Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Каким будет 6 февраля для бухгалтеров

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
25 июня 2013 100 просмотров

Имеет ли право Белгородская таможня истребовать документы (договора, накладные, банковские выписки...) у фирмы,которая зарегистрирована в Москве и получает товары из Белоруссии через Белгородскую таможню?. Спасибо!

Да, имеет. Организация обязана представить таможенному органу документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля (статья 166 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 111 ТК ТС). Таможенный орган находится на границе РФ, соответственно, несмотря на то, что Белгородская таможня находится далеко от места регистрации организации, она вправе истребовать необходимые документы, поскольку именно через ее посты осуществляется ввоз импортных товаров фирмы. Кроме того, таможенные органы вправе провести таможенный контроль в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем (ст. 164 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Также таможенные органы вправе провести камеральную таможенную проверку по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки) (статья 131 ТК ТС).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Главбух» vip-версии.

1. Закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

<…>

«Статья 14. Места нахождения таможенных органов

1. Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее также - пункт пропуска)*. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.

2. Таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.

<…>

Статья 50. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)

1. Лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально.*

2. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершения либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии).

3. Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день получения указанного запроса. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса.

<…>

Статья 161. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами* в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза.

3. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

<…>

Статья 163. Зоны таможенного контроля

1. Места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

2. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

<…>

Статья 164. Сроки осуществления таможенного контроля

<…>

2. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.*

<…>

Статья 166. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Таможенного союза.*

2. Таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, и иных государственных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля. Порядок обмена информацией определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные государственные органы.

3. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться декларантами и иными заинтересованными лицами, а также таможенными органами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли и таможенные перевозчики должны хранить указанные документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции».

<…>

2. Таможенный кодекс Таможенного союза

<…>

«Статья 111. Проверка документов и сведений

1. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

2. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.*

3. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.*

<…>

Статья 122. Таможенная проверка

1. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

2. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются:

декларант;*

таможенный представитель;

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

уполномоченный экономический оператор;

иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

3. При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

4. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.*

5. При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 настоящего Кодекса.

6. Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

7. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

<…>

Статья 131. Камеральная таможенная проверка

1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения*».

<…>

3. Статья: От проверок таможенной службы невозможно скрыться, но можно себя защитить

<…>

С 1 августа 2012 года применяется новый порядок проведения таможенных проверок. Он регламентируется Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки (утв. приказом ФТС России от 06.07.12 № 1373).

<…>

Таможенная проверка может проводиться как до, так и после выпуска товаров

Как правило, при проведении проверок действия таможенных органов направлены на несколько объектов контроля. В частности, проверяющих может заинтересовать следующее.

Классификация. От правильной классификации товара зависит размер таможенной пошлины.

При обнаружении несоответствия таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Если в результате этого увеличивается сумма таможенных платежей, то товары не выпускаются до их уплаты либо до предоставления обеспечения. Если компания не уложится в установленные для выпуска товара сроки, таможенный орган откажет в выпуске товара (ст. 196п. 1 ст. 201 ТК ТС).

Страна происхождения. От этого показателя зависят меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (ст. 58 ТК ТС). Например, применение пониженных таможенных пошлин либо полное освобождение от них. Или применение специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин.

При обнаружении признаков недостоверности заявленных сведений о стране происхождения товаров таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий их. Такими документами являются декларация или сертификат о происхождении товара. При выявлении недостоверности указанных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о стране происхождения товара. Если переопределение страны происхождения повлекло изменение размера таможенных пошлин, то последствия такие же, как и в предыдущем случае.

Решение об изменении классификации и страны происхождения товара не обязательно приводит к доначислению таможенных платежей или влияет на применение к товарам запретов и ограничений. В таком случае результаты проверки не являются основанием для отказа в выпуске товаров. Декларант (таможенный представитель) в течение пяти рабочих дней со дня выпуска товаров корректирует заявленные сведения.

Таможенная стоимость. Правильность определения таможенной стоимости может быть проконтролирована как до, так и после выпуска товаров.

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо соглашается с декларантом или принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров. На основании этого решения декларант должен произвести корректировку самостоятельно и доплатить таможенные пошлины. При его несогласии соответствующий пересчет делает таможенный орган (ст. 6667, п. 23 ст. 68 ТК ТС).*

Правильность применения льгот. Данный объект контроля может включать установление факта целевого использования имущества, проведение идентификационной экспертизы по льготируемым товарам (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 31.05.12 № А33-11732/2011от 11.01.12 № А33-3653/2011Поволжского от 15.06.11 № А49-6097/2010 округов).

По итогам данной проверки таможенным органом могут быть приняты решения об отказе в предоставлении указанных льгот или тарифных преференций. И, соответственно, вынесено требование об уплате таможенных платежей.

<…>

И. Богомолов

старший консультант BDO в России

Журнал «Практическое налоговое планирование», №9, сентябрь 2012

26.06.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка