Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Все запутались, когда сдавать упрощенную декларацию вместо нулевой

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
19 июня 2013 41 просмотр

Предприятие осуществляет деятельность по производству и реализации коммунальных ресурсов (теплоснабжение,водоснабжение и водоотведение). Отпуск вышеуказанных ресурсов производится исходя из установленного регулирующим органом (комитетом по тарифам и ценовой политике) тарифов (экономически обоснованные). Отпуск коммунальных услуг населению производится по специальным тарифам, также установленным регулирующим органом только для населения. Эти тарифы ниже, чем установленные экономически обоснованные тарифы для предприятия. Согласно Постановлению Правительства субъекта РФ, оно предоставляет предприятию субсидии на возмещение разницы,возникающей в результате отпуска коммунальных ресурсов населению.Определяется размер субсидий как произведение объема отпущенного населению коммунального ресурса на разность между экономически обоснованным тарифом,утвержденным регулирующим органом для предприятия (получателя субсидий) и тарифом для населения. Вопрос: 1. Включается-ли данная субсидия в налогооблагаемую базу для исчисления НДС;2. Если не включается, то какие дальнейшие последствия при учете и возмещении входящего НДС.

 В данной ситуации указанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Никаких последствий это за собой не влечет, суммы «входного» НДС, подлежат вычету в обычном порядке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Ситуация: Как отразить в бухучете и при налогообложении компенсацию (субсидию), полученную организацией (кроме унитарных предприятий) из бюджета на покрытие убытков от реализации работ (услуг) по государственным регулируемым ценам. Организация применяет общую систему налогообложения

Суммы компенсаций, поступающих из бюджета на покрытие убытков в связи с применением организацией государственных регулируемых цен, отразите в составе прочих доходов. То есть на счете 91-1 «Прочие доходы». Учитывать полученные из бюджета средства как целевое финансирование (на счете 86) не следует. Объясняется это так.

На счете 86 отражаются целевые средства, получаемые организацией в качестве источника финансирования каких-либо мероприятий. Использование данного счета предполагает учет и контроль расходования полученных средств по их назначению. Это следует из Инструкции к плану счетов.

Поскольку организация реализовала работы (услуги) по ценам, регулируемым государством, у нее возник убыток. Впоследствии государство компенсировало потери организации. Полученные от государства средства не являются целевыми, так как на организацию не возлагается обязанность их расходования в соответствии с определенными целями. То есть организация может использовать средства по своему усмотрению и не обязана отчитываться о целях их расходования.

Следовательно, поступившая компенсация является частью дохода организации. В бухучете ее получение отразите проводкой:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена сумма компенсации, подлежащая получению из бюджета.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 86 и 91) и пункта 7 ПБУ 9/99.

Поскольку полученная компенсация является доходом организации, финансовый результат определяется с учетом данной операции в обычном порядке. Раздел «Государственная помощь» Пояснений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах заполняется на основании данных счета 86. В рассматриваемой ситуации счет 86 не используется, поэтому заполнять данный раздел не нужно.

При налогообложении прибыли компенсацию убытка, полученного от реализации работ (услуг) по государственным регулируемым ценам, нужно включить в состав внереализационных доходов. Такая позиция подтверждается письмами Минфина России от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/99, от 16 октября 2008 г. № 03-03-06/1/590, от 29 мая 2008 г. № 03-03-06/4/36 и судебной практикой (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98, постановления ФАС Дальневосточного округа от 3 июля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/2326, Западно-Сибирского округа от 26 марта 2007 г. № Ф04-1428/2007(32437-А27-40), Уральского округа от 10 мая 2007 г. № Ф09-3329/07-С3.

Компенсация убытков, полученная из бюджета в связи с применением организацией государственных регулируемых цен, не облагается НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ).*

2.ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ от 18.12.2007 № 19-11/120978

Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.12.2007 № 19-11/120978

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

На основании пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В связи с этим при оказании населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) жилищно-коммунальных услуг налоговая база определяется из фактической цены их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В статье 162 Бюджетного кодекса РФ установлено, что получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, если они реализуют товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, и соответствующий бюджет возмещает таким налогоплательщикам фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен (выделяя субсидии). При этом налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).

В данной ситуации указанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).*

При выделении налогоплательщикам из бюджета суммы разницы между отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данные суммы (субсидии) включаются в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

В этом случае налогообложение указанных средств производится в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Следовательно, суммы НДС, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам, услугам), используемым для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, подлежат вычету при соблюдении условий, предусмотренных в пункте 2 статьи 171 НК РФ, и в порядке, установленном в статье 172 НК РФ.*

3.Рекомендация: Когда входной НДС можно принять к вычету

Налоговый вычет – это уменьшение общей суммы НДС, начисленной в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ. Воспользоваться вычетом по НДС может только организация, применяющая общую систему налогообложения и не использующая освобождение от уплаты НДС. Если организация использует освобождение, входной НДС к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Это следует из положений пункта 1 статьи 171 и подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Какой НДС принимать к вычету

Если организация не использует освобождение, к вычету принимаются суммы налога:*

Кроме того, право на вычет появляется у организаций при изменении стоимости или количества отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), если такое изменение произошло после реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав). Об этом сказано в пункте 13 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Условия вычета

Входной НДС принимайте к вычету при одновременном выполнении следующих четырех условий:*

Об этом сказано в статьях 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ.

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка