Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 июня 2013 108 просмотров

Инвестиционный договор (ИД) - реконструкция зданий. Общество(Инвестор) перечисляет деньги на перебазирование на другие площади Застройщику(З), который является также стороной ИД, и его вклад -реконструируемые здания. По окончании перебазирования З предоставляет отчет, где укрупненно перечисляет статьи расходов и суммы. Первичных документов к отчету не прикладывает.Инвестор считает, что З должен предоставить копии первичных документов и счета-фактуры на выполненные работы по перебазированию.З считает, что это целевые средства,которые не облагаются НДС, и отчета достаточно.Вопрос: как расценивать работы З по перебазированию? Я считаю, что это выполненые работы, под которые нужен Акт и сч.ф. от З. З считает, что это расход целевых средств, и отчета достаточно, без акта и сч.ф. Подскажите, как расценивать работы по перебазированию?

 Передача объекта, построенного по инвестиционному договору на строительство объекта, от застройщика к инвестору оформляется актом приемки-передачи. Это итоговый документ, который подтверждает взаимное исполнение сторонами обязательств по инвестиционному договору. К акту о результатах реализации инвестиционного договора застройщик прилагает акт о передаче затрат на строительство объекта. В этом акте застройщик перечисляет все расходы, связанные со строительством (стоимость израсходованных материалов, подрядных работ и т. п.), и отражает первоначальную стоимость построенного объекта. После того как строительство будет завершено (не позднее пяти дней после передачи объекта на баланс инвестора), застройщик на стоимость строительства составляет сводный счет-фактуру в двух экземплярах. Основанием для их составления является сводная ведомость затрат на строительство объекта. К сводному счету-фактуре прикладываются копии счетов-фактур, полученных застройщиком от подрядчиков и поставщиков, а также копии первичных документов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как застройщику оформить документы для передачи объекта инвестору

Передача объекта инвестору связана с выполнением определенной последовательности действий:

  • приемка застройщиком (техническим заказчиком) результатов работ от генподрядчика (подрядчика);
  • подготовка объекта к эксплуатации;
  • получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  • приемка завершенного строительством объекта инвестором.*

Приемка работ от генподрядчика

Сдача-приемка результатов работ от генподрядчика застройщику (техническому заказчику) оформляется актом, подписанным сторонами (ст. 753 ГК РФ). Сдачу-приемку выполненных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений оформите с помощью унифицированных бланков. Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении доходы подрядчика по договору строительного подряда.

<…>

Приемка инвестором объекта

После получения разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию передача объекта, построенного по инвестиционному договору на строительство объекта, оформляется актом приемки-передачи. Это итоговый документ, который подтверждает взаимное исполнение сторонами обязательств по инвестиционному договору. В акте следует указать информацию:

  • о построенных объектах (с указанием их идентификационных номеров, площадей с учетом обмера БТИ, характеристик помещений и т. п.);
  • о порядке распределения построенных объектов (площадей) между инвесторами (соинвесторами).

Типовая форма акта приемки-передачи законодательством не установлена. Поэтому застройщик может разработать эту форму самостоятельно в качестве приложения к инвестиционному договору. Правомерность такого подхода обусловлена тем, что все отношения между инвестором и застройщиком, в том числе и порядок приемки-передачи работ, осуществляются на основе заключенного между ними инвестиционного договора (ст. 8 Закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ).*

Условиями инвестиционного договора, по которому застройщик обязуется построить несколько объектов, может быть предусмотрена приемка-передача каждого объекта в отдельности. В этом случае приемка-передача отдельных объектов строительства может быть оформлена актом о результатах частичной реализации инвестиционного договора (приемка работ по определенным этапам).

К акту о результатах реализации (частичной реализации) инвестиционного договора застройщик прилагает акт о передаче затрат на строительство объекта. В этом акте застройщик перечисляет все расходы, связанные со строительством (стоимость израсходованных материалов, подрядных работ и т. п.), и отражает первоначальную стоимость построенного объекта.

Для передачи законченного строительством объекта можно составить акт в произвольной форме. Для этого в качестве образца могут быть использованы акты приемки по формам № КС-11 и № КС-14, которые утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Подробнее о заполнении этих форм см. Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату.*

В течение пяти дней после передачи построенного объекта инвестору и подписания акта о результатах реализации инвестиционного договора застройщик выставляет инвестору счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом он оформляет отдельный счет-фактуру на стоимость услуг застройщика по организации строительства и отдельный сводный счет-фактуру на стоимость работ, выполненных подрядчиками. Основанием для составления этих документов является сводная ведомость затрат на строительство объекта.*

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Ситуация: Как инвестору принять к вычету «входной» НДС по расходам, связанным со строительством (изготовлением) основного средства подрядным способом. Строительство (изготовление) ведется по договору между инвестором и застройщиком

Чтобы принять к вычету «входной» НДС по строительству, результаты выполненных работ нужно оприходовать. Наряду с этим должны быть выполнены другие условия, обязательные для вычета. Такой порядок следует из пунктов 1 и 6 статьи 171 и пунктов 1 и 5 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Кроме того, инвестор должен иметь первичные документы и счета-фактуры, выставленные подрядчиками и заказчиком (п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ). При этом право на вычет зависит от того, предусмотрена ли в договоре строительного подряда поэтапная сдача работ или нет.

Порядок передачи «входного» НДС по подрядным работам от застройщика к инвестору законодательно не урегулирован. Поэтому организациям следует руководствоваться рекомендациями контролирующих ведомств. В процессе строительства застройщик собирает от подрядчиков и поставщиков счета-фактуры по выполненным работам (приобретенным материалам), регистрируя их у себя в журнале учета полученных счетов-фактур, без регистрации в книге покупок.

После того как строительство будет завершено (не позднее пяти дней после передачи объекта на баланс инвестора), застройщик на стоимость строительства составляет сводный счет-фактуру в двух экземплярах. Один экземпляр заказчик передает инвестору вместе с копиями счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков, первичных документов и документов об оплате за весь период строительства. Сводные счета-фактуры с приложениями хранятся у инвестора в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрируются в книге покупок.*

Второй экземпляр застройщик оставляет у себя. Он хранится в журнале учета выставленных счетов-фактур без регистрации в книге продаж.

На стоимость своих услуг застройщик составляет отдельный счет-фактуру. Его он регистрирует в книге продаж.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 5 декабря 2008 г. № 03-07-09/40от 24 мая 2006 г. № 03-04-10/07 и ФНС России от 7 сентября 2009 г. № 3-1-11/708.

Таким образом, инвестор может предъявить «входной» НДС к вычету в момент, когда результаты выполненных работ будут оприходованы (т. е. отражены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»), при наличии счета-фактуры на услуги застройщика и сводного счета-фактуры на подрядные работы (абз. 1 п. 6 ст. 171, п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 21 ноября 2008 г. № 03-07-10/11ФНС России от 7 сентября 2009 г. № 3-1-11/708). При этом сводный счет-фактура может быть составлен на основании счетов-фактур, выставленных застройщику подрядными организациями за весь период строительства (в т. ч. и более трех лет назад). Право инвестора на вычет предъявленного НДС такой счет-фактура не ограничивает. Об этом сказано в письме ФНС России от 12 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11248.*

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация: Как оформить сводный счет-фактуру, который застройщик передает инвестору

Составляйте в двух экземплярах по общим правилам на основании первичных документов и счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков.

Порядок составления сводного счета-фактуры не урегулирован ни главой 21 Налогового кодекса РФ, ни постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Поэтому организациям следует руководствоваться рекомендациями Минфина России и ФНС России по этому вопросу.

По мнению контролирующих ведомств, сводный счет-фактура составляется по общим правилам на типовой форме. При этом графы 1–11 счета-фактуры заполняются исходя из того, что строительно-монтажные работы и материалы (работы, услуги) должны быть выделены в самостоятельные позиции.

Сводный счет-фактуру заполняйте на основании счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков, первичных документов.

Стоимость услуг застройщика по организации строительства в сводный счет-фактуру не включайте.

Сводный счет-фактуру составьте в двух экземплярах после того, как строительство будет завершено (но не позднее пяти дней после передачи объекта на баланс инвестора). Один из экземпляров передайте инвестору. На его основании он сможет принять к вычету «входной» НДС по подрядным работам и материально-производственным запасам, использованным при строительстве (п. 16 ст. 171 и п. 15 ст. 172 НК РФ). К сводному счету-фактуре приложите копии счетов-фактур, полученных от подрядчиков и поставщиков, а также копии первичных документов. При составлении сводного счета-фактуры учитывайте счета-фактуры подрядчиков и поставщиков, предъявленные в течение всего периода строительства, независимо от даты их составления (письмо ФНС России от 12 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11248).* Свой экземпляр храните в журнале учета выставленных счетов-фактур (в книге продаж не регистрируйте).

На стоимость услуг застройщика оформите отдельный счет-фактуру в двух экземплярах, один из которых также предоставьте инвестору. На его основании он сможет предъявить «входной» НДС по таким работам к вычету (п. 16 ст. 171 и п. 15 ст. 172 НК РФ). Второй экземпляр этого счета-фактуры зарегистрируйте в книге продаж.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 5 декабря 2008 г. № 03-07-09/40от 24 мая 2006 г. № 03-04-10/07 и ФНС России от 7 сентября 2009 г. № 3-1-11/708.

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка