Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 июня 2013 2 просмотра

Компания наша занимается оптовой торговлей имеется автопарк из 50 грузовых автомобилей Вопрос:обязательно ли применять нормы расхода топлива при списании гсм на затраты, которые мы утвердили по предприятию приказом с учетом норм Минтранса или можно списывать гсм на расходы в целях налогообложения по фактическим расходам Спасибо

Позиция контролирующих ведомств сводится к тому, что при расчете налога на прибыль расходы на ГСМ учитываются в пределах норм, установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В дополнение к ним для некоторых марок автомобилей можно применять нормы, предусмотренные в письме ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены. В этом случае организация вправе принять решение ввести собственные нормативы расходования ГСМ, разработанные по ее запросу научными организациями. До принятия такого решения следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставленной изготовителем автомобилей.

Есть аргументы, позволяющие организациям при расчете налога на прибыль не применять нормативы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России, а использовать нормы, разработанные самостоятельно или с привлечением специализированных организаций по всем автомобилям.

Окончательное решение о применении тех или иных норм расхода ГСМ организация должна принять самостоятельно. Причем, если это решение будет противоречить требованиям контролирующих ведомств, отстаивать свою позицию организации придется в суде.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация:«нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм» (в редакции, действующей с 01.01.2013г.)

Да, нужно.

Позиция контролирующих ведомств сводится к тому, что при расчете налога на прибыль расходы на ГСМ учитываются в пределах норм, установленных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. В дополнение к ним для некоторых марок автомобилей можно применять нормы, предусмотренные в письме ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены. В этом случае организация вправе принять решение ввести собственные нормативы расходования ГСМ, разработанные по ее запросу научными организациями. До принятия такого решения следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставленной изготовителем автомобилей.

Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12, от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.

Налоговая служба также ссылается на необходимость применения указанных норм для целей налогообложения прибыли (письма ФНС России от 15 апреля 2008 г. № СК-6-5/281, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям при расчете налога на прибыль не применять нормативы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России, а использовать нормы, разработанные самостоятельно или с привлечением специализированных организаций по всем автомобилям. Они заключаются в следующем.

В Налоговом кодексе РФ нет требования о нормировании расходов на ГСМ по автотранспорту (подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако любые расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому для целей контроля расхода топлива и подтверждения их экономической оправданности можно установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ для служебного автотранспорта. Сделать это можно независимо от того, введены в отношении используемых марок транспорта нормы Минтрансом России или нет.

Утвердить внутриорганизационные нормы должен руководитель организации своим приказом. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Для того чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат оформите актом контрольного заезда (в произвольной форме).

При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).

В своем более раннем разъяснении Минфин России поддерживал и эту позицию (письмо от 15 марта 2005 г. № 03-03-02-04/1/67).

Окончательное решение о применении тех или иных норм расхода ГСМ организация должна принять самостоятельно. Причем, если это решение будет противоречить требованиям контролирующих ведомств, отстаивать свою позицию организации придется в суде. В арбитражной практике есть судебные решения, принятые в пользу организаций (см., например, определение ВАС РФ от 14 августа 2008 г. № 9586/08, постановления ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. № А09-3658/07-29, Дальневосточного округа от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/4346, Московского округа от 25 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07). На сторону плательщиков встал и ВАС РФ в определении от 14 августа 2008 г. № 9586/08. Судьи подтвердили, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Поэтому, если затраты на приобретение ГСМ экономически обоснованны и документально подтверждены, их можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если организация превысит самостоятельно установленные нормы расхода ГСМ и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учесть при расчете налога на прибыль нельзя. Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные»

Наталья Комова

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка