по уплате налога на прибыль не возникает, декларацию сдавайте один раз в год и по упрощенной форме. Упрощенная форма декларации по налогу на прибыль состоит из следующих листов:
– Титульный лист (лист 01);
– Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
– Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
Приложение к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Приложения 3 и Приложения 4 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

ТСЖ на общей системе налогообложения признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Следовательно, сдавать декларацию по НДС товарищество обязано (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н). Подробнее о составе декларации см. Как составить и сдать декларацию по НДС.*

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у ТСЖ облагаемого соответствующим налогом объекта.

<…>

Отчетность по страховым взносам

Поскольку ТСЖ для осуществления своей уставной деятельности привлекает наемных сотрудников, оплата труда которых закладывается в годовую смету доходов и расходов ТСЖ, товарищество в отношении своего персонала выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что ТСЖ на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом обязательные платежи собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества и за коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ по управлению недвижимым имуществом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 марта 2013 г. № 800-19 (направлено для использования в работе письмом ФСС России от 3 апреля 2012 г. № 15-03-18/08-3638).

ТСЖ, как и другие страхователи, обязано сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Подробнее на эту тему см. Какую отчетность нужно сдавать по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование организации.*

Статистическая отчетность

На некоммерческие организации возложена обязанность по составлению статистической отчетности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Следовательно, ТСЖ, наравне с другими организациями, необходимо отчитываться в органы статистики.

Подробнее на эту тему см.:
Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат;
Какие документы входят в состав статистической отчетности;
Какими способами можно сдать статистическую отчетность.*

Раскрытие информации

ТСЖ обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Раскрытие информации подразумевает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице.

Раскрывать информацию ТСЖ обязано путем ее размещения:
– на сайте www.reformagkh.ru;
– на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
– на информационных стендах, размещенных в многоквартирном доме.

При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет. Если в раскрытую информацию внесены изменения, опубликуйте их в те же источники (в Интернете – в течение 7 рабочих дней, на стендах – в течение 2 рабочих дней).

Об этом сказано в пунктах 5.1 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731, и приказе Минрегиона России от 24 ноября 2011 г. № 543.

Кроме того, ТСЖ обязано предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.*

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:
– от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
– 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет).

Олег Хороший, советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как ТСЖ отразить в бухучете и при налогообложении содержание дома и коммунальные услуги

ТСЖ создается в целях управления многоквартирным домом. При этом осуществляя деятельность по управлению домом, товарищество несет ряд обязанностей. В их число входит содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и предоставление жильцам (арендаторам) коммунальных услуг. Об этом сказано в пункте 1 статьи 135 и пункте 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

В чем заключается обязанность по содержанию общего имущества

Содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома нужно осуществлять в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).

В перечень работ по содержанию общего имущества, в частности, входит:

  • осмотр общего имущества для выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
  • уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
  • сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
  • обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.);
  • текущий и капитальный ремонт дома.

Полный перечень мероприятий по содержанию общего имущества предусмотрен пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. Минимальный перечень работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Правила их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (п. 11.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491).

Расходы на содержание общего имущества ТСЖ утверждает общим собранием и отражает их в ежегодно составляемой смете доходов и расходов.

О проведении ремонта в доме и о том, как отражать эти операции в учете, см. Как ТСЖ отразить в бухучете и при налогообложении ремонт дома.

В чем заключается обязанность по предоставлению коммунальных услуг

Предоставление коммунальных услуг осуществляйте в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

К коммунальным услугам относятся следующие виды услуг:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • отопление.

Об этом сказано в пункте 4 Правил, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

С целью обеспечения потребностей жильцов в коммунальных ресурсах ТСЖ необходимо заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями (подп. «б» п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549).

Отношения между ТСЖ и потребителем коммунальных услуг строятся также на основании договора. Обязательные условия договора на предоставление коммунальных услуг потребителю перечислены в пункте 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Расчет количества потребленного коммунального ресурса, а также расчет ежемесячной платы за него ТСЖ производит самостоятельно. Об этом сказано в пункте 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Для расчета количества потребления коммунального ресурса удобно воспользоваться таблицей.

Источники финансирования

Расходы по содержанию общего имущества обязаны нести все собственники помещений многоквартирного дома (ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ).

Коммунальные услуги обязаны оплачивать не только собственники, но и наниматели (арендаторы) помещений в многоквартирном доме (ст. 153 Жилищного кодекса РФ).*

Бухучет

Операции по содержанию общего имущества дома и предоставление коммунальных услуг отражайте в бухучете следующим образом.

Дебет 76 Кредит 86
– начислена плата за содержание общего имущества (коммунальные услуги);

Дебет 51 Кредит 76
– получена плата за содержание общего имущества (коммунальные услуги);

Дебет 20 Кредит 60
– отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

Дебет 60 Кредит 51
– оплачены услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

Дебет 20 Кредит 60
– отражены расходы на работы по содержанию общего имущества, выполняемые сторонними подрядчиками;

Дебет 60 Кредит 51
– перечислена плата стороннему подрядчику за работы по содержанию общего имущества;

Дебет 20 Кредит 70 (69, 10 …)
– отражены затраты на работы по содержанию общего имущества, производимые собственными силами ТСЖ;

Дебет 86 Кредит 20
– отражено расходование средств целевого финансирования на услуги ресурсоснабжающих организаций (на работы по содержанию общего имущества).

Такой вывод следует из пункта 1 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов.

ОСНО: налог на прибыль

При расчете налога на прибыль средства, полученные на содержание общего имущества дома и на оказание коммунальных услуг, учесть в доходах нужно. Поскольку по определению подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ целевыми такие средства не признаются и в перечень других необлагаемых налогом на прибыль доходов не включены (ст. 247 и 251 НК РФ).

Полученные доходы учтите в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. № 03-11-11/119).

Пени, начисленные собственникам жилья за неоплату жилищно-коммунальных услуг, учтите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/2/11195).

Несмотря на то что письма адресованы организациям на упрощенке, этим разъяснениям могут следовать и ТСЖ на общей системе налогообложения (ст. 346.15 НК РФ).*

При этом стоимость работ (услуг), приобретенных для целей содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг, отразите в составе расходов (подп. 1 и 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Вместе с тем, можно поступить и иначе. Заключите с собственниками помещений (потребителями коммунальных услуг) агентский договор. В таком случае средства, полученные на содержание общего имущества дома и на оказание коммунальных услуг налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не увеличат. Доходом ТСЖ будет являться лишь посредническое вознаграждение. Подтверждают данный подход нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 251, пункта 9 статьи 270 Налогового кодекса РФ и письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. № 03-11-11/119. Подробнее об отражении в учете посреднического вознаграждения см. Как посреднику отразить в бухучете и при налогообложении посредническое вознаграждение.

Главбух советует: во избежание споров с проверяющими заключайте агентский договор до подписания договоров с подрядчиками или ресурсоснабжающими организациями.

В противном случае такое посредничество будет поставлено под сомнение. Поскольку в данной ситуации нельзя действовать в интересах третьих лиц, не имея на то предварительной договоренности с ними. Это следует из статьи 1011 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85.

ОСНО: НДС

Порядок начисления НДС при реализации работ (услуг) по содержанию общего имущества дома зависит от того, выполняются эти работы (услуги) подрядным или хозяйственным способом.

В первом случае реализация работ (услуг) по содержанию общего имущества дома в сумме, выставленной подрядной организацией, освобождена от НДС (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если ТСЖ выполняет работы (услуги) по содержанию общего имущества собственными силами, реализация работ НДС облагается (п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 5 марта 2013 г. № 03-07-14/6462). НДС со стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных для этих целей, примите к вычету в общем порядке (ст. 171 и 172 НК РФ).

При реализации коммунальных услуг НДС не начисляйте – такая реализация освобождается от налогообложения на основании подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Следует учитывать, что льготы, предусмотренные подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, применяются тогда, когда работы (услуги) реализуются собственникам (потребителям) по цене приобретения, которая включает НДС (письма Минфина России от 5 марта 2013 г. № 03-07-14/6462 и от 21 января 2013 г. № 03-07-14/05). От данных льгот можно отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Подробнее об этом см. Как отказаться от льготы по НДС (приостановить ее использование).*

Пример отражения в бухучете и при налогообложении операций по содержанию общего имущества многоквартирного дома (подрядный способ)

ТСЖ «Альфа» применяет общую систему налогообложения. Организация использует льготу по НДС, предусмотренную подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

По годовой смете доходов и расходов на текущий год заложены расходы на содержание общего имущества в сумме 1 200 000 руб. Ежемесячно в течение года на содержание общего имущества от собственников поступает сумма в размере 100 000 руб.

Стоимость работ по содержанию общего имущества за I квартал составила:

  • за январь – 94 400 руб. (в т. ч. НДС – 14 400 руб.);
  • за февраль – 94 400 руб. (в т. ч. НДС – 14 400 руб.);
  • за март – 111 200 руб. (в т. ч. НДС – 16 963 руб.).

В учете ТСЖ сделаны следующие проводки.

В январе:

Дебет 76 Кредит 86
– 100 000 руб. – отражена задолженность собственников за работы по содержанию общего имущества;

Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – получены средства собственников на содержание общего имущества;

Дебет 20 Кредит 60
– 80 000 руб. – отражены расходы на работы (услуги) по содержанию общего имущества, выполненные подрядчиком;

Дебет 19 Кредит 60
– 14 400 руб. – выделен «входной» НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– 94 400 руб. – перечислена оплата подрядчику;

Дебет 20 Кредит 19
– 14 400 руб. – «входной» НДС включен в стоимость работ по содержанию общего имущества;

Дебет 86 Кредит 20
– 94 400 руб. – отражено расходование целевых средств на работы по содержанию общего имущества.

В феврале:

Дебет 76 Кредит 86
– 100 000 руб. – отражена задолженность собственников за работы по содержанию общего имущества;

Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – получены средства собственников на содержание общего имущества;

Дебет 20 Кредит 60
– 80 000 руб. – отражены расходы на работы (услуги) по содержанию общего имущества, выполненные подрядчиком;

Дебет 19 Кредит 60
– 14 400 руб. – выделен «входной» НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– 94 400 руб. – перечислена оплата подрядчику;

Дебет 20 Кредит 19
– 14 400 руб. – «входной» НДС включен в стоимость работ по содержанию общего имущества;

Дебет 86 Кредит 20
– 94 400 руб. – отражено расходование целевых средств на работы по содержанию общего имущества.

В марте:

Дебет 76 Кредит 86
– 100 000 руб. – отражена задолженность собственников за работы по содержанию общего имущества;

Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – получены средства собственников на содержание общего имущества;

Дебет 20 Кредит 60
– 94 237 руб. – отражены расходы на работы (услуги) по содержанию общего имущества, выполненные подрядчиком;

Дебет 19 Кредит 60
– 16 963 руб. – выделен «входной» НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– 111 200 руб. – перечислена оплата подрядчику;

Дебет 20 Кредит 19
– 16 963 руб. – «входной» НДС включен в стоимость работ по содержанию общего имущества;

Дебет 86 Кредит 20
– 111 200 руб. – отражено расходование целевых средств на работы по содержанию общего имущества.

При расчете налога на прибыль за I квартал бухгалтер ТСЖ учел в составе доходов от реализации взносы членов ТСЖ на содержание общего имущества в сумме 300 000 руб., а также расходы на работы, выполненные подрядчиком, – 300 000 руб.

<…>

Олег Хороший,

советник налоговой службы РФ III ранга

3. Рекомендация: Как ТСЖ учитывать целевые поступления и доходы от предпринимательской деятельности

Что относится к целевым поступлениям

Целевые поступления ТСЖ – это средства, необходимые для деятельности, ради которой оно создано, то есть для уставной деятельности.

ТСЖ создается, чтобы:

  • совместно управлять общим имуществом собственников, создавать, сохранять, содержать и приумножать его;
  • обеспечивать владение, использование и распоряжение общим имуществом;
  • предоставлять коммунальные услуги жильцам;
  • осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

Об этом сказано в статье 135 Жилищного кодекса РФ.*

Для выполнения своей уставной деятельности ТСЖ вправе привлекать следующие средства:

Такой вывод следует из статьи 151 Жилищного кодекса РФ.

Эти средства и являются целевыми поступлениями, так как все они расходуются на выполнение задач, возложенных на ТСЖ.

Вступительные взносы – это сумма, которую собственники единовременно уплачивают при принятии в ТСЖ (подп. 1 п. 2 ст. 151 Жилищного кодекса РФ). Эти взносы покрывают организационные расходы ТСЖ по документальному оформлению новых членов.

Обязательные платежи – это платежи, вносимые собственниками по требованию законодательства. Это платежи за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также оплата коммунальных услуг. Об этом сказано в пункте 5 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества.

Плата за коммунальные услуги является платой за холодную и горячую воду, водоотведение, электроэнергию, газ, отопление. Причем как за потребленные в собственном помещении, так и для нужд общедомового имущества (п. 40 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Платить обязательные взносы для нужд общедомового имущества должны все собственники жилых помещений, независимо от их членства в ТСЖ. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 36 и статьи 39 Жилищного кодекса РФ, подпункта «б» пункта 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

Ситуация: нужно ли платить обязательные взносы для нужд общедомового имущества собственникам нежилых помещений многоквартирного дома

Да, нужно.

Общее имущество принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Поэтому каждый собственник помещения обязан нести расходы по содержанию общего имущества (п. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ). Доля каждого в этих расходах соразмерна доле в праве общей собственности на общее имущество (п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ). Обязанность содержания общего имущества касается как собственников жилых, так и нежилых помещений. Правомерность такого подхода подтверждает и арбитражная практика (см. ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 6 августа 2012 г. № А17-4344/2011, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 30 мая 2012 г. № А05-8027/2011).

Что касается коммунальных услуг на общедомовые нужды, то обязанность их оплаты собственниками нежилых помещений многоквартирного дома прямо закреплена в пункте 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Таким образом, обязательные взносы для нужд общедомового имущества собственники нежилых помещений платить должны.

Размер обязательных платежей

Плата за содержание и ремонт дома устанавливается общим собранием собственников на основе утвержденной им сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. То есть размер платы зависит от перечня работ и услуг, которые необходимо выполнить в доме и на земельном участке. При этом он должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ (п. 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491).

Если собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт дома, то такой размер устанавливается органом местного самоуправления (п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ).

Тарифы на коммунальные услуги регулируются государством и в конечном счете утверждаются местными властями. Размер платы за коммунальные услуги ТСЖ рассчитывает, исходя из нормативов и (или) показаний приборов учета.

Подробнее об обязательных платежах см.:

Доходы от предпринимательской деятельности

Для достижения своих уставных целей ТСЖ разрешено вести предпринимательскую деятельность.

Так, ТСЖ может осуществлять следующие виды деятельности:

  • сдача в аренду части общего имущества (например, подвалов, чердаков, стен для рекламных вывесок);
  • обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме;
  • строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества многоквартирного дома.

Прибыль, полученную от перечисленных видов предпринимательской деятельности, ТСЖ должно расходовать на цели, указанные в уставе, или на цели, обозначенные в решении общего собрания членов ТСЖ.

Об этом сказано в статье 152 Жилищного кодекса РФ.

Бюджетные поступления

Целевыми поступлениями ТСЖ могут быть и поступления из бюджетов разных уровней на безвозвратной основе.

В частности, ТСЖ может получить бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирного дома. Такой вывод следует из статей 165 и 191 Жилищного кодекса РФ.*

Бухучет

Учет целевых средств ведите на счете 86 по их назначению и в разрезе источников их поступления. Для этого к счету 86 можно открывать аналитические счета второго и третьего порядка.

Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов.

Поступление целевых средств отражайте в учете в зависимости от источника их покрытия:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность по поступлению целевых средств из бюджета, от собственников (нанимателей) помещений;

Дебет 99 Кредит 86
– отражено поступление целевых средств за счет прибыли от предпринимательской деятельности после налогообложения.

Расходование целевых средств отражайте проводкой:

Дебет 86 Кредит 20 (26)
– отражено расходование целевых средств на производственные (общехозяйственные) расходы;

Дебет 86 Кредит 83 «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества»
– отражено расходование целевых средств на создание основного средства (на момент ввода в эксплуатацию).

Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов, пункта 24 Информации Минфина России № ПЗ-1/2011 и письма Минфина России от 19 февраля 2004 г. № 16-00-14/40.

Подробнее об отражении в бухучете и при налогообложении целевых средств см.:

Олег Хороший,

советник налоговой службы РФ III ранга

4. Рекомендация: Как управляющей компании отразить в бухучете и при налогообложении ремонт дома

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления:

  • непосредственное управление;
  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией.

Об этом сказано в части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

Если собственники выбрали способ управления – непосредственное управление и заключают с управляющей организацией договор выполнения работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то об учете доходов и расходов от выполнения таких работ см.:

Это следует из Инструкции к плану счетов, статьи 249 Налогового кодекса РФ и подтверждено письмом Минфина России от 23 марта 2012 г. № 03-03-06/1/152.

Если ремонт производится в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая компания, применяйте изложенные ниже правила.

Состав общего имущества многоквартирного дома

К общему имуществу многоквартирного дома (ремонт которого обеспечивает управляющая компания) относятся, в частности:

  • межквартирные лестничные площадки, лестницы;
  • лифты, лифтовые и иные шахты;
  • коридоры;
  • технические этажи;
  • чердаки;
  • подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;
  • иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы):
    – крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома;
    – механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения.

Полный перечень общего имущества приведен в разделе I Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

Источники финансирования ремонта

Текущий ремонт общего имущества оплачивают наниматели и собственники жилых помещений, а также владельцы нежилых помещений. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома обязаны оплачивать собственники помещений. Это следует из статей 154 и 158 Жилищного кодекса РФ.

Законодательством также предусмотрена возможность проводить капитальный ремонт за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов (подп. 2 п. 1 ст. 165 и ч. 2 ст. 191 Жилищного кодекса РФ).*

Бухучет

В бухучете поступление средств на ремонт многоквартирного дома отражайте в зависимости от источника финансирования.

Если ремонт софинансируется бюджетными средствами, в учете делайте проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета (сумма выделенных бюджетных средств);

Дебет 55 Кредит 76
– получены средства на ремонт из бюджета.

Такой вывод следует из пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Средства на ремонт, поступающие от собственников и нанимателей помещений, отражайте в составе авансов:

Дебет 51 Кредит 62 «Расчеты по авансам полученным»
– получены средства на ремонт от собственника (нанимателя) помещения.

Это следует из Инструкции к плану счетов и пункта 3 ПБУ 9/99.

Порядок отражения в бухучете операций по расходованию полученных на ремонт средств зависит от того, подрядным или хозяйственным способом выполнен ремонт.

Если управляющая компания выполняет ремонт с привлечением подрядчика, то в бухучете сделайте следующие записи:

Дебет 20 Кредит 60
– отражены расходы на ремонт, выполняемый сторонними подрядчиками;

Дебет 19 Кредит 60
– учтен «входной» НДС, предъявленный подрядчиком;

Дебет 20 Кредит 19
– сумма НДС, предъявленного подрядчиком, включена в расходы на ремонт, выполняемый сторонними подрядчиками;

Дебет 60 Кредит 51 (55)
– перечислена оплата стороннему подрядчику, выполняющему ремонт;

Дебет 90-2 Кредит 20
– списаны на себестоимость расходы на проведение ремонта;

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации на момент приемки работ по ремонту (за счет средств, полученных от собственников и нанимателей помещений);

Дебет 86 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации на момент приемки работ по ремонту (за счет бюджетных средств);

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– зачтена предоплата, полученная от собственников (нанимателей) помещений.

Такой вывод следует из пунктов 8, 12 ПБУ 13/2000, пунктов 12 и 13 ПБУ 9/99, пункта 18 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.

Если управляющая компания выполняет ремонт собственными силами, то в бухучете сделайте следующие записи:

Дебет 10-5 Кредит 60
– приобретены материалы для ремонта;

Дебет 19 Кредит 60
– учтен «входной» НДС со стоимости материалов;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принят к вычету «входной» НДС по материалам;

Дебет 20 Кредит 70 (69, 10…)
– отражены затраты на ремонт, производимый собственными силами управляющей компании;

Дебет 86 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации на момент приемки работ по ремонту (за счет бюджетных средств);

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации на момент приемки работ по ремонту (за счет средств, полученных от собственников и нанимателей помещений);

Дебет 90-2 Кредит 20
– списаны на себестоимость расходы на проведение ремонта;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС к уплате в бюджет с выручки от реализации;

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– зачтена предоплата, полученная от собственников (нанимателей) помещений.

Такой вывод следует из пунктов 8, 12 ПБУ 13/2000, пунктов 12 и 13 ПБУ 9/99, пункта 18 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов.

Порядок уплаты налогов по операциям, связанным с ремонтом общего имущества многоквартирного дома, зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО: налог на прибыль

Налоговый учет денежных средств, полученных на ремонт общего имущества многоквартирного дома, зависит от источников их получения:

Средства, полученные от собственников помещений дома (или из бюджета) на проведение ремонта общего имущества, в доходах не учитывайте (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это относится как к капитальному, так и к текущему ремонту (письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/104).*

Управляющей компании нужно обеспечить раздельный учет полученных средств. При отсутствии раздельного учета данные средства нужно будет включить в состав доходов при расчете налога на прибыль. Это следует из подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: нужно ли управляющей организации отразить в доходах при расчете налога на прибыль сумму экономии средств на ремонт, полученных от собственников помещений многоквартирного дома. Сумма экономии остается у управляющей компании в ее распоряжении

Да, нужно.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются при расчете налога на прибыль при соблюдении двух условий:

  • управляющая компания должна организовать раздельный учет этих средств;
  • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

Это правило следует из абзаца 1 подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если в результате проведения ремонта организация получает экономию целевых средств, которая остается в ее распоряжении, то такие средства признаются использованными не по целевому назначению. А значит, их нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Такой вывод следует из писем Минфина России от 28 апреля 2009 г. № 03-11-06/2/71, от 10 октября 2006 г. № 03-11-04/2/201. Хотя указанные письма действуют в отношении организаций на упрощенке, их можно применять и организациям на общей системе налогообложения (ст. 346.15, 251, 250 НК РФ).

Средства на ремонт, которые поступили от арендаторов общего имущества многоквартирного дома, от нанимателей жилых помещений на условиях социального найма, по общему правилу в доходах учесть нужно. Однако, если оформить такие отношения агентским договором, налогооблагаемые доходы они не увеличат. В таком случае управляющая компания выступает посредником между пользователями помещений многоквартирного дома и подрядчиком, оказывающим услуги по ремонту. А доходом управляющей компании будет являться посредническое вознаграждение. Подтверждают данный подход нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 251, пункта 9 статьи 270 Налогового кодекса РФ и письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/530.*

Главбух советует: во избежание споров с проверяющими заключайте агентский договор до подписания договоров с подрядчиками.

В противном случае такое посредничество будет поставлено под сомнение. Поскольку в данной ситуации нельзя действовать в интересах третьих лиц, не имея на то предварительной договоренности с ними. Это следует из статьи 1011 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85.

ОСНО: НДС

Порядок начисления НДС при реализации услуг по ремонту многоквартирного дома зависит от того, выполняется ремонт подрядным или хозяйственным способом.

В первом случае реализация работ по ремонту в сумме, выставленной подрядной организацией, освобождена от НДС (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). В данном случае предполагается, что работы по ремонту управляющая компания реализует жильцам по цене приобретения, которая включает НДС (письма Минфина России от 5 марта 2013 г. № 03-07-14/6462 и от 12 марта 2010 г. № 03-07-14/18). От данной льготы можно отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). См. подробнее Как отказаться от льготы по НДС (приостановить ее использование). В случае применения льготы сумму «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для ремонта, учтите в их стоимости (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кроме того, средства, собранные управляющей организацией на ремонт (например, с собственников помещений), не нужно включать в налоговую базу по НДС, если они направляются в резерв на проведение капитального и текущего ремонта (п. 3 ст. 162 НК РФ, письмо Минфина России от 4 октября 2012 г. № 03-07-11/399).

Главбух советует: поскольку законодательно не закреплено определение резерва на ремонт общего имущества жильцов многоквартирного дома, во избежание споров с проверяющими порядок его формирования и расходования разработайте и утвердите сами. Для этого можно поступить так.

Управляющая организация может включить в договор управления (протокол общего собрания собственников помещений) условие о том, что плата за ремонт, вносимая собственниками помещений, направляется на формирование резерва на проведение текущего или капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Порядок формирования и использования резерва можно оформить приложением к договору управления (если условие о создании резерва прописано в договоре) или в виде отдельного положения (если решение о создание резерва закреплено в протоколе общего собрания собственников).

При этом создавать резерв предстоящих расходов в налоговом учете нет оснований, поскольку средства, собранные на ремонт, являются предоплатой, а расходы на ремонт за счет собственников не учитываются для целей налогообложения

Такой вывод следует из статей 44 и 162 Жилищного кодекса РФ, подпункта 14 пункта 1 статьи 251 и статьи 324 Налогового кодекса РФ.

Если управляющая компания выполняет ремонт общего имущества многоквартирного дома собственными силами, реализация работ облагается НДС независимо от источника финансирования (п. 1 ст. 146 и ст. 154 НК РФ, письмо Минфина России от 23 декабря 2009 г. № 03-07-15/169). При этом тарифы, предъявляемые жильцам, формируйте с учетом НДС (письмо ФНС России от 15 марта 2013 г. № АС-3-3/904). Начислять НДС на стоимость ремонтных работ, производимых собственными силами, нужно, даже если управляющая компания создавала резерв на проведение капитального и текущего ремонта (письма Минфина России от 4 октября 2012 г. № 03-07-11/399, от 23 декабря 2009 г. № 03-07-15/169). НДС со стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных для целей ремонта, примите к вычету в общем порядке (ст. 171 и 172 НК РФ).

Также НДС нужно начислить, если выполнен ремонт не общего, а частного внутриквартирного имущества. См. подробнее Как отразить в бухучете и при налогообложении реализацию работ (услуг).*

Ситуация: нужно ли управляющей компании начислить НДС с суммы экономии средств на ремонт многоквартирного дома. Ремонт проводился подрядным способом. С согласия плательщиков сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании

Да, нужно.

Льгота по НДС, предусмотренная подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, применяется в отношении тех сумм, которые предъявлены подрядчиками.*

Если фактическая сумма, потраченная на ремонт, оказалась меньше суммы средств, собранных с собственников помещений в доме, у управляющей компании образуется экономия.

Сумму экономии облагайте НДС в общем порядке (п. 1 ст. 146 НК РФ). Поскольку иного механизма или льготы в отношении налогообложения НДС таких средств налоговое законодательство не предусматривает.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на ремонт общего имущества в многоквартирном доме (подрядным способом). Все квартиры дома находятся в собственности граждан

Управляющая компания «Альфа» применяет общую систему налогообложения, использует освобождение от НДС по операциям, предусмотренным подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Помимо коммунальных платежей, организация взимает с собственников помещений многоквартирного дома плату за ремонт. Из бюджета проведение ремонта не финансируется. По смете стоимость ремонта составляет 500 000 руб. Столько же получено от собственников помещений (суммарно за 2013 год).

В декабре 2013 года «Альфа» перечислила подрядной организации оплату за проведенные ремонтные работы – 495 600 руб. (в т. ч. НДС – 75 600 руб.). Сумму экономии с согласия собственников управляющая компания использует на оплату текущих расходов.

В учете были сделаны проводки:

Дебет 51 Кредит 62 «Расчеты по авансам полученным»
– 500 000 руб. – получены средства на ремонт от собственников помещений;

Дебет 20 Кредит 60
– 420 000 руб. – отражены расходы на ремонт, выполняемый сторонними подрядчиками;

Дебет 19 Кредит 60
– 75 600 руб. – выделен «входной» НДС.

Принять «входной» НДС к вычету нельзя, поэтому бухгалтер включил его в стоимость работ:

Дебет 20 Кредит 19
– 75 600 руб. – скорректирована стоимость ремонтных работ;

Дебет 60 Кредит 51
– 495 600 руб. – перечислена оплата подрядчику за счет средств собственников помещений многоквартирного дома;

Дебет 20 Кредит 90-2
– 495 600 руб. – списаны на себестоимость расходы на проведение ремонта;

Дебет 62 Кредит 90-1
– 492 600 руб. – отражена выручка от реализации на момент приемки работ по ремонту (в сумме средств, полученных от собственников и нанимателей помещений);

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62
– 495 600 руб. – зачтена предоплата, полученная от собственников (нанимателей) помещений;

Дебет 62 «Расчеты по авансам полученным» Кредит 91-1
– 4400 руб. – учтены доходы от экономии средств на ремонт;

Дебет 91-2 Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по НДС»
– 792 руб. (4400 руб. ? 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет с суммы экономии средств на ремонт.

Сумму 4400 руб. при расчете налога на прибыль бухгалтер включил в состав внереализационных доходов.

<…>

Олег Хороший,

советник налоговой службы РФ III ранга

5. Рекомендация: Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)

<…>

Ситуация: нужно ли платить НДС с бюджетных субсидий, которые поступают организации в качестве компенсации недополученных доходов. Организация оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые оплачиваются собственниками помещений по государственным регулируемым тарифам. За собственников, имеющих право на льготы по оплате услуг ЖКХ, организация получает компенсации из бюджета

Нет, не нужно.

Бюджетные субсидии предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).*

Организациям, которые оказывают услуги по государственным регулируемым ценам, бюджетные субсидии могут быть выделены:

  • на покрытие убытков, сложившихся из-за применения государственных регулируемых цен;
  • на компенсацию расходов по приобретению товаров (работ, услуг), которые используются для оказания услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам;
  • на оплату услуг, которые организация реализует по государственным регулируемым ценам.

В первом случае за счет бюджета покрывается лишь убыток, фактически сложившийся в связи с применением государственных регулируемых цен по конкретному виду деятельности за определенный период времени.

Во втором случае за счет бюджета компенсируются только затраты, которые организация понесла при реализации услуг по государственным регулируемым ценам.

В третьем случае бюджетные средства покрывают всю сумму оплаты, которую организация не получает от льготных категорий потребителей.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом бюджетных субсидий налоговая база определяется исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы бюджетных субсидий, которые организация получает в связи с применением регулируемых цен (тарифов), при определении налоговой базы не учитываются (абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ).*

Таким образом, в любом из перечисленных случаев включать полученные бюджетные субсидии в налоговую базу по НДС не нужно.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/279, от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 и от 12 мая 2010 г. № 03-07-11/172.

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

6. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.07.2011 № 03-07-11/192: О включении в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость средств, получаемых из бюджета на возмещение недополученных доходов при реализации гражданам услуг по отоплению

Вопрос:
ОАО получает субсидии на возмещение недополученных доходов, в связи с применением государственных регулируемых тарифов и применением уровня оплаты гражданами услуг отопления на 2011 год на территории Нерюнгринского района, которые утверждены Приказом Государственного комитета ценовой политики Республики Саха (Якутия).
Размер субсидии определяется исходя из разницы между фактически начисленной платой за тепловую энергию и суммой, выставленной населению.*
Оплата за услуги отопления для населения рассчитывается по регулируемым тарифам, с учетом коэффициента уровня оплат.
Глава 21 НК РФ не содержит каких-либо ограничений для полученных дотаций из бюджета, получены ли они в сумме фактически понесенных убытков, либо на возмещение выпадающих доходов.
Просим разъяснить, необходимо ли исчислять налоговую базу по НДС с полученных субсидий на возмещение недополученных доходов?


<…>

В связи с вашим письмом по вопросу включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость средств, получаемых из бюджета на возмещение недополученных доходов при реализации гражданам услуг по отоплению, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставленных отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, при реализации гражданам услуг по отоплению по регулируемым тарифам, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из фактических тарифов, по которым данные услуги реализуются гражданам.
Что касается субсидий, определяемых исходя из разницы между суммой фактически начисленной платы за услуги отопления и суммой платы граждан, определяемой по регулируемым тарифам, то такие субсидии в налоговую базу по налогу не включаются.*
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А.Комова

07.06.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух»

Зайкин Павел.

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт БСС "Система Главбух"

Колосова Наталья

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка