Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 июля 2013 32 просмотра

У нас вопрос по закрытию предприятия: Как правильно оформить решение(протокол) о закрытии предприятия и реализации ОС (грузового транспорта) с двумя учредителями и затем открыть два новых предприятия с этими же учредителями и техникой реализованной из первого предприятия? Первое предприятие работало по ОСНО, новые по УСН.

 учитывая необходимость создания двух организаций вместо одной, с передачей им имущества первой организации, в указанной ситуации лучше провести реорганизацию общества путем его разделения.

Организации, возникшие в результате реорганизации, считаются вновь созданными, и вправе подать заявление о применении УСН одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не будет подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты можно применять спецрежим. Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист».

1. Рекомендация:Как провести разделение ООО

Разделение ООО – достаточно длительный и сложный процесс, результат которого во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, разделительный баланс, составленный с нарушением требований законодательства, может повлечь для создаваемых в процессе реорганизации обществ солидарную ответственность по долгам кредиторов. Нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о разделении ООО недействительным. Из-за ненадлежащего уведомления кредиторов реорганизуемым ООО регистрирующий орган может отказать во внесении в ЕГРЮЛ записи, подтверждающей факт реорганизации. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит зарегистрировать создаваемые общества.

Понятие разделения ООО и основные этапы работы юриста в процессе разделения ООО

Разделение ООО – форма реорганизации ООО, при которой реорганизуемое общество прекращает деятельность, а его права и обязанности передаются создаваемым (двум или нескольким) обществам.

В такой реорганизации участвуют только общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 54 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Другими словами, и реорганизуемое, и создаваемые юридические лица по своей организационно-правовой форме должны быть обществами с ограниченной ответственностью. Реорганизация в форме разделения ООО на юридические лица иных организационно-правовых форм считается недействительной*.

Можно ли разделить ООО на два (на несколько) акционерных обществ таким образом, чтобы реорганизация соответствовала требованиям закона

Да, можно. Однако такая «реорганизация» будет проводиться в две стадии (фактически нужно последовательно провести две реорганизации в разных формах). Причем закон предусматривает два варианта.

Вариант первый. Сначала необходимо провести разделение ООО, затем нужно реорганизовать созданные ООО (созданное ООО) путем преобразования их (его) в АО. Такой вариант нужно выбрать, если требуется разделить ООО на несколько юридических лиц с разной организационно-правовой формой (т. е. на ООО и на АО).

Вариант второй. Сначала нужно преобразовать ООО в АО, затем провести разделение АО. Этот вариант оптимален в случае, если цель реорганизации – создать только акционерные общества.

Чтобы реорганизация в форме разделения прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого ООО должен в первую очередь разработать примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При разделении ООО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания участников ООО по вопросу о реорганизации в форме разделения.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденногоприказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Составить разделительный баланс.

4. Провести общее собрание участников реорганизуемого ООО с целью принятия решения о разделении.

5. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

6. Уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.

7. Уведомить кредиторов реорганизуемого ООО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства.

8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

9. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

10. Разработать проекты уставов каждого из создаваемых обществ.

11. Провести общее собрание участников каждого из создаваемых ООО.

12. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ).*

Внимание! Если ООО является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме разделения.

Закон предоставляет ООО право размещать облигации (п. 1 ст. 31 Закона об ООО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.

Во-первых, при составлении разделительного баланса нужно проследить за тем, чтобы все обязательства по облигациям одного и того же выпуска переходили только к одному из создаваемых ООО.

Если передать такие обязательства разным обществам, то будут нарушены правила пункта 6 статьи 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ). Это нарушение может стать причиной отказа в регистрации реорганизации.

Во-вторых, после принятия решения о реорганизации нужно:

  • внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
  • заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое ООО.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, как правило, вносит общее собрание участников. Однако возможны случаи, когда такие изменения уполномочен вносить совет директоров.

Обоснование

Пункт 2 статьи 24.1 Закона о РЦБ устанавливает, что изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения.

Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБп. 2.3.2 стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н; далее – Стандарты эмиссии).

Совет директоров реорганизуемого общества вправе вносить изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций, если одновременно выполняются два условия:

  • такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО);
  • устав общества предусматривает, что к компетенции этого органа относятся вопрос об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг и (или) вопрос о внесении в это решение изменений (подп. 11 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Во всех других случаях изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит общее собрание участников.

Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое ООО, а его правопреемник – создаваемое ООО, к которому переходят обязательства по облигациям. Такие изменения нужно изложить по форме, утвержденной в приложении 6 к Стандартам эмиссии.

Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).

Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций был зарегистрирован в ФСФР России, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пункте 2.5.6 Стандартов эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).

В-третьих, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное ООО, к которому перешли обязательства по облигациям, обязано уведомитьрегистрирующий орган (ФСФР России в лице ее регионального отделения) о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное ООО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо регистрирующего органа необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).

В-четвертых, созданное ООО, к которому перешли обязательства по облигациям, обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:

  • проспект облигаций реорганизованного ООО был зарегистрирован в ФСФР России;
  • реорганизованное ООО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.

Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Каким требованиям должен отвечать разделительный баланс при разделении ООО

Права и обязанности от реорганизуемого ООО к создаваемым ООО переходят на основании разделительного баланса (п. 3 ст. 58 ГК РФп. 4 ст. 54 Закона об ООО). Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве (т. е. о переходе прав и обязанностей) по всем обязательствам реорганизуемого ООО, передаваемым каждому из создаваемых ООО (п. 1 ст. 59 ГК РФ).*

Внимание! Отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам влечет негативные последствия для ООО.

При отсутствии в балансе положений о правопреемстве налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 59 ГК РФ).

Если реорганизацию все же зарегистрируют, то созданные ООО будут нести солидарную ответственность перед кредиторами (абз. 3 п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Это означает, что кредиторы смогут потребовать исполнения обязанности с любого из обществ или со всех обществ совместно (п. 1 ст. 323 ГК РФ).

Права и обязанности реорганизуемого общества должны распределяться между создаваемыми ООО по принципу справедливого распределения активов и обязательств (принципу пропорциональности). Например, если в результате разделения создаются два новых ООО с одинаковыми уставными капиталами, то нельзя передать долги по обязательствам только одному из создаваемых обществ. Такую реорганизацию, скорее всего, зарегистрируют, однако интересы кредиторов реорганизуемого ООО будут ущемлены. В одном из своих постановлений ВАС РФ указал, что при нарушении принципа справедливого распределения активов и обязательств кредитор вправе предъявить требование к любому из созданных ООО, а не только к тому обществу, к которому долг по обязательству перешел на основании разделительного баланса. Другими словами, созданные общества станут солидарными должниками (абз. 2 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» (данное постановление регулирует отношения между АО, однако на практике применяется и к ООО)).

Разделительный баланс составляет бухгалтерия реорганизуемого ООО при взаимодействии с юридическим отделом. Форма разделительного баланса законодательно не утверждена. Обычно в нем устанавливается, что реорганизуемое ООО передает, а правопреемники (создаваемые ООО) принимают:

1) имущество. Указывается актив (оборотные и внеоборотные средства) и пассив (капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные обязательства);

2) документацию. Примерный перечень документов, прилагаемых к разделительному балансу, сформулирован в пункте 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2003 г. № 44н. Такими документами являются:

  • бухгалтерская отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств (инвентаризация должна быть проведена перед составлением разделительного баланса);
  • первичные учетные документы по материальным ценностям (например, акты приемки-передачи основных средств);
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении кредиторов и дебиторов о переходе к правопреемнику имущества и обязательств по договорам, а также расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Кроме того, при реорганизации необходимо передать документы, перечисленные в пункте 1статьи 50 Закона об ООО (решение об учреждении реорганизуемого ООО, его устав, свидетельство о государственной регистрации, протоколы общих собраний участников и т. д.). Закон устанавливает, что условия и место хранения таких документов должны определить учредители (уполномоченный орган) реорганизуемого лица (п. 9 ст. 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Поэтому в разделительном балансе имеет смысл указать, какие именно документы будут передаваться в процессе разделения и на каком из создаваемых обществ будет лежать обязанность по их хранению.

Разделительный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников реорганизуемого общества (п. 2 ст. 54 Закона об ООО).

Как принимается решение о реорганизации ООО в форме разделения

Решение о реорганизации в форме разделения принимается общим собранием участников реорганизуемого ООО (п. 2 ст. 54 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о реорганизации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 3637Закона об ООО). Решение о реорганизации принимается всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Общее собрание участников реорганизуемого ООО принимает решения по следующим вопросам (п. 2 ст. 54 Закона об ООО):

  • о реорганизации ООО в форме разделения;
  • о порядке и об условиях разделения. Необходимо определить порядок обмена долей в уставном капитале реорганизуемого ООО на доли в уставном капитале создаваемых ООО. Также можно установить порядок и срок для уведомления кредиторов и для опубликования сообщения в СМИ, порядок и срок проведения общего собрания участников каждого создаваемого ООО и т. д. Такое детальное урегулирование отношений поможет избежать возможных споров и неблагоприятных последствий;
  • о создании новых ООО. Нужно указать сведения о каждом создаваемом ООО (наименование, местонахождение, размер уставного капитала);
  • об утверждении разделительного баланса (разделительный баланс прикладывается к решению).

Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации может быть признано недействительным.

В таком случае исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:

  • срок проведения реорганизации увеличится;
  • реорганизация ООО в форме разделения может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания (ст. 43 Закона об ООО), скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации ООО в форме разделения

После принятия решения о разделении на общем собрании участников реорганизуемого общества необходимо выполнить ряд установленных законом действий:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения;
  • провести общее собрание участников каждого из создаваемых в процессе разделения обществ (перед проведением собрания нужно разработать проект устава создаваемого общества).*

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В течение трех рабочих дней после дня принятия решения о реорганизации в налоговую инспекцию необходимо подать два документа.

Во-первых, реорганизуемое ООО должно представить письменное уведомление (сообщение) о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденнойприказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К уведомлению нужно приложить решение о реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) реорганизуемого ООО. Подлинность подписи необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Уведомление нужно представить в инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа. Важно учесть, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Инспекция в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что общество находится в процессе реорганизации. В качестве подтверждения внесения записи инспекция выдает ООО следующие документы:

Во-вторых, реорганизуемое ООО обязано представить сообщение о реорганизации по форме № С-09-4 (подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение нужно подать в инспекцию по месту нахождения ООО.*

Как уведомить кредиторов и рассчитаться с ними

Реорганизуемое ООО обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФп. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрациип. 5 ст. 51 Закона об ООО). Для этого необходимо поместить сообщение (уведомление) о своей реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

Обязательные сведения, содержащиеся в сообщении:

  • сведения о реорганизуемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • сведения о каждом создаваемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение);
  • форма реорганизации – «разделение»;
  • порядок и условия заявления кредиторами своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.).

Сообщение помещается в журнале «Вестник государственной регистрации» дважды с периодичностью один раз в месяц (п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Первое уведомление можно поместить только после того, как инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации. Конкретный срок для публикации первого сообщения не установлен. В целях ускорения процесса реорганизации имеет смысл подать заявку на публикацию в максимально короткие сроки (например, на следующий день после получения листа записи ЕГРЮЛ).

При нарушении правил уведомления кредиторов или при отсутствии доказательств такого уведомления налоговая инспекция может отказать в регистрации реорганизации (абз. 2 п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Обязано ли ООО направить в адрес каждого кредитора письменные уведомления о начале процедуры реорганизации по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации

Нет, не обязано.

Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность направлять в адрес кредиторов письменных уведомлений о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.

Порядок уведомления кредиторов при реорганизации ООО установлен пунктом 5статьи 51 Закона об ООО. Ранее (до 21 октября 2009 года) этот пункт обязывал реорганизуемое ООО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если ООО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2011 г. по делу № А53-30286/2009).

С 21 октября 2009 года и по настоящее время действуют другие правила уведомления кредиторов (подп. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 5 статьи 51 Закона об ООО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.

Кредиторы вправе требовать досрочного исполнения обществом тех обязательств, которые возникли до момента опубликования сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 2 ст. 60 ГК РФ). Если ООО не может досрочно исполнить такие обязательства, то кредиторы вправе требовать их прекращения и возмещения связанных с этим убытков.

Общество должно удовлетворить лишь те требования, которые направлены в письменной форме не позднее 30 дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации (абз. 1 п. 5 ст. 51 Закона об ООО).*

Как провести общее собрание участников создаваемого ООО

Общее собрание участников проводится в каждом создаваемом ООО (п. 3 ст. 54 Закона об ООО). Цели проведения собрания:

  • утвердить устав создаваемого ООО;
  • избрать органы создаваемого ООО.

Общее собрание участников должно проводиться до момента государственной регистрации создаваемого ООО. Это следует из толкования статьи 14 Закона о государственной регистрации. В статье закреплено, что для регистрации нового ООО необходимо представить устав общества. Как показано выше, устав утверждается общим собранием участников создаваемого ООО.

Таким образом, это собрание фактически является собранием учредителей создаваемого ООО. Следовательно, оно должно проводиться по правилам статьи 11 Закона об ООО, регулирующим порядок учреждения общества.

Если в создаваемом ООО имеется только один участник, то он единолично утверждает устав общества и назначает его органы. Решения единственного участника по таким вопросам должны быть оформлены в письменном виде.*

Как зарегистрировать общества с ограниченной ответственностью, создаваемые при реорганизации в форме разделения

Реорганизация ООО в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из созданных ООО. При этом реорганизуемое общество прекращает свою деятельность (п. 3 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Регистрация осуществляется посредством внесения налоговой инспекцией записей в ЕГРЮЛ. Реорганизуемое ООО должно подать в инспекцию установленный законодательством комплект документов.*

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Геннадий Уваркин

кандидат юридических наук, заместитель генерального директора Правового бюро «Омега»

2. Рекомендация:Как зарегистрировать реорганизацию ООО


Реорганизация
 ООО (слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение) считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ той или иной записи, подтверждающей факт реорганизации. Регистрирующий орган – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).

Для внесения записи в ЕГРЮЛ реорганизуемое ООО должно представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы направит в инспекцию не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного комплекта документов инспекция будет вправе отказать в регистрации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений генерального директора ООО могут оштрафовать.

Как подать документы для регистрации реорганизации ООО в налоговую инспекцию

При подаче документов в налоговую инспекцию для регистрации реорганизации (независимо от ее формы) необходимо проверить:

  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям. К примеру, нужно проследить за тем, чтобы подлинность подписи генерального директора (иного уполномоченного лица) на заявлении, подаваемом в инспекцию, была засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации);
  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о какой именно форме реорганизации идет речь);
  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если генеральный директор (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации реорганизации ООО, находящегося на территории Москвы.

Способы представления документов в налоговую инспекцию:

1. Представление документов непосредственно в налоговый орган.

2. Направление документов почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

3. Направление документов в электронной форме через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет):

Порядок оформления и представления электронных документов установлен приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

Налоговая инспекция регистрирует реорганизацию в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации):

Если заявитель представил документы в инспекцию через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. через Интернет), то свидетельство и выписку ему направляют по электронной почте. При этом заявитель по своему желанию может потребовать выдачи таких документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

Заявителю стоит учесть, что 18 сентября 2012 года вступил в силу Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н. Порядок регистрации реорганизации ООО этот административный регламент не изменил, однако теперь в случае спора с налоговой инспекцией можно дополнительно ссылаться на его положения.

<…>

Как зарегистрировать реорганизацию ООО в форме разделения

Реорганизуемое ООО должно подать установленный законодательством комплект документов в налоговую инспекцию. Адрес инспекции определяется по местонахождению реорганизуемого общества (п. 1 ст. 15 Закона о государственной регистрации).

Документы от имени ООО подает генеральный директор или иное лицо, которое вправе действовать без доверенности.

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации):

1. Заявление о государственной регистрации каждого создаваемого ООО по форме № Р12001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

2. Устав каждого создаваемого ООО в двух экземплярах (если документы направляются в электронной форме – то в одном экземпляре).

3. Разделительный баланс.

4. Документ об уплате государственной пошлины в размере 4 тыс. руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

5. Документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений.

6. Документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента (в случае если реорганизуемое ООО является эмитентом таких бумаг).

7. Доказательства уведомления кредиторов о реорганизации (обязанность представления таких доказательств установлена абз. 2 п. 5 ст. 51 Закона об ООО). Доказательствами являются:

  • копия бланка-заявки на публикацию сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • копии публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации».

Реорганизация ООО в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из созданных ООО. С этого же момента реорганизуемое ООО прекращает свою деятельность (п. 3 ст. 16 Закона о государственной регистрации).*

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

3. Рекомендация: Как начать применять упрощенку

Организации (в т.ч. автономные учреждения) могут:

Условия для применения УСН

Чтобы начать применение упрощенки, организация должна соответствовать определенным критериям (ст. 346.11 и 346.12 НК РФ). Например, у организаций, которые в 2014 году планируют перейти на упрощенку с общей системы налогообложения, доходы, полученные за девять месяцев 2013 года, не должны превышать 45 000 000 руб. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и пункта 4 статьи 8 Закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ.

Момент перехода на УСН

Вновь созданные организации могут применять упрощенку с момента постановки на учет в налоговой инспекции.*

<…>

Уведомление налоговой инспекции

О переходе на упрощенку нужно уведомить налоговую инспекцию по местонахождению организации (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление составьте по форме № 26.2-1, которая рекомендована приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

В уведомлении укажите:
– выбранный объект налогообложения;
– остаточную стоимость основных средств (при наличии данных);
– размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году начала применения упрощенки (при наличии данных).

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Срок подачи уведомления

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим. Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка