Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 июня 2013 35 просмотров

Мы работаем на ЕНВД. Помещение, которое мы арендуем, перешло со второго квартала в ведение госимущества, и они указали в договоре, что НДС по аренде помещения платить в бюджет нужно отдельно. Таким образом, я стала налоговым агентом. Вопрос: Аренду помещения я оплачиваю за текущий месяц до 10-ого числа этого месяца. НДС в бюджет каждый месяц в день перечисления арендной платы платить, или когда сдам декларацию по НДС до 20/07, например, то уплата 20/07, 20/08 и 20/09? Если я на ЕНВД, в связи с тем, что я стала налоговым агентом, я обязана теперь сдавать налоговую декларацию по НДС?

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, она признается налоговым агентом по НДС. Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество. При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом. Например, за I квартал 2011 года – не позднее 20 апреля, 20 мая и 20 июня.

Организации, не являющейся плательщиком НДС необходимо составить и сдать декларацию по НДС как налоговому агенту. Налоговым периодом по НДС является квартал. Сдать декларацию в налоговую инспекцию нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Налоговым агентам нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Нужно сдавать в инспекцию только при совершении операций, нулевую декларацию в данном случае сдавать не нужно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС.* Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:*

если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);

если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);*

если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);

если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;

если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);

если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);

если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);

если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).

Внимание: по мнению ВАС РФ, при приобретении имущества должника, признанного банкротом, покупатель обязан выплатить должнику или организатору торгов полную стоимость выкупаемого имущества без удержания НДС. Сумму НДС со стоимости реализованного имущества должник, признанный банкротом, обязан самостоятельно перечислить в бюджет в порядке очередности, установленной статьями 134 и 138 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ или статьей 50.36 Закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ. Такие разъяснения содержатся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 11.

<…>

НДС при аренде госимущества

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества *

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество:*

у органов государственной власти;

у органов местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.*

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

С 1 января 2012 года выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие в договоре не прописано, платить налог арендатору придется за счет собственных средств.*

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы – налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества сумма арендной платы указана без НДС, то с учетом требований налогового законодательства арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы – арендодателю.*

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды признают правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации – уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету.*

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла *

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);

либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.*

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);

при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);

при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);

при приобретении имущества или имущественных прав должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):

при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);

при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);

при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Налоговая ставка

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:

если налоговая база включает в себя НДС;

при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС.

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пример расчета НДС при реализации товаров иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, по посредническому договору

<…>

Составление счетов-фактур

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры. Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.*

Уплата НДС в бюджет

Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ).* При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2011 года – не позднее 20 апреля, 20 мая и 20 июня.*

Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.

О возникновении обязанности по уплате НДС при аренде государственного (муниципального) имущества в случае задержек или неуплаты арендных платежей подробнее см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС.

<…>

Внимание: если НДС перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание или неперечисление налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ). Нарушениями также признаются неполное удержание налога и неполное перечисление в бюджет удержанных сумм.*

Заполнение платежного поручения

В платежном поручении на перечисление НДС в бюджет укажите:

в поле 101 «Статус лица, оформившего документ» – код 02 (налоговый агент);

в поле 104 «КБК» – код бюджетной классификации НДС;

в поле 106 «Основание платежа» – код ТП (платеж текущего года);

в поле 110 «Тип платежа» – код НС (уплата налога и сбора).

Такой порядок предусмотрен Правилами, утвержденными приказом Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н, и разъяснен в письме ФНС России от 14 июля 2005 г. № 10-3-03/3184.

Если бухгалтер неправильно заполнит поле 101 «Статус лица, оформившего документ» (вместо кода 02 укажет код 01), сумма НДС, которую организация должна была перечислить как налоговый агент, в учете налоговой инспекции будет зафиксирована как поступившая от организации-налогоплательщика. О том, как исправить эту ошибку, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, не являющемуся плательщиком НДС

Налоговую базу и сумму налога по операциям, в которых организация выступает в качестве налогового агента по НДС, отразите в декларации по НДС.*

Форма декларации

Формы (электронные форматы) налоговой отчетности, а также порядок их представления должны быть утверждены ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). До принятия новых документов действуют прежние правила оформления налоговой отчетности (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). В настоящее время при составлении декларации по НДС следует руководствоваться формой и порядком, которые были утверждены приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Срок сдачи

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Сдать декларацию в налоговую инспекцию нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ).*

Ситуация: нужно ли сдать «нулевую» декларацию по НДС налоговому агенту, если в течение квартала у организации не было операций по удержанию налога. Организация не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим)

Нет, не нужно.

В отличие от статьи 23, статья 24 Налогового кодекса РФ не обязывает налоговых агентов подавать «нулевые» налоговые декларации. Для них декларации не являются письменным заявлением о полученных доходах. Налоговым агентам нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.*

Кроме того, раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» нужно сдавать в инспекцию только при совершении операций, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ (абз. 9 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).*

Внимание: несвоевременная подача декларации по НДС является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.*

При этом, если организация освобождена от уплаты НДС, но является налоговым агентом, ее можно оштрафовать только по статье 126 Налогового кодекса РФ. Статья 119 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется. Это объясняется так. Сроки подачи деклараций по НДС одинаковы как для налогоплательщиков, так и для налоговых агентов. Однако субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса РФ, является налогоплательщик. Штрафовать по этой статье налоговых агентов неправомерно. Поэтому, если с подачей декларации опоздала организация – налоговый агент, штраф может быть взыскан лишь по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (за несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах). Субъектами этого правонарушения признаются не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. Такая точка зрения подтверждена арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 26 ноября 2008 г. № ВАС-12243/08, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2007 г. № А78-7944/06-С2-8/439-Ф02-2657/07, Западно-Сибирского округа от 31 августа 2005 г. № Ф04-5660/2005(14396-А70-25), Северо-Западного округа от 7 мая 2007 г. № А56-24960/2005, от 2 сентября 2005 г. № А56-47797/04, Уральского округа от 25 июня 2008 г. № Ф09-4562/08-С2, от 14 апреля 2004 г. № Ф09-1448/04АК и Центрального округа от 15 декабря 2005 г. № А-62-3361/2004).

Со 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) размер штрафа за несвоевременное представление документов в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ. Если после 2 сентября 2010 года санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленных прежней редакцией Налогового кодекса РФ (п. 1 и 12 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).

Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

Куда сдавать декларацию

Декларацию сдавайте в налоговую инспекцию по местонахождению организации – налогового агента (п. 5 ст. 174 НК РФ).*

Способы сдачи

Налоговую декларацию можно сдать в инспекцию:

на бумаге (например, через уполномоченного представителя организации или по почте);

в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год (во вновь созданных или реорганизованных организациях за месяц создания или реорганизации) превышает 100 человек, то в текущем году сдавать налоговые декларации можно только этим способом. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны сдавать налоговую отчетность (в т. ч. годовые декларации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ.

Внимание: за несоблюдение установленного способа представления налоговой отчетности в электронном виде предусмотрена налоговая ответственность. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждое нарушение. Об этом говорится в статье 119.1 Налогового кодекса РФ.*

Порядок заполнения

Декларацию нужно заполнить в рублях, без копеек. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Если какие-либо показатели для заполнения декларации отсутствуют, то в соответствующих строках и графах поставьте прочерки.

После того как декларация составлена, последовательно пронумеруйте все страницы начиная с титульного листа. Показатель номера страницы (поле «Стр.»), имеющий три знако-места, записывается следующим образом: «001», «002»… «029» и т. д.

Об этом сказано в разделе II Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Для отражения операций налоговых агентов в декларации по НДС предусмотрен раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» и раздел 7, в котором приводятся сведения об операциях, не облагаемых НДС.

Так как организация – налоговый агент не является плательщиком НДС, к этим разделам нужно оформить титульный лист. Кроме того, если организация применяет специальный налоговый режим, также заполните раздел 1 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика». Если показатели для этого раздела отсутствуют, во всех строках поставьте прочерки. Об этом сказано в абзаце 11 пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Раздел 7 заполняйте, если в текущем квартале организация – налоговый агент участвовала в операциях, которые одновременно соответствуют двум условиям:

указаны в статье 161 Налогового кодекса РФ;

не облагаются НДС.

Такие правила предусмотрены абзацами 3, 5, 10 пункта 3 и пунктами 44, 44.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н. Например, раздел 7 нужно заполнить, если организация – налоговый агент арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности: плата за пользование природными ресурсами освобождена от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Заполнение титульного листа

На титульном листе декларации укажите:

ИНН и КПП организации (ячейки, отведенные для ИНН, заполняйте слева направо; в двух ячейках, оставшихся свободными, поставьте прочерк);

номер корректировки (для первичной декларации 0, для уточненной проставляется порядковый номер уточненной декларации начиная с 1);

код налогового периода согласно приложению № 3 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

На титульном листе должны быть дата заполнения декларации и подписи представителей организации.

Такой порядок предусмотрен разделами II и III Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Заполнение раздела 2

В разделе 2 укажите:

код бюджетной классификации НДС;

код ОКАТО по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413. Заполняйте слева направо, в ячейках, оставшихся свободными, поставьте нули;

код ОКВЭД налогового агента по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст;

код операции, в которой организация выступала в качестве налогового агента, согласно приложению № 1 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Строку 060 раздела 2 заполняйте слева направо, в пустых ячейках нули не проставляйте.

Такие правила предусмотрены разделом V Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Раздел 2 нужно заполнить отдельно (на разных страницах) по каждому участнику операций, в которых организация выступала в качестве налогового агента. При наличии нескольких договоров с одним участником (например, с арендодателем – органом государственной власти) раздел 2 можно представить на одной странице. Об этом сказано в пункте 36 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Строк для указания налоговой базы и ставки НДС в разделе 2 декларации не предусмотрено. Следовательно, приводить расчет НДС налоговым агентам не нужно.

Заполнение раздела 7

В разделе 7 декларации укажите:

в графе 1 коды операций, приведенные в приложении № 1 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н;

в графе 2 стоимость реализованных товаров (работ, услуг) по соответствующим кодам операций;

в графе 3 стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) по соответствующим кодам операций;

в графе 4 сумму НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которая не подлежит вычету, по соответствующим кодам операций.

Это предусмотрено разделом XII Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, удержанные суммы налога к вычету не принимают. Подробнее об этом см. Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС.

Пример оформления декларации по НДС налоговым агентом, который не является плательщиком НДС*

ЗАО «Альфа» применяет упрощенку.

В течение I квартала организация выполняла обязанности налогового агента по НДС:
– при аренде муниципального имущества по договору с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Мытищи Московской области (не является казенным учреждением). Договор заключен с 1 января 2013 года. Месячная стоимость аренды с учетом НДС – 200 000 руб. Код операции для заполнения декларации – 1011703;
– при приобретении консультационных услуг у иностранной организации «Бета», не состоящей в России на налоговом учете. Стоимость услуг с учетом НДС – 3770 долл. США или 120 622 руб. по курсу Банка России на дату оплаты услуг. Код операции для заполнения декларации – 1011712.

На титульном листе декларации по НДС за I квартал бухгалтер указал общие сведения об организации, код налоговой инспекции, в которую подается декларация, и код 400, означающий, что декларация представляется по местонахождению организации (п. 25 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).

Раздел 2 декларации по НДС бухгалтер «Альфы» заполнил по каждой из перечисленных операций (на отдельных страницах).

Сумма НДС по аренде муниципального имущества отражена в разделе 2 на странице 003:
200 000 руб. ? 3 мес. ? 18/118 = 91 525 руб.

Сумма НДС по сделке с организацией «Бета» отражена в разделе 2 на странице 004:
120 622 руб. ? 18/118 = 18 400 руб.

Составление декларации бухгалтер закончил заполнением раздела 1. В нем он указал общую сумму налога, исчисленную к уплате по декларации, – 109 925 (91 525 руб. + 18 400 руб.).

19 апреля налоговая декларация по НДС за I квартал 2013 года, подписанная генеральным директором «Альфы» Львовым, представлена организацией в налоговую инспекцию.

<…>

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка