Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 июня 2013 7 просмотров

Подскажите пожалуйста. Мы перечисляем промежуточные дивиденды за 1 квартал 2013г учредителю. НДФЛ перечислен. При обращении в коммерческий банк г.Москвы, учредитель получил отказ в выплате дивидендов, т к не был предоставлен баланс в банк за 1 квартал 2013г. При вопросе на каком основании нам отказывают в получении денежных средств, банк сослался на внутренный документ. Предоставить внутреннее распоряжение для ознакомления банк отказался. Правомерны ли действия банка в запросе баланса?

Согласно письму Центробанка России кредитные учреждения во исполнение пункта 2 статьи 7 Закона № 151-ФЗ обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В соответствии с данным письмом банки обязаны разработать критерии и признаки необычных сделок. При выявлении необычной сделки, признаки которой определяет сам банк, кредитная организация вправе потребовать любую дополнительную информацию, необходимую для контроля совершаемой операции. При неполучении такой информации банк вправе не выполнять распоряжения клиента по операциям с денежными средствами. Одним из критериев необычной сделки, по рекомендациям Центробанка, является непредставление сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой.

Таким образом, банк вправе в своем внутреннем регламенте предусмотреть любые правила необходимые ему для осуществления контроля операций с денежными средствами. При этом знакомить клиентов с данными правилами банк не обязан. Если во внутреннем положении банка прописано, что для осуществления контроля сделки по выплате дивидендов обязательно требуется получение дополнительной информации от клиента в виде баланса, а клиент не предоставляет такую информацию, то сделка может быть квалифицирована как необычная. Соответственно, определив сделку как необычную, банк вправе не исполнять распоряжение клиента по выплате дивидендов до получения от клиента всей необходимой банку информации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

ПИСЬМО ЦБ РФ ОТ 13.07.2005 № 99-Т

О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

«В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"* (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст.3418; 2002, N 30, ст.3029; N 44, ст.4296; 2004, N 31, ст.3224), руководствуясь интересами обеспечения стабильности банковской системы Российской Федерации, в целях ее защиты от проникновения преступных капиталов, учитывая международный опыт, рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) (размещены на официальном сайте FATF в сети Интернет по адресу: www.fatf-gafi.org) и Базельского комитета по банковскому надзору (размещены на официальном сайте Базельского комитета по банковскому надзору www.bis.org./bcbs/), Банк России направляет прилагаемые рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Рекомендации).
Кредитные организации разрабатывают правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом Рекомендаций, а также в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Банком России на основании Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и утверждают их в установленном порядке.*

<...>

2.3. Программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.*

2.3.1. Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, кредитная организация разрабатывает критерии выявления и признаки необычных сделок.* При этом в основу могут быть положены критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в приложении 2 к настоящим Рекомендациям.

2.4. Программу проверки информации о клиенте или операции клиента, о выгодоприобретателе для подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

<...>


В этих целях кредитной организации рекомендуется установить следующую процедуру.

2.4.1. При возникновении сомнений при квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или при выявлении необычных сделок сотрудник кредитной организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Кредитной организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в приложении 3 к настоящим Рекомендациям*.

2.4.2. Сообщение передается специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (ответственному сотруднику), или иным должностным лицам, уполномоченным кредитной организацией и являющимся сотрудниками структурных подразделений кредитной организации (далее - уполномоченные сотрудники).

2.4.3. При наличии оснований отнесения операции клиента к операциям, подлежащим обязательному контролю, уполномоченный сотрудник принимает окончательное решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в уполномоченный орган.

2.4.4. При выявлении необычных сделок уполномоченный сотрудник принимает решение о дальнейших действиях кредитной организации в отношении клиента и его операции (сделки).

2.4.5. При выявлении в деятельности клиента необычной сделки кредитная организация может предпринять следующие действия:
обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки;*
обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими Рекомендациями ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через кредитную организацию;
предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

<...>

*2.8.2. Кредитная организация вправе в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2.8.3. Кредитная организация определяет в программе конкретные случаи, в которых она будет пользоваться правами, установленными пунктами 5_2 и 11 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".*

<...>

КРИТЕРИИ
выявления и признаки необычных сделок

1. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

1.1. немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, но запрашиваемых в соответствии со сложившейся банковской практикой,* а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка