Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 июля 2013 45 просмотров

Наше предприятие реализовало авиационную продукцию в режиме экспорта. Через месяц покупатель обратился с просьбой продлить ресурс(срок использования) до 1 кап. ремонта.(это допускается по конструкторской документации). Составлен договор на услуги, подписан акт выполненных работ. Работы выполнялись на территории РФ. Стоимость по договору 8000S.Вопрос: можно ли применить к данной сделке норму пп4 п.1 ст.148 НК и указать в документах "НДС не облагается" (опытно-конструкторские работы, или инжиниринговые), или применять ставку 0, в этом случае как подтвердить экспорт со ставкой 0?.для справки: продление ресурса- это анализ всей конструкторской документации специалистами и конструкторами, которые дают письменное заключение о том, что данный аппарат может использоваться а такой-то срок и его ресурс (часы) составляет...., и подлежит кап. ремонту после его истечения. Заключение высылается покупателю, который вклеивает заключение в паспорт изделия.Спасибо.

Работы по изменению ресурса авиатехники признаются научно-исследовательскими. Так как заказчиком работ является иностранная организация, то по нормам подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Налогового Кодекса РФ, местом реализации таких работ Россия не является. То есть реализация работ не облагается НДС. В данном случае организация выполняет работы, а экспортом признается реализация имущества на территорию другого государства с перемещением через таможенные границы. То есть экспортные операции в случае, указанном в вопросе, не производятся и ставка НДС 0% не применяется. Подтверждать экспорт так же не требуется в связи с его отсутствием. Так как организация выполняет работы, не облагаемые НДС, то следует вести раздельный учет операций облагаемых и не облагаемых этим налогом.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»

1. Положение Федеральной авиационной службой России 17.02.1998

«Временное положение об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы гражданской авиационной техники»

<…>

«2. Общие положения и правила

<…>

2.4. Последовательность основных работ

2.4.1. По вопросам установления (изменения) ресурсов и (или) сроков службы изделиям авиационной техники настоящее Положение регламентирует следующую последовательность основных работ:*

(а) подготовка директивного документа (решения) о порядке установления ресурса, срока службы и условиях их отработки;

(б) утверждение Федеральной авиационной службой России согласованного с Департаментом авиационной промышленности директивного документа (решения) о порядке установления ресурса, срока службы и условиях их отработки;

(в) подготовка доказательной документации, обосновывающей изменение (увеличение) ресурса и (или) срока службы;

(г) подготовка решения по установлению для парка, группы и отдельных изделий ресурса и (или) срока службы и об условиях их отработки;

(д) утверждение Федеральной авиационной службой России согласованного с Департаментом авиационной промышленности решения по установлению для парка, группы и отдельных изделий ресурса и (или) срока службы и об условиях их отработки;

(е) разработка и ввод в действие в установленном порядке необходимой эксплуатационной документации (бюллетеней).

2.4.2. При модификации, изменении целевого назначения или условий эксплуатации авиационной техники ресурсы и (или) сроки службы должны быть установлены в приведенном в пункте 2.4.1 порядке.

2.5. Установление ресурсов и (или) сроков службы авиационной техники*

2.5.1. Установление (изменение) ресурсов и (или) сроков службы изделиям авиационной техники, а также взаимодействие соответствующих участников работ осуществляется*:

(а) для воздушного судна в целом, а также для воздушного винта в соответствии с процедурами и порядком, изложенными в разделе 3 настоящего Положения;

(б) для авиационного маршевого двигателя, главного редуктора или вспомогательного двигателя в соответствии с процедурами и порядком, изложенными в разделе 4 настоящего Положения;

(в) для комплектующих изделий в соответствии с процедурами и порядком, изложенными в разделе 5 настоящего Положения.

2.5.2. Организация по техническому обслуживанию авиатехники должна иметь полученный в установленном порядке сертификат соответствия на выполнение работ, связанных с установлением ресурсов и сроков службы.

2.6. Финансирование работ по установлению ресурса и (или) срока службы

Выполнение работ по установлению (изменению) ресурса и (или) срока службы изделиям авиационной техники осуществляется возмездно - в соответствии с действующими нормативными документами.

3. Порядок установления ресурса и (или) срока службы воздушного судна*

3.1. Условия установления ресурса и (или) срока службы

3.1.1. Назначенные ресурсы и сроки службы воздушного судна должны устанавливаться исходя из требования обеспечения безопасности эксплуатации с учетом экономической эффективности эксплуатации.

3.1.2. Ресурсы и сроки службы до первого капитального ремонта, а также межремонтные ресурсы и сроки службы в пределах установленных назначенных ресурсов и сроков службы воздушного судна устанавливаются исходя из технического состояния изделий, обеспечения безопасности и экономичности эксплуатации*.

3.1.3. В зависимости от технического состояния, условий эксплуатации парка, выбранной стратегии технического обслуживания и ремонта ресурсы и сроки службы (назначенные, до первого капитального ремонта и межремонтные) могут устанавливаться на парк (группу) или отдельное воздушное судно.

3.1.4. Установление (изменение) ресурса и (или) срока службы воздушному судну подразумевает одновременное и взаимосвязанное проведение работ по*:

(а) конструкции воздушного судна;

(б) несъемному оборудованию;

(в) комплектующим изделиям.

Примечание: ресурсы и сроки службы двигателям и главному редуктору устанавливаются не во взаимосвязи с воздушным судном, а в соответствии с разделом 4 данного Положения.

3.2. Директивный документ по установлению ресурса и (или) срока службы

Директивным документом по установлению ресурса и срока службы воздушного судна является решение Федеральной авиационной службы России о порядке установления ресурсов и сроков службы, а также условиях их отработки. Это решение готовится на основании технического предложения (плана работ) разработчика, согласованного с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации. Решение согласовывается с Департаментом авиационной промышленности*.

3.3. Доказательная документация

3.3.1. Доказательная документация, обосновывающая увеличение ресурсов и (или) сроков службы воздушного судна, должна быть подготовлена на базе натурных (в том числе усталостных и летных) испытаний воздушных судов, анализа технического состояния воздушных судов парка (групп, экземпляра), данных по условиям их эксплуатации и нагруженности, а также других необходимых расчетных и экспериментальных исследований.

3.3.2. Доказательная документация должна включать*:

(а) по назначенному ресурсу и сроку службы - заключение разработчика воздушного судна, согласованное с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации*, об установлении ресурса и срока службы конструкции воздушного судна по условиям прочности при длительной эксплуатации согласно требованиям соответствующих Норм летной годности (типовая форма приведена в методах определения соответствия "Обеспечение безопасности конструкции по условиям прочности при длительной эксплуатации" к АП 25.571). В данном заключении должны быть определены условия установления и реализации ресурса и срока службы: для парка (группы) или для отдельных воздушных судов;

(б) по межремонтному ресурсу и сроку службы - заключение разработчика воздушного судна, согласованное с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации*. В случаях, когда при установлении межремонтного ресурса и срока службы изменяются определенные в заключении по пункту 3.3.2 (а) условия отработки назначенного ресурса (периодичность осмотров, сроки доработок и замен), должно быть выполнено и согласовано с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации дополнение к действующему для данного случая заключению по пункту 3.3.2 (а);

(в) заключение разработчика воздушного судна и соответствующего научно-исследовательского института гражданской авиации по ресурсу и (или) сроку службы (или летной годности) систем воздушного судна;

(г) заключение разработчика комплектующего изделия (при необходимости), согласованное с разработчиком воздушного судна и соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации;

(д) научно-технический отчет (техническая справка) соответствующих научно-исследовательских институтов гражданской авиации, содержащий обобщение опыта эксплуатации парка воздушных судов (изделий)*;

(е) перечень комплектующих изделий с ограниченными ресурсами и сроками службы;

(ж) анализ отказобезопасности основных систем, выполненный разработчиком воздушного судна;

(з) при необходимости (по указанию Федеральной авиационной службы России) - проект корректировки эксплуатационной документации (проект бюллетеня);

(и) для агрегатов несущей системы и трансмиссии вертолета - заключения разработчика воздушного судна, согласованные с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации, об установлении ресурсов (сроков службы) по условиям прочности конструкции при длительной эксплуатации.

<…>

3.6. Индивидуальное установление ресурса и (или) срока службы воздушного судна

3.6.1. Индивидуальному установлению ресурса и (или) срока службы воздушному судну должно предшествовать выполнение процедур разработки и утверждения решения по установлению ресурса и срока службы для парка воздушных судов соответствующего типа (см. пункт 3.2 или 3.4).

3.6.2. В индивидуальном порядке ресурсы и (или) сроки службы устанавливаются:

(а) для воздушного судна, на которое распространяется действие пункта 3.2 или 3.4.2 (а) - в части назначения ресурса и (или) срока службы отдельным воздушным судам;

(б) для воздушного судна, получившего повреждения силовых элементов конструкции;

(в) для воздушного судна государственной авиации России, имеющего аттестат о годности воздушного судна к эксплуатации, перед его регистрацией в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;

(г) для воздушного судна, имеющего аттестат о годности воздушного судна к эксплуатации и находящегося в реестре другого государства, перед его регистрацией в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;

(д) для воздушного судна, которое базировалось за пределами Российской Федерации свыше одного месяца или в случае планирования такого базирования;

(е) при необходимости - для других воздушных судов по указанию Федеральной авиационной службы России.

3.6.3. При индивидуальном установлении ресурса и (или) срока службы воздушного судна на основе периодического анализа опыта эксплуатации парка воздушных судов необходимы:

(а) программа исследования технического состояния воздушного судна, с указанием участников работ, (включающая, при необходимости, программу облета), составленная разработчиком воздушного судна и согласованная с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации;

(б) акт оценки технического состояния воздушного судна, утвержденный региональным управлением Федеральной авиационной службы России. Данный акт должен быть подготовлен по результатам работ по программе исследования технического состояния (пункт 3.6.3 (а)). В случае индивидуального установления межремонтного ресурса и срока службы работы по программе исследования технического состояния (пункт 3.6.3 (а)) выполняются при участии организации по ремонту авиационной техники (или изготовителя) и акт согласовывается с этой организацией. Типовая форма акта приведена в Приложении 3;

(в) при необходимости - дополнение к заключению разработчика воздушного судна (см. пункт 3.3.2), согласованное с соответствующими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности и гражданской авиации;

(г) результаты анализа эффективности мероприятий по устранению причин инцидентов, связанных с конструктивно-производственными недостатками.

3.6.4. Ресурсы и сроки службы воздушному судну при индивидуальном продлении устанавливаются и доводятся до эксплуатантов соответствующим решением (типовая форма приведена в Приложении 2), которое:

(а) подготавливается разработчиком воздушного судна совместно с соответствующими научно-исследовательскими институтами гражданской авиации;

(б) утверждается либо региональным управлением Федеральной авиационной службы России - для воздушного судна, на которое распространяется действие пункта 3.6.2 (а), либо Федеральной авиационной службой России - для воздушного судна, на которое распространяется действие хотя бы одного из пунктов: 3.6.2 (б), 3.6.2 (в), 3.6.2 (г), 3.6.2 (д) или 3.6.2 (е).

3.6.5. Решение (см. пункт 3.6.4) является основанием для разработки необходимой эксплуатационной документации при индивидуальном установлении ресурса и (или) срока службы (эксплуатационных бюллетеней в установленном порядке).»

<…>

2. Справочники: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

<…>

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы* Покупатель осуществляет деятельность в России. То есть покупателем является российская организация, российский предприниматель, гражданин, проживающий в России, или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России** (абз. 2 и 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) Покупателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФподп. 4 п. 1 ст. 3протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ)*

<…>


* Россия не признается местом реализации работ (услуг) по перевозке пассажиров и багажа, а также работ (услуг), непосредственно связанных с такими перевозками, если их выполняют иностранные организации не через постоянное представительство в России. Это следует из положений подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

** Россия не признается местом реализации работ (услуг), приобретенных (оплаченных) российской организацией для использования в деятельности ее подразделения, расположенного за границей (письмо Минфина России от 10 октября 2012 г. № 03-07-08/284).

3. Ситуация:Нужно ли вести раздельный учет операций, облагаемых НДС, и операций, которые не признаются объектом обложения НДС, в том числе операций, местом реализации которых не является территория России

Да, нужно.*

В Налоговом кодексе РФ обязанность вести раздельный учет установлена для организаций, осуществляющих, наряду с операциями, облагаемыми НДС, операции, не подлежащие налогообложению или освобожденные от налогообложения* (п. 4 ст. 149 НК РФ).

По мнению контролирующих ведомств, для целей ведения раздельного учета не подлежащими налогообложению (освобожденными от налогообложения) считаются как операции, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ, так и операции, перечисленные в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ (которые не признаются объектом обложения НДС). Кроме того, из положений пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ следует, что объектом обложения НДС не признаются операции, местом реализации которых территория России не является.*

При таком подходе, если организация, наряду с деятельностью, облагаемой НДС, проводит операции, которые не признаются объектом налогообложения (например, ремонтирует недвижимость, расположенную за границей, или продает в России земельный участок), она обязана организовать раздельный учет*.

Если организация приобретает, производит и (или) реализует товары (работы, услуги), имущественные права, не являющиеся объектом налогообложения, она может не вести раздельный учет «входного» НДС лишь в двух случаях:

  • если в налоговом периоде у организации были только эти операции;
  • если доля совокупных расходов по операциям, не подлежащим налогообложению, не превышает 5 процентов от совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Такой вывод следует из абзаца 9 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 28 апреля 2008 г. № 03-07-08/104от 24 января 2008 г. № 03-07-08/19 и ФНС России от 16 февраля 2010 г. № 3-1-11/117. Правомерность такого подхода подтверждается Президиумом ВАС РФ в постановлении от 5 июля 2011 г. № 1407/11.

Следует отметить, что ранее некоторые суды занимали противоположную позицию (см., например, постановления ФАС Московского округа от 7 февраля 2011 г. № КА-А40/17785-10Западно-Сибирского округа от 23 августа 2007 г. № Ф04-5743/2007(37454-А27-34)). Свои выводы судьи основывали на буквальном толковании положений Налогового кодекса РФ, согласно которым обязанность по ведению раздельного учета возникает только в том случае, когда наряду с деятельностью, облагаемой НДС, организация осуществляет операции, освобожденные от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ). После выхода постановления Президиума ВАС РФ от 5 июля 2011 г. № 1407/11 следует ожидать, что арбитражная практика по данному вопросу станет однородной.

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка