Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Нашли в 6-НДФЛ ошибки по зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 июля 2013 111 просмотров

ООО на ОСНО сдавало в аренду основное средство.В апреле арендатор известил ООО (арендодателя) о том, что основное средство утеряно 23.04.2013 г. и между ООО и арендатором 01.06.2013 г.было подписано соглашение о том, что арендатор компенсирует ООО остаточную стоимость основного средства. В данном же соглашении было указано, что договор аренды ОС расторгается 23.04.2013 г. Документы, подтверждающие факт потери основного средства именно 23.04.2013 г., арендатор предъявил (акт о служебном расследовании). Как отразить у арендатора (ООО на ОСНО) данную операцию? Какие документы должен предъявить арендатор арендодателю, подтверждая факт потери основного средства и дающие полное право Арендодателю списать ОС? Возникает ли у ООО (Арендодатель) НДС при получении компенсации от арендатора в сумме остаточной стоимости ОС на момент подтверждения факта потери арендатором ОС. Или остаточную стоимость ОС нужно определять на 01.06.2013 г. (дата подписания соглашения между ООО и арендатором?

 При утрате арендованного имущества арендатор обязан возместить арендодателю стоимость имущества. Порядок возмещения таких расходов и сумма возмещения должна быть определена в договоре аренды или дополнительном соглашение к нему. Стоимость утраченного арендованного имущества отражается в учете арендатора в составе прочих расходов. При этом делается проводка: Дебет 91 Кредит 76. В целях налогообложения прибыли расходы по возмещению причиненного ущерба включаются в состав внереализационных расходов на дату признания организацией подлежащей выплате суммы.

При получении возмещения у арендодателя объекта налогообложения НДС не возникает.

При этом он должен восстановить НДС с остаточной стоимости основного средства.

Утраченное имущество арендодатель списывает на основании полученных от арендатора документально подтвержденных сведений об утрате имущества в результате чрезвычайных обстоятельств, хищения или при иных обстоятельствах. В документах должны быть указаны сведения, позволяющие точно идентифицировать утраченное имущество как имущество, переданное в аренду. Также необходим документ, фиксирующий результаты проведенной по этому поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

1.Статья: 1.13. Возмещение арендатором утери и повреждения арендованного имущества

Отражение в бухгалтерском учете операций по возмещению убытков арендодателю, связанных с утерей арендованного имущества.

<…>

Дебет Кредит Содержание операции
Бухгалтерские проводки при утере арендованного имущества*
1 001 Списана стоимость утерянных организацией арендованных ею основных средств
2 91-2 76 Отражена утеря арендованного имущества в составе прочих расходов организации
Бухгалтерские проводки при оплате убытков арендодателю, связанных с утерей арендованного имущества*
1 76 5051 Перечислены денежные средства в счет возмещения причиненных убытков, связанных с утерей арендованных основных средств
Бухгалтерские проводки при установке лиц, виновных в утере арендованных основных средств*
1 73-2 76 Отнесена утеря арендованного имущества на виновное лицо, являющееся работником организации
2 76 76 Отнесена утеря арендованного имущества на виновное лицо, не являющееся работником организации
Бухгалтерские проводки при возмещении причиненных убытков виновными лицами денежными средствами
1 5051 73-2,76 Погашена денежными средствами сумма возмещения ущерба, связанного с утерей арендованного имущества виновными лицами
Бухгалтерские проводки при возмещении причиненных убытков страховыми организациями по чрезвычайным обстоятельствам
1 76-1 76 Отражена сумма страхового возмещения
2 5051 76-1 Получена сумма страхового возмещения от страховой организации

<…>

2.Рекомендация: Как выплатить и отразить в бухучете и при налогообложении санкции, предъявленные организации

<…>

ОСНО

При расчете налога на прибыль неустойку и проценты за просрочку включите в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

При методе начисления дату признания расходов в виде неустоек и процентов за просрочку определите как дату признания долга либо вступления в законную силу решения суда о взыскании долга* (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03–03–01–04/1/189). Признание должником долга могут подтверждать любые документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить неустойку (проценты за просрочку). Например, письмо должника или акт сверки задолженностей между организациями (письма Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121).

При кассовом методе неустойку и проценты за просрочку включите в состав расходов в тот момент, когда они фактически уплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Статья: С сумм, полученных в качестве возмещения ущерба, НДС платить не надо

Документ: Письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/406.
Что изменилось в работе: Если контрагент перечислил вам деньги за испорченное имущество, то включать эту сумму в выручку от продаж и платить НДС больше не нужно*.

Предположим, ваша компания сдала в аренду помещение вместе с мебелью, а арендаторы испортили часть обстановки. Очевидно, что для вашей компании это ущерб. В этой или в любой другой подобной ситуации вы имеете право потребовать от виновной стороны возмещения ущерба. Даже если эта возможность не заложена в договоре, который вас связывает, такое право вам дает статья 15Гражданского кодекса РФ*.

Нужно ли платить с полученных средств НДС? Налоговый кодекс РФ на этот вопрос не отвечает. А вот чиновники до недавнего времени настаивали, что налог перечислить в бюджет придется. Объяснение у них было простое – возмещение ущерба связано с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Значит, нужно руководствоваться подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ (см.письмо Минфина России от 25 ноября 2008 г. № 03-07-11/366). Вот и получалось, что компании, вещи которой пострадали, нужно было заплатить НДС в бюджет.

А если организации не соглашались с таким подходом, то свою позицию приходилось отстаивать в суде. Хорошо, что хоть арбитражные судьи вставали на сторону налогоплательщиков и говорили, что возмещение ущерба не связано с исполнением договора. Такой вывод, к примеру, содержится в постановлении ФАС Московского округа от 26 января 2010 г. № КА-А40/15269-09-2-Б.

Будем надеяться, что больше в подобной ситуации в суд идти не придется. Чиновники наконец изменили свою позицию. В последнем письме сотрудники финансового ведомства согласились с тем, что компенсация стоимости испорченного или утраченного имущества не связана напрямую с реализацией. А раз так, то и объект обложения НДС отсутствует.*

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 22, НОЯБРЬ 2010

4.Рекомендация:Как провести инвентаризацию


Инвентаризация может проводиться в добровольном или обязательном порядке.

Обязательная инвентаризация

В обязательном порядке инвентаризация проводится в таких случаях:*
– при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет);
– при смене материально-ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;*
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации организации;
– в других случаях, предусмотренных законодательством и другими нормативно-правовыми документами (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).

Такие требования содержатся пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

<…>

Документальное оформление

Чтобы оформить результаты инвентаризации, составьте инвентаризационную опись (п. 2.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Организация может использовать унифицированные формы описей. При этом для каждого вида имущества заполните свою форму* (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

<…>

Заполненная опись должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом (лицами). В конце описи материально-ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.*

Такой порядок предусмотрен в пунктах 2.9 и 2.10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

<…>

Если в результате инвентаризации выявлены излишки или обнаружена недостача, оформите сличительную ведомость. Сличительную ведомость составьте только по тому имуществу, по которому выявлены отклонения от учетных данных. При этом укажите только расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ведомость заполните вручную или на компьютере.* Такой порядок предусмотрен в пункте 4.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Сличительные ведомости составьте:*
– либо по формам, утвержденным пунктом 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88;
– либо по формам, разработанным организацией самостоятельно.

Такой вывод следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка