Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 июня 2013 125 просмотров

В нашу организацию (розничная торговля вино-водкой, лекарствами) должны приехать министерство природных ресурсов, у них плановая проверка по экологии. Как подготовиться к проверке (какие документы, журналы и т.д.) у нас должны быть? Мы малое предприятие.

при экологической проверке предприятия контролирующие органы могут запросить следующие документы:

1. Документы, определяющие статус организации: записи ЕГРЮЛ, письмо об учете ЕГРПО, коды ОКПО, ОКАТО, ОКОНХ. Свидетельство ИНН, ОГРН. Лицензии. Приказ о назначении на должность директора, штатное расписание, банковские реквизиты.

2. Иные документы (в зависимости от сферы деятельности предприятия):

1. документы, подтверждающие отнесение организации к категории субъектов малого или среднего предпринимательства;

2. приказы о назначении должностных лиц, ответственных за текущую деятельность предприятия и его структурных подразделений за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду;

3. приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами;

4. журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха;

-разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

-проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

-лимит на размещение отходов;

-приказы о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, свидетельства на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;

5. отчеты по форме №2-тп (отходы), 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз);

6. сведения о юр. лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы;

7. Договор аренды земли.

8. Договор на водоснабжение.

9. Договор на водоотведение.

10. Справка о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием: состава парка автомашин (грузоподъемность, объем двигателя, тип двигателя), годового пробега, коэффициента использования парка. Количество расходуемого горючего по маркам (при наличии АЗС). Маршруты рейсирования по территории предприятия, места стоянок автотранспорта и их тип (открытый или закрытый). Сведения заверяются уполномоченными представителями предприятия (начальник транспортного цеха, главный инженер, главный бухгалтер).

11. Сведения о количестве, марках, часах, режиме работы, маршрутах рейсирования транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, занятых на доставке сырья и продукции.

12. Паспорта вытяжных вентсистем (от производственных участков).

13. Поэтажный план БТИ

14. Справка о наличии (отсутствии) арендаторов с указанием профиля их деятельности, месторасположением.

15. Документы подтверждающие профессиональную подготовку сотрудников ответственных за природоохранную деятельность.

16. Сведенья о текущих затратах на охрану природы (экологические и природоресурсные платежи):

-копии платежных поручений о перечислении платы за окружающую среду

-расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду

17. План природоохранных мероприятий

18. Общий план по уходу за зелеными насаждениями и т. д.

(предоставляются копии, заверенные подписью и печатью руководителя)

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версии.

1. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»

<…>

«4. Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами*, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее - уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией.

<…>

6. Уполномоченные органы осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

<…>

9. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.*

<…>

14. При проведении проверки должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды».

<…>

2. Статья: На предприятие пришли контролеры из Росприроднадзора

На сайте Росприроднадзора (www.rpn.gov.ru) опубликованы планы проверок предприятий на 2012 год. Однако ведомство проводит еще и внеплановые проверки. Подготовиться к обоим видам проверок поможет наш материал.

В каких случаях могут назначить проверку

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) находится в ведении Минприроды России.

Законодательную основу деятельности ведомства составляет большая группа федеральных законов.

При этом особое место занимает Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Из подзаконных актов стоит отметить постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400.

Данным документом утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, в котором прописаны функции ведомства, сформулированы организационные основы деятельности. Так, в частности, оговорено, что в компетенцию Росприроднадзора входят контроль и надзор:

  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
  • за соблюдением требований российского законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и т. д.

О том, какие объекты позволено проверять ведомству, сказано в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285.*

Перечень достаточно обширный и, поэтому можно говорить, что сфера интересов Росприроднадзора распространяется практически на все стороны деятельности производственных предприятий. Это водные, лесные объекты, земли, недра, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и т. д. Проверкой данных объектов и занимаются чиновники (в пределах своей компетенции).

Проводить контрольные мероприятия могут должностные лица ведомства, перечень которых указан в постановлении Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. № 716.

Им позволено посещать организации, объекты хозяйственной и иной деятельности (независимо от форм собственности). При этом контролеры могут проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля и т. д.

Проверяющим дано право привлекать предприятия и его должностных лиц к административной ответственности*.

Какие бывают проверки

Проверки Росприроднадзора делятся на плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Поводом для внеплановой проверки может быть истечение срока исполнения предприятием ранее выданного предписания об устранении нарушений. Также проверку могут назначить, если в ведомство поступят обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

  • возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках проверки котролеры обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…».

Плановые и внеплановые проверки проводятся на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или руководителя территориального подразделения.*

В данном приказе должны быть, в частности, указаны:

  • фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.*

В исключительных случаях он может быть продлен руководителем Росприроднадзора (территориального подразделения), но не более чем на 20 рабочих дней. Это возможно в случае необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и т. д. Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. Отметим, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои удостоверения и ознакомить должностных (или уполномоченных) лиц предприятия с копией приказа о назначении контрольных мероприятий.*

Если выявлены нарушения

По результатам контрольных мероприятий составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается предприятию. В акте проверки делается запись о наличии или об отсутствии нарушений. К акту прикладываются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и т. д. Если проверяющие выявили нарушения, то предприятию выдается предписание об их устранении. Данные предписания должны быть выданы не позднее месяца со дня подписания акта проверки. Предписание выдается на каждое нарушение. Сроки устранения нарушений не пересматриваются и не переносятся. Если выявленное нарушение подпадает под административную ответственность, то контролеры могут составить протокол.

Далее предприятию выставляется представление об устранении причин, которые привели к административному нарушению. Исполнить данное представление надо в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, которое его вынесло. Проверить то, как предприятие исполнило предписание, чиновники могут в течение 15 дней с момента истечения срока, установленного для устранения нарушения (в данном случае проводится очередная внеплановая проверка).

Если же нарушение не было устранено, то одновременно с актом проверки составляется протокол об административном правонарушении. В данном случае применяется часть 1статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Далее чиновники отправят дело на рассмотрение в суд (мировой суд). На это им отводится трое суток.

Досудебное обжалование действий проверяющих

Решения, действия либо бездействие должностных лиц Росприроднадзора могут быть обжалованы как в судебном, так и в досудебном порядке. При этом досудебный порядок обжалования не является обязательным.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В свою очередь, жалобы на иные решения, действия (бездействие) должностных лиц рассматриваются в порядке, определенном Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 26 июля 2010 г. № 282.

Так, заявитель вправе обратиться с жалобой лично или направить жалобу в письменном виде. В первом случае речь идет об устных обращениях в ходе личного приема, который ведут руководители и должностные лица ведомства. Поступившие в устном порядке жалобы рассматриваются в течение одного дня. О результатах рассмотрения устной жалобы должностное лицо, которое проводило прием заявителя, сообщает в устной форме лично или по телефону. Во всех остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. Административный регламент определяет перечень сведений, которые должны быть указаны в жалобе, которая подается в письменной форме. Так, в частности, данная жалоба должна содержать следующую информацию:

  • наименование государственного органа, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество должностного лица;
  • фамилию, имя, отчество (отчество указывается при наличии) гражданина, наименование юридического лица, которым подается жалоба, а также почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • суть обжалуемого действия или бездействия;
  • причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием).

Административным регламентом оговорено, что при обращении заявителя в письменной форме срок его рассмотрения не должен превышать 30 дней с момента регистрации обращения. По результатам рассмотрения жалобы соответствующий сотрудник Росприроднадзора может принять одно из следующих решений:

  • об удовлетворении требований заявителя и о признании неправомерным действия (бездействия) должностного лица;
  • об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.

Д. Н. Глазунов

Юрист

Журнал «Учет в производстве», №2, февраль 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка