Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Исключите расхождения между вашей учетной политикой и «1С»

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
18 июля 2013 41 просмотр

Вопрос по списании товара и восстановления НДС.Принимали участие в выставке, в связи с этим понесли расходы, т.е. представленный товар отдавали как образцы потенциальным покупателям.Подскажите как правильно оформить в БУ и НУ, какими проводками надо воспользоваться при списании товара, надо ли делать перемещение товара с 41 счета на 10 или с 41 счета сразу на 91 счет, и какими документами, а так же, нужно ли восстанавливать НДС при списании товара., и что с ним потом делать (списывать на прочие расходы или уплачивать в бюджет).

При расчете налога на прибыль расходы в виде стоимости переданного потенциальным покупателям на выставке товара учитывайте в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в пределах норматива (пп.28 п.1 и п.4 ст.264 Налогового кодекса РФ). Такие расходы признаются в налоговом учете в сумме, не превышающей 1% выручки от реализации за отчетный (налоговый) период (без учета НДС и акцизов).

При безвозмездной передаче образцов товара потенциальным покупателям Вашей организации необходимо начислить НДС со стоимости переданного товара. Так как безвозмездная реализация товара облагается НДС, то основания для восстановления «входного» НДС по товарам, переданным потенциальным покупателям, отсутствуют.

Вместе с тем необходимо отметить следующее. Раздача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагается. Если Ваша организация будет применять эту льготу, то НДС со стоимости переданных образцов товаров следует восстановить (или изначально не принимать к вычету). Восстановленные суммы НДС при расчете налога на прибыль можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Если Вы отказались от льготы по НДС, то налог начисляется в обычном порядке: со стоимости безвозмездно переданных образцов необходимо начислить НДС, а «входной» НДС со стоимости приобретения этих товаров принять к вычету.

Порядок бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации будет следующим.

Дебет 44 Кредит 41 – учтена в расходах стоимость переданного на выставке товара

Дебет 44 Кредит 19 – учтен в расходах восстановленный НДС (если он подлежит восстановлению).

Если организация не может документально подтвердить рекламный характер расходов, то стоимость товаров сразу списывается на 91 счет. На счет 10 безвозмездно переданные товары переводить не нужно. Инструкция по применению плана счетов такого требования не содержит (то есть, «подарить» товар можно и непосредственно с 41 счета).

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

1. Справочник:Расходы, которые при расчете налога на прибыль в 2013 году учитываются в пределах норм 

Вид расходов Норматив

Все виды рекламных расходов*, кроме затрат на:*
– рекламные мероприятия через средства массовой информации (в т. ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ);
– световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов (абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ);
– участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ)

Расходы на эти виды рекламы можно списать без ограничения

1% выручки от реализации за отчетный (налоговый) период (без учета НДС и акцизов)* (п. 4 ст. 264 НК РФ)

2. БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ». НДС В 2013 ГОДУ: РАСЧЕТ, ВЫЧЕТЫ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ, СЧЕТА-ФАКТУРЫ

1.4.2. Раздача товаров (работ, услуг) в рекламных целях

Как известно, раздача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагается. Такая льгота предусмотрена подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

На практике сразу же возникает такой вопрос: что считать единицей товаров в целях применения этой льготы? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Как следует из пункта 3 этого Положения, организация самостоятельно определяет единицу учета материально-производственных запасов. Ею могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п. Отсюда вывод: свой выбор зафиксируйте в учетной политике. От выбранного вами варианта будет зависеть и порядок обложения НДС рекламных товаров. В отдельных случаях это поможет минимизировать налог (если стоимость предназначенного к раздаче комплекта превышает 100 руб., а стоимость каждого из входящего в него предметов – нет).

Пример 9

Компания участвует в выставке, где раздает пакеты (стоимость 3 руб.), в каждом их которых находится календарь (стоимость 80 руб.) и авторучка (стоимость 18 руб.). Согласно учетной политике компании, единицей учета является номенклатурный номер. Значит, единицей товара, передаваемого в рекламных целях, считается каждый предмет в отдельности. То есть один пакет, одна авторучка, один календарь. В этой ситуации компания имеет полное право воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Если бы единицей раздаваемых товаров был признан комплект, компания не смогла бы воспользоваться льготой, так как стоимость комплекта превышает 100 руб. (3 + 80 + 18 = 101). В этом случае фирме пришлось бы начислить НДС к уплате в бюджет.

Но нужно помнить, что применение этой льготы имеет для компании и отрицательные стороны. И иногда компании бывает выгодно отказаться от льготы, предусмотренной подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, при раздаче рекламных сувениров стоимостью до 100 руб. за единицу.

Решение о том, отказаться от этой льготы или использовать ее, принимайте, проанализировав все аргументы «за» и «против» (с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности вашей компании).

  1. Если компания решит использовать льготу, в общем случае она не сможет поставить к вычету «входной» НДС, приходящийся на стоимость рекламных сувениров* (п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же вычет был применен ранее, то НДС придется восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ). Фактически никакой выгоды от использования льготы у компании в подобной ситуации не будет. Ведь при безвозмездной передаче компания хотя и заплатит НДС со стоимости передаваемых рекламных сувениров, но она сможет поставить к вычету и «входной» НДС, который на них приходится* (п. 2 ст. 171 НК РФ).
  2. Если компания решит использовать льготу, бухгалтеру придется вести раздельный учет «входного» НДС по необлагаемым и облагаемым операциям (п. 4 ст. 170 НК РФ).
  3. У компании все же есть возможность, не начисляя НДС на стоимость передаваемых товаров, входной налог по ним принять к вычету. Основание – пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Он разрешает не вести раздельный учет НДС, а принимать к вычету «входной» налог в полном объеме, когда доля совокупных расходов на приобретение, производство или реализацию не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) не превышает 5 процентов от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство или реализацию этих товаров (работ, услуг) за налоговый период.

Итак, если в ходе проведения рекламной кампании организация бесплатно раздает покупателям образцы собственной продукции (товаров), а также сувениры и подарки стоимостью более 100 руб. за единицу (или фирма отказалась от льготы), с такой раздачи придется заплатить НДС как с безвозмездной передачи (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

3. КНИГА «НДС. 1001 ВОПРОС»

№ 754. Как учесть восстановленные суммы НДС при налогообложении прибыли?

Восстановленные суммы НДС при расчете налога на прибыль можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией,* в следующих ситуациях: если компания восстанавливает налог в связи с использованием имущества для необлагаемых операций, а также при получении субсидий из федерального бюджета на оплату товаров (работ, услуг). Такой порядок установлен подпунктами 2 и 6 ст. 170 Налогового кодекса РФ.

4. Ситуация: Как отразить в бухучете расходы на рекламу готовой продукции

Расходы на рекламу готовой продукции непосредственно связаны с ее реализацией. Поэтому их следует отражать на счете 44«Расходы на продажу» (Инструкция к плану счетов). Корреспонденция счета 44 с другими счетами зависит от вида рекламных расходов.

Например, если организация (издательство) включает собственную рекламу в выпущенный ею журнал, на счете 44 учтите только те расходы на производство тиража, которые соответствуют затратам на изготовление рекламы в этом тираже. При этом сделайте проводки:

Дебет 44 Кредит 20
– отражены расходы на собственную рекламу в журнале;

Дебет 43 Кредит 20
– принят к учету тираж журнала (за вычетом доли расходов, соответствующей изготовлению рекламы);

Дебет 90-2 Кредит 44
– включены в себестоимость продаж расходы на рекламу;

Дебет 90-2 Кредит 43
– списана себестоимость реализованного тиража.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов, счета 43 и 44.

Пример отражения в бухучете расходов на включение собственной рекламы в тираж журнала

ЗАО «Альфа» выпустило журнал. Себестоимость тиража составила 100 000 руб. Тираж реализован за 200 000 руб. (без учета НДС). Объем собственной рекламы, размещенной в журнале, составляет 40 процентов.

В учете организации сделаны следующие записи:

Дебет 44 Кредит 20
– 40 000 руб. (100 000 руб. ? 40%) – отражены расходы на собственную рекламу;

Дебет 43 Кредит 20
– 60 000 руб. (100 000 руб. – 40 000 руб.) – принят к учету тираж журнала;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 40 000 руб. – отнесены на себестоимость продаж расходы на рекламу;

Дебет 90-2 Кредит 43
– 60 000 руб. – списана себестоимость реализованного тиража.

Если организация передает часть готовой продукции в качестве образцов для демонстрации (с последующей раздачей), учтите ее отдельно на субсчете 43 «Готовая продукция, переданная в рекламных целях»:

Дебет 43 субсчет «Готовая продукция, переданная в рекламных целях» Кредит 43 субсчет «Готовая продукция на складе»
– отражена стоимость готовой продукции, переданной для демонстрации.

После раздачи образцов спишите затраты на счет 44:

Дебет 44 Кредит 43 субсчет «Готовая продукция, переданная в рекламных целях»
– отражена стоимость реализованных образцов;

Дебет 90-2 Кредит 44
– отражены рекламные расходы в себестоимости продаж.

Если услуги по рекламе готовой продукции оказывает сторонняя организация, в бухучете сделайте проводку:

Дебет 44 Кредит 60
– отражена стоимость услуг сторонней организации.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов, счета 43 и 44.

Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на продажу готовой продукции (работ, услуг)»

Е.Ю. Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка