Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24
25 июля 2013 4 просмотра

В ходе контрольной закупки в одном из офисов организации представители налогового органа составили Акт, в котором выставили требование о предоставлении списка документов. Согласно Акта, документы необходимо предоставить не позднее утра дня, следующего за днем, когда произошла проверка. Вправе ли организация подготовить документы в течении 10 рабочих дней с момента получения указанного документа? или нам необходимо написать уведомление в налоговый орган о причинах, по которым мы не успеваем передать документы в установленный Актом срок, ввиду большого объема запрашиваемых документов?

В данной ситуации в соответствии с действующими нормами законодательства организация должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня. Отсрочка по представлению документов по данному требованию не предусмотрена.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Рекомендация: Как проводится проверка полноты учета наличной выручки

<…>

Предоставление документов для проверки

Для проверки организация (предприниматель) предоставляет документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники (ККТ) (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). К таким документам, в частности, относятся:

На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции (п. 70, 72 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).

В учете коммерческих учреждений:

У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:

Если организация (предприниматель) применяет специальный налоговый режим, проверяющие могут потребовать:

Об этом сказано в пункте 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт) и без применения ККТ. Например, при оказании услуг населению с выдачей бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В этом случае она должна представить документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности:

  • бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
  • информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности;
  • книгу учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности;
  • приказ о лимите остатка наличных денег;
  • иные первичные учетные документы и регистры бухучета, необходимые для проверки.

Об этом сказано в пунктах 28 и 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Организация (предприниматель) может осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ также при ведении деятельности, облагаемой ЕНВД. При этом по требованию покупателя налогоплательщик выдает документ, подтверждающий прием денежных средств (п. 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

В этом случае организация (предприниматель) должна представить документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Такими документами могут быть товарные чеки, квитанции, ведомости, связанные с их учетом, иные документы, которые составляет продавец при продаже товаров.

Документы, необходимые для проверки, представьте в виде оригиналов или копий. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (при наличии). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать: заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Инспектор не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов. Такой порядок предусмотрен пунктом 30 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, и пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

<…>

Срок представления документов

Организация (предприниматель) должна представить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня (п. 31 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

Ситуация: какая ответственность предусмотрена за отказ предоставить документы, необходимые инспекторам для проверки полноты учета выручки

Ответственность за непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов в соответствии со статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статей 126 Налогового кодекса РФ или 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.

Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка полноты учета выручки в этом перечне не указана.

Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц и предпринимателей ? 300–500 руб.;
  • для организаций ? 3000–5000 руб.

Об этом сказано в статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

<…>

Прием денег без ККТ

Если организация (предприниматель) оказывает услуги населению без применения ККТ, проведут проверку:

  • фактического наличия бланков строгой отчетности;
  • количества использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;
  • копий использованных бланков (корешков документов): сумму выручки, отраженную в учете, сравнят с суммами, отраженными в копиях использованных бланков.

У плательщика ЕНВД, не применяющего ККТ, проверят наличие документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой порядок предусмотрен пунктом 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

По каждому факту расхождений у организации (предпринимателя) возьмут письменные объяснения (п. 37, 40 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Письменные объяснения будут включены в акт проверки (п. 49 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Поэтому представьте их до составления акта.

Ситуация: могут ли налоговые инспекторы использовать свидетельские показания при проверке полноты учета выручки

Да, могут.

В абзаце 6 пункта 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, сказано, что в случаях необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты. О привлечении к проверке свидетелей в регламенте не указано. В то же время нет и запрета привлекать свидетелей.

В ходе проверки инспектор имеет право требовать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки (подп. 5 п. 7 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Такие сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, могут предоставить и свидетели.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки полноты учета выручки денежных средств инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Срок и порядок обжалования должен быть указан в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Внимание: организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности за нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций.

К таким нарушения относятся:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов).

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций организации и (или) ее должностным лицам, а также предпринимателю грозит штраф. Размер штрафа составляет:

  • для организации ? от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а в отсутствие должности главного бухгалтера для руководителя организации), предпринимателей ? от 4000 до 5000 руб.

Кассиры (кассиры-операционисты) к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ответственность граждан за подобное правонарушение законодательством не предусмотрена (ст. 15.1 КоАП РФ). Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.*

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка