Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 июля 2013 119 просмотров

Наша организация планирует принимать платежи в кассе от физических лиц в пользу юридического лица по договору на прием платежей. Обязана ли организация открывать специальный счет, регистрироваться в Росфинмониторинге? Если да, то какого рода информацию, в какие сроки обязана предоставлять организация в Росфинмониторинг?

Организация, принимающая платежи в кассе от физических лиц в пользу юридического лица по договору на прием платежей является платежным агентом, деятельность которого регулируется Законом от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». При этом платежный агент обязан открыть отдельный банковский счет (п. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ), встать на учет в Росфинмониторинге (п. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

Регулярных отчетов (или отчетов по каждой проведенной операции) для платежных агентов не предусмотрено, однако при возникновения подозрений, что платежи осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, платежный агент должен уведомить об этом Росфинмониторинг по форме представления сведений об операциях в виде электронного формализованного сообщения (СЭД) и формы 4-СПД.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация:Как вести кассовые операции платежным агентам

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 13 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).*

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 13статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Правила ведения кассовых операций

Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:

Ситуация: нужно ли платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка по средствам, принятым от населения

Нет, не нужно.

При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений(ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или объем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.

Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.

Такой вывод следует из положений пункта 1.3 Положения, пункта I и IIприложения к Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.

Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи

Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.

Объясняется это следующим.

Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 1415 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пунктов 1.2–1.43.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.*

Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).

Главбух советует: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.

Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и вПоложении Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. Причем пункт 1.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.

По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из абзаца 8 пункта I и абзаца 8 пункта II приложения к Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.

В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. по делу № А75-7786/2012).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

<…>

«Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком*, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

<…>

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.*

<…>

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.*

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается».

<…>

2. Статья: Требования к платежным агентам

Положением № 373-П установлены особые требования к платежным агентам. Напомним, кто такой платежный агент. Это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»)*. В свою очередь банковский платежный агент – юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента. И формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк (п. 1.3 Положения № 373-П). Ведь собственниками принятых денег платежные агенты не являются. Деньги с момента их получения в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам. И средства следует сдавать в банк для зачисления их на специальный банковский счет*. Кроме того, делать это следует в день получения денежных средств платежным агентом, иначе они будут расцениваться как сверхлимитные.

Платежные агенты и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента. И также формировать отдельные приходные кассовые ордера на эти средства (п. 3.3 Положения № 373-П).

По собственным операциям такие посредники ведут вторую кассовую книгу (п. 5.1 Положения № 373-П).

Приход и расход собственных денег также оформляются отдельно.

Чтобы разделить приходные ордера по собственным и несобственным средствам, следует продумать их раздельную нумерацию.

«Упрощенка». Годовой отчет — 2012. А. А. Казарина

3. Статья: Отзыв на статью «Платежные агенты» // Упрощенка, 2009, № 11

Здравствуйте! Наша организация принимает платежи от физических лиц и перечисляет их по назначению, но не через платежный терминал, как описано в статье, а с помощью программы, которая обеспечивает обмен данными с операторами сотовой связи. Нужно ли пробивать кассовые чеки клиентам? Слышала, что в Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» внесены изменения. Расскажите, пожалуйста, в чем их суть.

В.А. Козырева, бухгалтер

Несмотря на то что терминал в вашей работе не применяется, вы все равно относитесь к платежным агентам. Значит, обязаны выполнять все правила, предусмотренные Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее – Закон № 103-ФЗ), а именно:
– заключить с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц (п. 1 ст. 4);
– являясь оператором по приему платежей, встать на учет в Росфинмониторинге (п. 5 ст. 4);*
– проводить идентификацию физических лиц в установленных законом случаях (п. 6 ст. 4);
– использовать кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой (п. 12 ст. 4);
– предоставить плательщикам определенную информацию (п. 13 ст. 4);
– открыть отдельный банковский счет (п. 14 ст. 4).*

Если деньги от физических лиц поступают в кассу, то, как указано, вы должны иметь кассовый аппарат и пробивать чек, а если суммы переводятся с электронного или банковского счета клиента – нет, так как с наличными расчетами вы не связаны.

Федеральным законом от 28.11.2009 № 289-ФЗ в Закон № 103-ФЗ внесены изменения, которые заключаются в следующем. Организации и индивидуальные предприниматели до 1 апреля 2010 года могут принимать платежи, используя контрольно-кассовую технику, не отвечающую требованиям Закона № 103-ФЗ (п. 3 ст. 8 Закона № 103-ФЗ в новой редакции). Первоначально устанавливался срок до 1 января. Таким образом, платежным агентам дается еще три месяца на покупку подходящего оборудования.

С 1 января 2010 года по 1 января 2014 года разрешено применять модели, которые внесены в Государственный реестр до того дня, как вступил в силу Закон № 103-ФЗ, и не обладают указанными в нем характеристиками (п. 1 ст. 8 Закона № 103-ФЗ в новой редакции), при условии, что их зарегистрируют в налоговых органах до 1 января 2011 года. Заметим, что кассовую технику, включенную в Государственный реестр после 1 января 2010 года, допускается эксплуатировать, только если она полностью соответствует требованиямЗакона № 103-ФЗ.

Н.А. Теплова,

эксперт журнала «Упрощенка»

Журнал «Упрощенка», №2, февраль 2010

4. Письмо Росфинмониторинга № 23 от 16.01.2013 «О порядке представления операторами по приему платежей информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу об операциях, совершенных через платежные терминалы»

<…>

«Настоящее письмо разъясняет порядок представления в Росфинмониторинг операторами по приему платежей сведений по переводам денежных средств на сумму, не требующую проведения идентификации (до 15000 рублей), через платежные терминалы в случае возникновения подозрений в отношении таких операций в рамках реализации внутреннего контроля.

Единый формат представления в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также об операциях, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма", утверждённой приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 (далее - Инструкция).
В том числе, вышеуказанной Инструкцией определены формы представления сведений об операциях в виде электронного формализованного сообщения (СЭД) и формы 4-СПД, содержащие реквизиты, обязательные для заполнения.
При представлении сведений об операциях без заполнения таких реквизитов, сообщение не может быть принято Росфинмониторингом и будет отвергнуто.
Учитывая специфику приема платежей через платежные терминалы, вследствие которой при совершении отдельных видов операций оператор по приему платежей не располагает в полном объеме данными о плательщике денежных средств, необходимыми для формирования сообщения по форме 4-СПД (СЭД) предлагаем операторам по приему платежей руководствоваться следующим.
В листе 01 формы 4-СПД (СЭД) "Сведения об операции с денежными средствами или иным имуществом":

1) в реквизите 121 - "Основание совершения операции" следует указывать идентифицирующие сведения получателя услуг в платежной системе оператора по приему платежей (например: "абонентский номер телефона - указывается абонентский номер телефона"; "номер личного счета у интернет-провайдера, TV-провайдера - указывается номер личного счета у интернет-провайдера, TV-провайдера"; "номер аккаунта в системах электронных денег, on-line играх, у поставщиков услуг в сети Интернет - указывается номер аккаунта в системах электронных денег, on-line играх, у поставщиков услуг в сети Интернет"; "номер счета, выставляемого провайдером для оплаты товаров (работ, услуг) - указывается номер счета, выставляемого провайдером для оплаты товаров (работ, услуг)" и др.).
Пример заполнения реквизита 121: +7-911-222-33-44 - абонентский номер телефона МТС.

2) в реквизите 122 - "Назначение платежа" следует указывать номер документа, подтверждающего оплату;

3) в реквизите 124 - "Характеристика операции" следует указывать характер платежа (например: оплата услуг мобильной связи; оплата услуг интернет-провайдеров и IP-телефония; оплата коммерческого телевидения; пополнение электронных кошельков; оплата товаров (работ, услуг), приобретаемых для личного потребления по выставленным счетам или в порядке предоплаты; пополнение аккаунтов в on-line играх и др.).
В листе 03 формы 4-СПД (СЭД) "Сведения о плательщике по операции с денежными средствами или иным имуществом":

1) в реквизите 310 - "Код вида участника операции" указывается значение 52 - агент;

2) в реквизитах 311-319 следует указывать данные о платежном агенте - владельце платежного терминала;

3) в реквизите 320 - "БИК банка" указывается банковский идентификационный код участника расчетов на территории Российской Федерации (БИК) или S.W.I.F.T.BIC (или non-S.W.I.F.T.BIC) - код кредитной организации (филиала кредитной организации) - нерезидента, обслуживающей платежного агента при проведении операции;

4) в реквизите 321 - "Номер счета в банке" указывается номер специального расчетного счета, на который происходит зачисление денежных средств в обслуживающем банке;

5) в реквизите 322 - "Наименование банка (филиала)" указывается наименование кредитной организации (филиала кредитной организации), обслуживающей платежного агента при проведении операции;

6) в реквизитах 330-335 следует указывать данные о местонахождении платежного агента;

7) в реквизитах 340-345 следует указывать данные о местонахождении платежного терминала.
Обращаем внимание, что предлагаемый порядок формирования сообщения об операции будет распространяться только на сообщения, направляемые операторами по приему платежей (код вида организации - 160) при осуществлении операции по переводам денежных средств на сумму, не требующую проведения идентификации (до 15000 рублей), через платежные терминалы, когда в отношении такой операции имеются подозрения об ее осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (код операции - 6001)».

<…>

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Пыжова Алла.

Ответ утвержден: ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Елена Ракова.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка