Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 июля 2013 63 просмотра

Мы юридическое лицо. У нас есть на балансе автомобили тест-драйва, есть газовая котельная, с помощью которой отапливается наш автоцентр, в цехах кузовного ремонта есть окрасочная сушильная камера на газу и окрасочная сушильная камера на дизтопливе. Подскажите, пожалуйста, обязательно ли у нас должен быть проект нормативов предельно-допустимых выбросов и если его нет, то какие штрафы нам грозят?

Да, обязательно.

При этом нормативы не разрабатываются только в отношении передвижного объекта -автомобиля.

В отношении стационарных источников загрязнения (газовой котельной, сушильной камеры на газу и окрасочной сушильной камеры на дизтопливе) организация обязана разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу.

Ответственности для организаций, именно за отсутствие разработанных нормативов ни гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»" КоАП РФ, ни гл.26 "Экологические преступления" УК РФ не предусмотрено.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1.Рекомендация: Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей

Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.

По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:

  • предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
  • временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
  • сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.

Это следует из положений пункта 5.1 и приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 26 января 1993 г.

Виды загрязнений

В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:*

Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Нормативы выбросов и загрязнений

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:*

  • количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, истатьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:*

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.

Такой порядок следует из положений статей 1118 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативовпотребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.

<…>

Ситуация: нужно ли разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу для транспортных средств*

Нет, не нужно.

Для транспортных и других передвижных средств устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Предельно допустимые выбросы для таких объектов не устанавливаются (п. 3 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Проверка транспортных средств на соответствие фактических выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормативам проводится в рамках техосмотров (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83). При этом эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы, запрещается* (п. 1 ст. 17 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Рекомендация: Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет

Внимание: невнесение (неполное внесение) в установленные сроки платы за загрязнение окружающей среды влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 3000 руб. до 6000 руб.;
  • на организацию – от 50 000 руб. до 100 000 руб.

Такая ответственность предусмотрена статьей 8.41Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

Под должностными лицами понимаются руководитель и другие сотрудники, ответственные за не перечисление платы, а также предприниматели (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ). При этом к административной ответственности могут привлечь как организацию, так и должностных лиц, по вине которых было совершено административное правонарушение (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Если от имени организации плату за загрязнение окружающей среды перечисляет обособленное подразделение, ответственность за своевременность и полноту платежей несет головное отделение организации.

Контроль за соблюдением требований законодательства России в области охраны окружающей среды осуществляет Росприроднадзор (п. 5.1.14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400). Поэтому если организация не перечислила (перечислила не в полном объеме) в установленный срок плату за загрязнение окружающей среды, то постановление о штрафе выносят сотрудники именно этого ведомства.

О наличии административного правонарушения представители Росприроднадзора могут узнать:

  • в результате проверки представленных им расчетов платы и приложенных к нему документов;
  • в результате выездных проверок по местонахождению организации;
  • в результате поступления из правоохранительных органов (других государственных органов), от общественных объединений данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения;
  • в результате сообщений организаций и граждан, а также сообщений в СМИ, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Постановление о наложении штрафа должно быть вынесено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, которым в данном случае признается установленный срок перечисления платежа (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФп. 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5). Например, если организация не перечислила плату за I квартал 2011 года, то оштрафовать ее могут в том случае, если постановление о наложении штрафа вынесено не позднее 20 апреля 2012 года.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня:

  • вступления постановления о штрафе в законную силу (если постановление о наложении административного штрафа не было обжаловано, оно вступает в силу через 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 31.130.3 КоАП РФ));
  • истечения срока отсрочки (рассрочки), если она была предоставлена на основании статьи 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Об этом сказано в статье 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неуплата административного штрафа в срок влечет увеличение наложения штрафа в два раза либо административный арест на срок до пятнадцати суток (п. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3.Статья справки: Стационарный объект, эксплуатация которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, – объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, то есть объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно* (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. № 867).

4.Статья справки: Передвижные объекты, эксплуатация которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, – транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе* (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. № 867).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка