Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 июня 2013 14 просмотров

Наша компания активно проводит промоушен мероприятия, разыгрывая подарки для своих клиентов. Деятельность: прямые продажи дистрибьюторам. Промоушены проводятся как раз для таких дистрибьюторов. Выигрывшим на промоушене дистрибьюторам вручаются планшеты. С бухг т з это все выглядит так: мы закупаем в печатном доме определенный тираж сертификатов, где будет написано о праве получения планшета. До закупки планшетов вручаем выигравшим сертификаты на право получения планшета. Закупаем партию планшетов. Вручаем эти планшеты безвозмездно. Планшеты клиентам вручаются не в результате лотереи а в результате продвижения дистрибьюторов по определенной ранговости - то есть получение подарка зависит от того сколько далее продал дистрибьютьор конечному потребителю. Продал много - достиг ранга=получил планшет. Возможно ли закупку планшетов в этом случае квалифицировать в качестве маркетинговых расходов на продвижение товара и стимулирование продаж/бонусной программы/программы лояльности/скидок? Если да то каким образом всё это оформить чтобы не было налоговых рисков, какие налоги платить в такой ситуации и как оформлять по БУ и НУ? Достаточно ли внутренней маректинговой политики компании с описанием таких акций или обязательно заключать договора на такие акции с клиентами-дистрибьюиторами?

 Одним из видов поощрения может быть предоставление покупателю подарка за выполнение условий договора, например, за достижения определенного объема продаж. Условие о предоставлении поощрения может быть предусмотрено как непосредственно в договоре, так и в отдельном соглашении, являющемся его неотъемлемой частью. В таком случае подарок следует рассматривать как бонус. То есть покупателю предоставляется скидка на стоимость подарка и в счет возникшей кредиторской задолженности предоставляется сам подарок. При расчете налога на прибыль продавец сможет учесть стоимость бонусного товара как прочий расход.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

1.Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении скидки, подарки, премии и бонусы, предоставленные покупателям

Чтобы увеличить объем продаж и привлечь новых клиентов, организации могут использовать различные системы поощрений. Например, предоставлять покупателям скидки, премии, бонусы, подарки. Условие о предоставлении поощрения может быть предусмотрено как непосредственно в договоре, так и в отдельном соглашении, являющемся его неотъемлемой частью* (п. 2 ст. 424 ГК РФ). Продавец определяет вид и размер такого поощрения самостоятельно и согласовывает его с контрагентом (п. 2 ст. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Виды поощрений

Понятия «скидка», «премия», «бонус» как вид поощрения законодательством не определены.

Под скидкой, как правило, понимают уменьшение договорной цены на товар. К одной из форм скидок можно отнести поощрение в виде уменьшения суммы задолженности покупателя за поставленный товар.

Премией называют денежные суммы, выплаченные покупателю за выполнение определенных условий договора, например, за объем приобретенного товара. При этом премия, связанная с поставкой товара, также может являться одной из форм скидок* (письмо Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-07-11/364).

Под бонусом принято понимать поощрение в виде поставки покупателю дополнительной партии товара без оплаты. Однако фактически предоставление бонуса является двумя взаимосвязанными хозяйственными операциями*:

Еще одним видом поощрения может быть предоставление покупателю подарка за выполнение условий договора. При этом следует учитывать экономическую сущность и механизм такого поощрения. Например, продавец может предоставить подарок в случае*:

  • приобретения покупателем комплекта товаров (например, при покупке двух единиц товара третья предоставляется бесплатно);
  • выполнения покупателем определенных условий договора* (например, при достижении установленного объема покупок покупателю вручается подарок в виде товара);
  • проведения рекламной акции (например, всем клиентам – подарок в праздничный день);
  • других акций и мероприятий.

В первом случае передачу подарка можно расценивать как премию в натуральной форме, предоставленную покупателю в момент заключения договора при выполнении условий, установленных поставщиком.

Во втором случае подарок следует рассматривать как бонус. То есть покупателю предоставляется скидка на стоимость подарка и в счет возникшей кредиторской задолженности предоставляется сам подарок*.

В третьем случае предоставление подарка при проведении рекламной акции следует рассматривать как безвозмездную передачу (п. 2 ст. 423ст. 572 ГК РФ). Объясняется это тем, что отношения, связанные с предоставлением такого рода подарков, носят стимулирующий, а не поощрительный характер в рамках заключенного договора.

<…>

Бухучет: бонус

Предоставление бонуса сопровождается отражением в учете двух хозяйственных операций:*

  • предоставления скидки на ранее отгруженный товар;
  • реализации товара в счет возникшей кредиторской задолженности перед покупателем.

Первую хозяйственную операцию отразите в порядке, предусмотренном для отражения скидки.

В связи с тем, что сумма восстановленной задолженности, которая ранее была полностью оплачена, признается полученным авансом в счет будущей (бонусной) поставки – начислите НДС с аванса (письмо Минфина России от 31 августа 2012 г. № 03-07-15/118). В бухучете признание восстановленной кредиторской задолженности авансом и реализацию товара в счет данного аванса отразите проводками*:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по отгруженной продукции» Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с суммы предоплаты (восстановленной задолженности).

После отгрузки бонусной партии товара сделайте записи:*

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»
– принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам» Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации бонусного товара;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС с выручки от реализации бонусного товара;

Дебет 90-2 Кредит 41
– списана себестоимость реализованного бонусного товара;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»
– зачтена предоплата.

<…>

Налог на прибыль

В целях расчета налога на прибыль поощрение (скидка, бонус, премия, подарок) по соглашению сторон может:

  • не изменять цену товара*;
  • изменять цену товара.

Если продавец предоставляет поощрение, которое не изменяет цену товара, налоговую базу по налогу на прибыль корректировать не нужно. Поощрения такого рода необходимо учесть в составе внереализационных расходов* (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 19 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/668от 27 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/506от 3 апреля 2012 г. № 03-03-06/1/175.

При методе начисления расходы в виде предоставленного покупателю поощрения учитывайте при расчете налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся* (ст. 272 НК РФ).

Если поощрение по условиям договора изменяет цену товара и предоставляется в том же отчетном (налоговом) периоде, в котором происходит реализация товаров, скорректируйте налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода на сумму поощрения (п. 7 ст. 274 НК РФ).

<…>

Ситуация: можно ли торговой организации учесть при расчете налога на прибыль поощрение покупателю, предусмотренное в договоре поставки продовольственных товаров, не изменяющее их цену

Да, можно, если поощрение отвечает требованиям Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ*.

С 1 февраля 2010 года (дата вступления в силу Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ) действуют новые правила по осуществлению торговой деятельности на территории России.

Согласно этим правилам в договоре поставки продовольственных товаров может быть предусмотрен только один вид вознаграждения, не связанный с изменением цены товара. Это вознаграждение покупателю за закупку определенного объема товаров. При этом не имеет значения, как данное вознаграждение поименовано в договоре поставки: скидка, премия, бонус или подарок (письмо Минфина России от 11 октября 2010 г. № 03-03-06/1/643). Главное, чтобы выполнялись следующие условия*:

  • размер поощрения не может превышать 10 процентов от стоимости приобретаемых покупателем товаров;
  • поощрение может быть предусмотрено только при поставке продуктов, которые не упомянуты в перечне социально значимых продовольственных товаров, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.

Такой порядок установлен частями 4–6 статьи 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

Если все указанные условия соблюдаются, то поощрение за закупку определенного объема товаров учтите при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов* (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). В противном случае поощрение не учитывайте, так как ее предоставление является незаконным. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 11 октября 2010 г. № 03-03-06/1/643от 18 августа 2010 г. № 03-03-06/1/554от 13 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/262от 13 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/263.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Статья: Предоставление товарного бонуса покупателю

По условиям договора с покупателем при выполнении ряда условий (направленных на увеличение объема продаж) ему предоставляется бонус (в виде товара). Как документально оформить и отразить операции по предоставлению товарного бонуса покупателю в учете?

Отвечает
А. З. Островская,
ведущий налоговый консультант ООО
«Консалтинговая группа "Такс Оптима"»

Операцию по отгрузке бонусного товара оформляют накладной, в которой указывают нулевую цену. В бухучете себестоимость такого товара можно включить в коммерческие расходы или расходы по обычным видам деятельности (п. 579 ПБУ 10/99). Соответственно они будут отражены по дебету счета 44 или счета 91*. Выручки от реализации на счете 90 не будет, поскольку продавец отдает свои товары бесплатно.

При передаче поставщик обязан начислить НДС и составить счет-фактуру в одном экземпляре. Начисленный НДС отражается либо в качестве коммерческого расхода на счете 44, либо в качестве прочего на счете 91.

При расчете налога на прибыль продавец может учесть стоимость бонусных товаров как прочий расход* (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 31 августа 2009 г. № 03-03-06/1/555от 4 августа 2009 г. № 03-03-06/1/513). Положения пункта 16 статьи 270 НК РФ, запрещающие учет в составе расходов стоимости безвозмездно переданного имущества, здесь не применяются. Ведь бонусный товар передан не как подарок, а за выполнение ряда условий, направленных на увеличение объема продаж.*

Отметим, что, по мнению финансистов, продавец не может учесть в «прибыльных» расходах НДС, который был начислен при бесплатной передаче товаров (письма от 11 марта 2010 г. № 03-03-06/1/123от 8 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/792). Хотя некоторым компаниям удается доказать обратное (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13 августа 2010 г. № А32-2525/2009-70/36).

Журнал «Учет в торговле», №3, март 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка