Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
25 июля 2013 32 просмотра

подскажите пожал.! Как правильно оформлять уценку бракованного товара:допустим продали картон в роликах, в ходе производства клиентом выявлен недостаток товара (брак).Клиент требует уценки, да и терять клиента не хочется, продаем дешевле. Как правильно оформить документально (приказы, акты уценки), а также в бух. и налоговом учете? и что делать, если фактическая цена отклоняется от уровня цен, применяемых фирмой по идентичным (однородным) товарам, более чем на 20 процентов (как правильно оформить документы, чтобы налоговики не сделали доначисления налогов). Может быть провести какие-либо маркетинговые исследования рынка или независимую оценку товара?

Уценку проводите по приказу руководителя организации. Чтобы провести уценку товара необходимо провести инвентаризацию товара, по результатам ее составьте опись-акт. В описи-акте отразите наименование товара, его артикул, количество, старую и новую цены, сумму его уценки. После инвентаризации составьте акт об уценке товаров по форме № МХ-15. Акт на уценку товаров составьте в двух экземплярах. Его должны подписать ответственные члены комиссии. Один экземпляр акта направьте в бухгалтерию, второй – передайте материально-ответственному лицу для хранения.

Если уценку проводите в пределах торговой надбавки отразите сторнирующей проводкой:

Дебет 41 Кредит 42 – отражена сумма уценки в пределах торговой надбавки.

Если уценку проводите не в пределах, то для этого случае у Вас должен быть создан резерв.

под снижение стоимости товаров. Сумма резерва определяется на основе информации о текущей рыночной стоимости товаров. По состоянию на конец года стоимость уцененных товаров отражается в балансе за вычетом созданного резерва. Сумму отчислений в резерв включите в состав прочих расходов: Дебет 91-2 Кредит 14 – отражено создание резерва под снижение стоимости товаров. По мере реализации товаров, под снижение стоимости которых создавался резерв, либо по мере повышения их рыночной цены созданный резерв включается в состав прочих доходов: Дебет 14 Кредит 91-1– списана сумма резерва под снижение стоимости товаров.

Снижение стоимости товаров в результате уценки уменьшает выручку, которая включается в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль за вычетом суммы уценки. Если после уценки организация продала товары по цене ниже закупочной, то сумму полученного убытка можно учесть при расчете налога на прибыль.

Для того, чтобы обосновать расхождения в ценах можно создать Положение о маркетинговой политике, в которой необходимо прописать основные положения, принципы и цели, которые организация желает достигнуть, условия ценообразования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендации, в статье журнала «Упрощенка», которую Вы можете найти в закладке Журналы «Системы Главбух» версия для коммерческих организаций

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении уценку товаров

<…>

Порядок проведения и оформления уценки

Законодательно порядок проведения уценки не урегулирован. Отдельные рекомендации приведены лишь в Инструкции Минфина СССР и Госкомцен СССР от 5 мая 1986 г. № 75, 10-17/1500-25. Этим документом можно пользоваться в части, не противоречащей действующему законодательству.

Уценку товаров проводите по приказу руководителя организации.

Перед тем как провести уценку, помимо расчета текущей рыночной стоимости товаров, целесообразно провести инвентаризацию товаров, подлежащих уценке. По результатам инвентаризации можно составить опись-акт по форме № 1, утвержденной Инструкцией Минфина СССР и Госкомцен СССР от 5 мая 1986 г. № 75, 10-17/1500-25. В описи-акте отразите наименование товара, его артикул, количество, старую и новую цены, сумму его уценки.

После инвентаризации составьте акт об уценке товаров по форме № МХ-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66. В нем зафиксируйте:*

  • перечень товаров, которые подлежат уценке;
  • количество товаров, подлежащих уценке по каждому наименованию;
  • процент, на который уценивается товар;
  • сумму, на которую уценивается товар;
  • цену товара до уценки и после уценки;
  • причину уценки товара;
  • признаки снижения качества товара.

Акт на уценку товаров составьте в двух экземплярах. Его должны подписать ответственные члены комиссии. Один экземпляр акта направьте в бухгалтерию, второй – передайте материально-ответственному лицу для хранения.

Материально-ответственное лицо склада ставит свою подпись в акте о том, что перечисленные в акте товары находятся на его ответственном хранении.

Такой порядок предусмотрен в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.*

<…>

Бухучет

Порядок отражения результатов уценки в бухучете зависит от специфики деятельности организации (розничная торговля, оптовая торговля, неторговые организации) и от того, на какую сумму производится уценка (в пределах торговой надбавки или в размере, превышающем торговую надбавку).

Уценка в пределах торговой надбавки

Законодательство предусматривает два варианта учета товаров: по покупным или по продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01).

Розничным торговым организациям разрешено учитывать товары по продажным ценам с обособленным учетом торговых надбавок (абз. 2 п. 13 ПБУ 5/01).

При учете товаров по продажным ценам уценку в пределах торговой надбавки отразите сторнирующей проводкой:

Дебет 41 Кредит 42
– отражена сумма уценки в пределах торговой надбавки.*

<…>

Уценка ниже фактической себестоимости

Иногда текущая рыночная стоимость товаров может быть ниже их фактической себестоимости. Поскольку менять стоимость, по которой товары числятся в учете, нельзя (п. 12 ПБУ 5/01), при проведении уценки организация обязана создать резерв под снижение стоимости товаров. Фиксировать в учетной политике возможность создания резерва не нужно.

Сумма резерва определяется на основе информации о текущей рыночной стоимости товаров.* По состоянию на конец года стоимость уцененных товаров отражается в балансе за вычетом созданного резерва. Такой порядок предусмотрен пунктом 25 ПБУ 5/01.

Резерв создавайте по каждой единице товаров, отраженной в бухучете. Допускается создание резерва по отдельным видам (группам) однородных товаров (товаров одинакового назначения и одинаковой модели). Об этом сказано впункте 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Сумму отчислений в резерв включите в состав прочих расходов:

Дебет 91-2 Кредит 14
– отражено создание резерва под снижение стоимости товаров.

Такой порядок предусмотрен пунктом 11 ПБУ 10/99.

По мере реализации товаров, под снижение стоимости которых создавался резерв, либо по мере повышения их рыночной цены созданный резерв включается в состав прочих доходов:

Дебет 14 Кредит 91-1
– списана сумма резерва под снижение стоимости товаров.*

Это следует из положений пункта 25 ПБУ 5/01, пункта 20 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Поскольку в налоговом учете резервы под снижение стоимости товаров не создаются, в периодах создания и списания резерва в бухучете образуются постоянные разницы (п. 7 ПБУ 18/02).

<…>

ОСНО

Снижение стоимости товаров в результате уценки уменьшает выручку, которая включается в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль за вычетом суммы уценки. Это следует из положений пункта 2 статьи 153 и пункта 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяет метод начисления, выручку признайте в том периоде, в котором товары были реализованы (п. 1 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе – в том периоде, в котором реализованные товары были оплачены (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Если после уценки организация продала товары по цене ниже закупочной, то сумму полученного убытка можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 268 НК РФ*).

В качестве самостоятельного вида расходов снижение стоимости товаров в результате уценки учитывайте в единственном случае: когда товары уцениваются из-за частичной потери своих свойств при экспонировании в качестве образцов. В данном случае расходы на уценку товаров отражайте в составе расходов на рекламу (подп. 28 п. 1п. 4 ст. 264 НК РФ). Данный вид рекламных расходов не нормируется и учитывается при расчете налога на прибыль в полном объеме (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, такие расходы признайте на дату проведения уценки (п. 1 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе их можно учесть, только если экспонируемые товары были оплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).

При реализации экспонируемых товаров после уценки организация вправе уменьшить выручку на стоимость их приобретения (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако предварительно из этой стоимости нужно вычесть сумму уценки, ранее включенную в состав рекламных расходов. Иначе одни и те же расходы при расчете налога на прибыль будут учтены дважды, а это недопустимо (абз. 4 п. 5 ст. 252 НК РФ).

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2.Статья: Как поставщику обосновать предоставление сезонных скидок и грамотно скорректировать сопроводительные документы

<…>

Чем подтвердить скидку

Конечно, хорошо если руководство и коммерческие службы согласятся устанавливать скидки в пределах 20% от первоначальной цены. Тогда ни о каком доначислении доходов и налогов речи не пойдет, поэтому и обосновывать ничего не придется. Но, к сожалению, не всегда к советам бухгалтера прислушиваются. К тому же, иногда руководство просто вынуждено по разным причинам понижать цену товара более чем на 20%.

В этом случае высокие скидки придется обосновать. В пункте 3 статьи 40 НК РФ предложены следующие причины для предоставления крупных скидок:
– сезонные и иные колебания потребительского спроса;
– потеря товарами качества или иных потребительских свойств;
– истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговая политика (в том числе продвижение на рынок новых товаров или существующего товара на новые рынки);
– реализация опытных моделей и образцов товаров для ознакомления с ними потребителей.

Список этот не исчерпывающий, организация вправе его расширить. Главное – доказать налоговикам обоснованность предоставленной скидки.

<…>

Разберемся, каким документом подтверждается обоснованность скидки. Вообще говоря, любым, так как в законах это нигде не прописано. Можно составлять приказ директора или распоряжение на каждый случай предоставления скидок, указывая конкретную причину. Но если скидки покупателям и заказчикам делаются часто, удобнее оформить положение о маркетинговой политике, включив в него такие методы стимулирования сбыта товаров, как скидки, подробно описав их размеры и условия предоставления.

Составление маркетинговой политики*

Начнем с того, что маркетинговая политика не является бухгалтерским документом и нужна прежде всего не бухгалтеру, а специалистам по продажам, чтобы как-то формализовать процесс предоставления скидок. Поэтому по логике заниматься ее составлением должен совсем не бухгалтер, а работник, непосредственно отвечающий за реализацию товаров и услуг (начальник отдела продаж, коммерческий директор и т. п.). Но на практике, особенно в небольших организациях, довольно часто положение о маркетинговой политике не составляется. Соответственно подтверждать крупные скидки приходится бухгалтеру. Поэтому вкратце расскажем, какие пункты следует указать вположении о маркетинговой политике.

Маркетинговой политикой называется совокупность мер по приведению в действие маркетингового плана компании и контролю над выполнением целей этого плана. Что в ней должно быть?

Во-первых, основные положения, принципы и цели, которые организация желает достигнуть. Во-вторых, условия ценообразования. Если у организации нет какого-то своего особого порядка ценообразования, то можно указать общий. Например, записать в положении, что при формировании цены учитываются оправданные и подтвержденные расходы, а также установленная норма прибыли. Кроме того, стоит указать меры по исполнению выбранного плана и достижению заданных целей*.

Обсудим самый важный пункт для бухгалтера – методы стимулирования продаж. В нем как раз и стоит указать условия предоставления скидок. Возможны следующие варианты:
– скидки за досрочное погашение задолженности за товар (с указанием размера скидки в зависимости от количества дней);
– скидки за предварительную оплату;
– скидки при приобретении товаров, у которых в ближайшее время истекает срок годности (с указанием количества дней и размера скидки);
– скидки за крупные покупки (с указанием количества товара в натуральных или стоимостных показателях, а также размера скидки);
– скидки, устанавливаемые на сезон;
– скидки постоянным покупателям (с указанием срока сотрудничества и размера скидки).

Таким образом, если у организации будет положение о маркетинговой политике с указанием размеров скидок и размеров их предоставления, налоговики уже не смогут доказать, что цены, по которым проданы товары, ниже рыночных. Соответственно такая организация вправе предоставлять скидки в любом размере и не бояться конфликта с налоговой.*

Л. А. Масленникова

эксперт журнала «Упрощенка», кандидат экономических наук

ЖУРНАЛ «УПРОЩЕНКА», № 5, МАЙ 2011

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка