Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете учитывать детские новогодние подарки

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 июля 2013 234 просмотра

На предприятии по заказу покупателя изготовили продукцию. Из производства продукцию передали на склад готовой продукции. По истечении времени покупатель извещает, что данную продукцию забирать не будет. Реализовать кому-либо другому эту продукцию нет возможности из-за её специфичности. Руководство приняло решение, продукцию со склада готовой продукции вернуть в производство на переплавку (у нас собственное литейное производство). Как правильно оформить возврат продукции со склада готовой продукции в производство в виде металлолома.По документам - должен ли быть приказ руководителя на переплавку неликвидной продукции или достаточно Акта о признании продукции неликвидной. По проводкам - будет ли правильно сразу передать в производство по себестоимости - Дт20 Кт43? Или мы должны себестоимость продукции списать в бухгалтерском учете на прочие расходы - Дт91.02 Кт43, оприходовать по весу как металлолом Дт10 Кт.91.01 и только потом передать в производство Дт20 Кт10???

Оформите возврат готовой продукции в производство следующими документами:

1. Акт о списании готовой продукции в производство по аннулированному заказу

2. Приказ руководителя на списание

3. Извещение покупателя об аннулировании заказа (деловая переписка, письма, акты и т.п.)

4. Требование-накладная

В бухгалтерском учете методически верным будет перевод ТМЦ из готовой продукции в материалы, а затем списание в основное производство.

Дебет 10 Кредит 43

- переведена неликвидная продукция в состав сырья

Дебет 20 Кредит 10

- списана в производство на переплавку неликвидная готовая продукция по себестоимости.

НДС на стоимость переданных в производство ТМЦ не начисляйте.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Как начислить НДС при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль

<…>

Ситуация: нужно ли начислить НДС со стоимости бракованной продукции (неисправимый брак), переданной в другое структурное подразделение организации для переработки (использования в качестве производственного сырья)

Нет, не нужно.

НДС при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд нужно начислить только при одновременном выполнении двух условий:

Если в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов организация использует продукцию собственного производства (например, неисправимый внутренний брак), ее можно учесть в составе материальных расходов (п. 1 и 4 ст. 254 НК РФ). Следовательно, начислять НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ в данном случае не нужно.*

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья: Используем готовую продукцию для собственных нужд

Предприятие изготавливает пиломатериалы (доски, брус), которые приходует на счет 43. Часть досок решено использовать для собственных нужд. Какие записи в бухгалтерском учете необходимы? Каковы налоговые последствия?

Обратимся к пункту 82 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Там сказано, что в случае если готовая продукция направляется на собственные нужды и используется в качестве материалов, то она отражается по дебету счетов учета материальных ценностей.

С моей точки зрения, в данной ситуации логично сначала списать продукцию с кредита счета 43 в дебет счета 10. Далее активы списать на соответствующие счета (20, 23...).

Такой вариант будет методически верен и логичен. Хотя отмечу, что использование прямой проводки (без применения счета 10) все же не будет являться нарушением порядка ведения бухучета и не приведет к искажению показателей бухотчетности. Но лучше такой способ прописать в учетной политике.

В налоговом учете следует учесть, что, согласно пункту 4 статьи 254 НК РФ, в случае если в качестве сырья, комплектующих, полуфабрикатов или иных материальных расходов используется продукция собственного производства, оценка такой продукции должна производиться исходя из оценки готовой продукции в соответствии со статьей 319 НК РФ.*

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ», №4, IV КВАРТАЛ 2009

3. Статья: Этот акт поможет вам списать материалы по аннулированному заказу

Когда документ пригодится

Инспекторы с пристрастием относятся к тем затратам, которые не принесли компании прибыли. Но есть две ситуации, когда Налоговый кодекс РФ позволяет списать в расходы сырье и материалы, даже если напрямую с реализацией они не связаны.

Первый – клиент аннулировал свой заказ. Например, ваша компания в качестве подрядчика должна выполнить определенный объем ремонтных работ. Договор подряда с заказчиком подписан, материалы закуплены и переданы в производство. Но тут клиент отказывается от услуг вашей организации. Получается, что деньги на этот заказ потрачены, а финансового результата нет.

Другая ситуация – затраты на производство, не давшее продукции. Допустим, вы планировали открыть новую производственную линию. Оборудование установили, необходимое сырье приобрели, но по объективным экономическим причинам от своих планов пришлось отказаться. Основное средство можно продать, но куда списать сырье, которое уже передали в производство?

И в том и другом случае понесенные затраты можно учесть при расчете налога на прибыль. Об этом прямо говорится в подпункте 11 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Тут и пригодится акт, утвержденный руководителем.*

Как составить акт

Разработать форму документа вы можете самостоятельно. В нем обязательно должны быть:
– все реквизиты, которые перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;
– сумма и перечень расходов, которые нужно списать.

Закон этого не требует, но будет лучше, если ваша компания создаст специальную комиссию в составе как минимум трех человек. Члены комиссии оценят затраты и распишутся в акте. Такой документ будет гораздо убедительнее в глазах налоговых инспекторов. И не забудьте про подпись руководителя или другого уполномоченного лица. Если акт, составленный комиссией, не утвердить, то инспекторы могут посчитать его недействительным и снимут расходы. Остальное уже зависит от обстоятельств, из-за которых ваша компания понесла «неприбыльные» затраты.

Клиент сам отказался от услуг. Расторгнуть договор подряда могут обе стороны – как заказчик, так и подрядчик. Клиент это может сделать, пока работы ему не переданы по акту. Об этом сказано в статье 717 Гражданского кодекса РФ. Причем повод он может найти любой – у вашего конкурента цены на аналогичные услуги ниже или у самого контрагента дефицит денег и оплатить весь заказ он теперь не в состоянии. Если это ваш случай, то в акте нужно привести наименование и реквизиты заказчика, а также предмет самого договора. Чтобы заранее предупредить все вопросы налоговиков, распишите в документе подробно причины, по которым сорвалась сделка. И обратите внимание еще вот на что. Если клиент отказывается принимать готовую работу, ссылаясь на плохое качество, то списать расходы таким образом не получится. Налоговики сочтут их необоснованными в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.*

Договор расторгнут по инициативе вашей компании. Исполнитель тоже имеет право отказаться от своих обязательств. Например, если заказчик не предоставил необходимую техническую документацию или оборудование. Все причины, по которым вы можете разорвать отношения с заказчиком, перечислены в пункте 1 статьи 719 Гражданского кодекса РФ.

В акте распишите подробно причины вашего отказа от сотрудничества и приложите копии оправдательных документов.

Производство не принесло результата. В такой ситуации назовите в акте продукцию, выпуск которой планировался, и причины, по которым производство было свернуто. Это могут быть, к примеру, результаты маркетингового исследования, которые показали, что на рынке нет достаточного спроса. Также подойдет анализ финансовой деятельности предприятия, который покажет, что развитие нового производства сейчас для организации рискованно.

Какие еще документы понадобятся

Конечно, статья 265 Налогового кодекса РФ требует только один документ для подтверждения подобных расходов – акт. Но на практике может оказаться, что этого недостаточно. Во время проверки инспекторы скорее всего попросят вас доказать, что производственный заказ действительно был и затраты ваша компания понесла именно по нему. А если вы пойдете отстаивать свою точку зрения в суд, то не факт, что выиграете. Поэтому будет лучше, если вы приложите к отчету следующие документы:
– сам расторгнутый договор подряда или оказания услуг;
– письменное уведомление контрагента об отказе от исполнения работ с указанием причины;
– вашу переписку с клиентом, если инициатором расторжения договора выступила ваша сторона;
– маркетинговые исследования на случай, когда производство не дало продукции;
– «первичку», подтверждающую ваши расходы.*

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 22, НОЯБРЬ 2010

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка