Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
1 июля 2013 66 просмотров

В организации прошла выездная налоговая проверка за 2009-2011 годы в результате которой была доначислены налоги,пени, штрафы. Сегодня состоялся суд который наша организация выиграла. Проверяющий налоговый инспектор заявил что будет подавать на нашу организацию в следственный комимет + хочет назначить проверку в сентября 2013 за 2012 год. Какие действия она может предпринять в данном случае? Каковы полномочия ИФНС?

Уважаемая Наталья Константиновна!

В ответ на Ваш вопрос от 31.01.2013г. сообщаем следующее: В течение одного календарного года инспекция вправе провести не более двух выездных проверок в организации. Если в 2013 году в Вашей организации была лишь одна выездная проверка, то проведение второй проверки в 2013 году правомерно. Подробнее о случаях и основаниях назначения выездной проверки читайте в рекомендации: В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку.

Для проведения выездной проверки налоговая инспекция вправе привлечь представителей правоохранительных органов. Также инспекция имеет право передать материалы проверки в правоохранительные органы, если есть основания полагать, что в организации совершено налоговое преступление.

О правах и обязанностях налоговой инспекции подробно написано в рекомендации Какие права и обязанности есть у налоговых органов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку

<…>

Еще одно ограничение касается количества выездных проверок в течение одного календарного года. В указанный период инспекция может провести не более двух выездных проверок как в самой организации (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ),* так и в каждом из ее филиалов или подразделений (абз. 4 п. 7 ст. 89 НК РФ).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: К какой ответственности может быть привлечена организация (ее должностные лица) по результатам налоговой проверки

<…>

Уголовная ответственность

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Об этом говорится в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ.* Подробнее о составе налоговых преступлений и мерах ответственности за них см. таблицу.

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Статья: Совместные проверки налоговиков и полиции: особенности

С 1 марта 2011 года вступил в силу закон, в соответствии с которым милиция переименована в полицию. К полицейским перешли полномочия органов внутренних дел в сфере налогового контроля.

Права и обязанности полицейских

Полномочия полицейских в сфере налогового контроля установлены статьей 13 нового Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон № 3-ФЗ).

Так, в пункте 28 этой статьи сказано, что полицейские имеют право участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов.

Кроме того, для предупреждения, выявления и раскрытия налоговых преступлений полицейские могут получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ст. 13 Закона № 3-ФЗ).

А выявив признаки налогового преступления, они вправе запросить и получить от банков справки по операциям и счетам компаний (п. 4 ст. 13 Закона № 3-ФЗ).*

Также сотрудники нового ведомства уполномочены участвовать и в неналоговых ревизиях – проверках применения контрольно-кассовой техники. Ведь в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ сказано, что в пределах своей компетенции представители органов внутренних дел могут взаимодействовать с налоговиками при проведении последними контрольных мероприятий по ККТ.

Таким образом, проводить самостоятельные налоговые проверки и ревизии применения кассовой техники полицейские не вправе – они могут только участвовать в контрольных мероприятиях, проводимых налоговой службой.

Обязанности сотрудников полиции перечислены в статье 12 Закона № 3-ФЗ. В частности, обнаружив (например, в ходе следственных мероприятий) обстоятельства, которые относятся к компетенции налоговых инспекторов, полицейские должны направить в инспекцию соответствующие материалы – в десятидневный срок со дня выявления нарушений налогового законодательства.

Выездные налоговые проверки

Порядок организации и проведения совместных налоговых проверок установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Для проведения совместной проверки налоговая инспекция подает в органы полиции мотивированный запрос (п. 7 Инструкции).

Такой запрос может быть направлен как перед началом выездной налоговой ревизии, так и в процессе ее проведения (п. 8 Инструкции). На практике это означает, что обычная выездная проверка в любой момент может стать совместной.

Основанием для привлечения к выездной проверке сотрудников полиции может быть:
– наличие у налоговой инспекции данных о возможных нарушениях налогового законодательства и необходимость проверки этих данных с участием полицейских;
– необходимость участия сотрудников полиции в проведении отдельных мероприятий: опросов, осмотров помещений и т. п.;
– необходимость присутствия представителей органов внутренних дел для обеспечения безопасности проверяющих, когда предприятие препятствует проведению проверки и создает угрозу их жизни или здоровью.

Кроме того, контролеры проведут совместную ревизию в случае, если полицейские в ходе собственных мероприятий обнаружили нарушения налогового законодательства и направили в инспекцию соответствующие материалы.

В процессе совместной выездной ревизии все проверяющие действуют в пределах своей компетенции. В этом и заключается особенность совместной проверки. За счет привлечения сотрудников полиции возможности и методы контроля в рамках такого мероприятия расширяются.

В частности, сотрудники налоговой инспекции могут: запрашивать документы у проверяемой организации; требовать бумаги у ее контрагентов; допрашивать свидетелей; назначать экспертизу; привлекать к проверке специалистов и переводчиков; инвентаризировать имущество; проводить осмотры помещений и выемку документов и предметов.

Полицейские в отличие от налоговых инспекторов наделены правом на оперативно-розыскные мероприятия (ст. 13 Закона № 3-ФЗ). Эти мероприятия перечислены в статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон № 144-ФЗ). В частности, они могут проверять почту (в том числе и электронную) и прослушивать телефонные переговоры. Но такие действия возможны только на основании предварительной судебной санкции.

В то же время проводить опросы, наводить справки, собирать образцы для сравнения, исследовать предметы и документы и изымать их (в том числе компьютеры или жесткие диски к ним) полицейские вправе и без разрешения суда (ст. 6 и 8п. 1 ст. 15 Закона № 144-ФЗ). Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, могут быть приобщены к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений (п. 14 Инструкции).

В остальном совместная налоговая проверка ничем не отличается об обычной выездной ревизии. В частности, оформление результатов и принятие решения по итогам совместного контрольного мероприятия происходит по правилам статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ (п. 15 Инструкции). То есть в те же сроки и в том же порядке, что и результаты обычной выездной проверки.*

Проверки контрольно-кассовой техники

Участвуя в проверках применения контрольно-кассовой техники, полицейские вправе проводить контрольные закупки (когда ревизоры под видом покупателей приобретают товар, чтобы выявить нарушения порядка использования ККТ). Дело в том, что в статье 6 Закона № 144-ФЗ проверочная закупка обозначена как оперативно-розыскное мероприятие (то есть сотрудники органов внутренних дел вправе проводить ее, а налоговики – нет).

По результатам такой закупки налоговые инспекторы (при выявлении нарушений) могут оштрафовать предприятие.

Журнал «Учет в производстве», №4, апрель 2011

02.07.2013г.

С уважением,

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист» Виктория Рыбалкина

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух» Наталья Колосова

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка