Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 июня 2013 84 просмотра

У нас такая ситуация: мы - завод по производству нетканных материалов, являемся экспортером своей продукции. При подаче документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, налоговая придирается постоянно к оформлению CMR. В страны ТС мы отправляем груз не своим транспортом и даже не мы заключаем договор на доставку. Контрагент сам нанимает перевозчика и сам же с ним расплачивается. В некоторых CMR отсутствуют штампы перевозчика в строке 23. Подпись есть, а штампа нет. И вот только из-за этого наша налоговая хочет отказать нам в нулевой ставке.CMR введена Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов. Она оформляется, если перевозка экспортируемых товаров осуществляется автомобильным транспортом и между перевозчиком и отправителем существует договор об автомобильной перевозке грузов. В нашем случае не мы заключали договор на перевозку....CMR не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Она служит доказательством заключения договора перевозки и принятия товаров к перевозке.как в нашем случае нам отстоять свою нулевую ставку?

Для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов при экспорте организация должна представить в налоговую инспекцию копии транспортных и товаросопроводительных документов. Международная накладная CMR является одним из них.

Вопрос о возможности применения ставки 0 процентов при отсутствии в накладной штампа перевозчика является спорным. Ни Таможенный кодекс, ни КДПГ не содержат перечня реквизитов, отсутствие которых влечет недействительность товарно-транспортной накладной. Есть суды, которые считают, что отсутствие, в том числе такого реквизита, как штамп перевозчика не является основанием для отказа в применении ставки 0 процентов (постановление ФАС Московского округа от 18 мая 2006 г. по делу № КА-А40/4132-06). Однако есть судебные решения, в которых арбитры придерживаются точки зрения, что при наличии штампа перевозчика отсутствие иные реквизитов по строке 23 не является основанием для отказа в праве применения ставки 0 процентов – т.е. штамп перевозчика необходим (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2007, 16.02.2007 № 09АП-437/2007-АК по делу № А40-42995/06-14-218, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006, 09.01.2007 № 09АП-17730/2006-АК по делу № А40-42936/06-111-217, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2007, 30.01.2007 № 09АП-17720/2006-АК по делу № А40-42997/06-33-292).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация:Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)

<…>

Транспортные и товаросопроводительные документы

Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.

1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России.* Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).

<…>

О.Ф. Цибизова

начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья:Оформление международных автоперевозок

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона № 259-ФЗ перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.*

Минтранс России в письме от 30 сентября 2011 г. № СА-19/11175 разъясняет, что при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов, в том числе между государствами – членами Таможенного союза, подтверждением заключения договора перевозки грузов является международная накладная. Она должна содержать сведения, установленные положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19 мая 1956 г. Наиболее распространено применение международной транспортной накладной CMR1.*

Требование о применении транспортной накладной, форма которой утверждена российскими правилами перевозок грузов (ППГ), на международные автоперевозки не распространяется.

Особенности налогообложения международных автоперевозок мы не рассматривали. Тем не менее кратко охарактеризуем международные требования к документам.

Сфера применения Конвенции – договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, при которых место погрузки и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран. Причем из этих стран по крайней мере одна должна являться участницей Конвенции2.

Договор перевозки устанавливается накладной (ее именуют CMR-накладной).* Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком (транспортным агентом). Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика (ст. 4, п. 1 ст. 5 КДПГ). Накладная удостоверяет принятие груза перевозчиком* (п. 1 ст. 9 КДПГ).

Но специальной формы накладной КДПГ не устанавливает. В Конвенции лишь перечислены сведения, обязательные для отражения в накладной. А также сообщается, что договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое сочтут необходимым* (ст. 6 КДПГ).

Отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей (п. 1 ст. 11 КДПГ).

По прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной. Он выдает расписку в принятии груза (п. 1 ст. 13 КДПГ).

Форма CMR-накладной, обязательная к использованию хозяйствующими субъектами Республики Беларусь при пересечении границы Республики Беларусь и России, приведена в письме ФНС России от 29 июня 2010 г. № ШС-37-3/5424@. К этой CMR-накладной надлежит прилагать товарную накладную типовой формы.*

Зато российские хозяйствующие субъекты при перемещении товаров через границу с Республикой Беларусь и с Казахстаном (а также по территориям указанных республик) вправе использовать товарно-транспортную накладную по унифицированной форме № 1-Т (письмо ФНС России от 8 июня 2010 г. № ШС-37-3/3693@). Подчеркнем еще раз: на договоры перевозки с таким маршрутом Закон № 259-ФЗ не распространяется.

Библиотека журнала «Главбух». Документы, которые совершенно необходимы для перевозки товаров

3. Письмо ФНС России от 29.06.2010 № ШС-37-3/5424@

<…>

При перемещении товаров автомобильным транспортом между Республикой Беларусь и Российской Федерацией субъекты предпринимательской деятельности (резиденты Республики Беларусь) оформляют CMR-накладную, форма и порядок заполнения которой утверждены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23 "Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной "СМР" и Инструкции по ее заполнению"*. Дополнительно к CMR-накладной прилагается товарная накладная формы ТН-2, форма и порядок заполнения которой утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная".

25.06.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Ширинян Карине

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка