Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
29 июля 2013 81 просмотр

Меня интересуют льготы именно по арендной плате, можем ли мы каким либо образом снизить арендную плату, либо исключить ее совсем? Спасибо. Это к вопросу: Общество с ограниченной ответственностью арендует земельный участок, который является государственной собственностью. На этом участке расположен канализационный коллектор, который обслуживает общество. Подскажите, имеем ли мы какие-нибудь льготы по уплате арендной платы?

Специальных льгот при аренде государственной собственности законодательство не устанавливает. Однако в данном случае применяются другие принципы исчисления размера арендной платы земли, исходя из ее кадастровой, а не рыночной стоимости.

Вообще, для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых располагаются объекты, используемые в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, либо конструктивные элементы и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (канализационный коллектор), должен быть установлен особый порядок расчета арендной платы. Но в настоящий момент не разработаны ни методические указания по расчету арендной платы в отношении земельных участков с объектами водоотведения, ни предельный размер платы.

Поэтому при расчете арендной платы следует ориентироваться на пределы ставок по аренде земельных участков, установленные Постановлением Правительства от 16.07.2009 г. № 582 (пп. 3 п. 2 «Правил определения размера арендной платы»). Хотя там четко не установлена арендная плата за участки именно с объектами водоотведения, установленный в Постановлении принципы исчисления арендной платы являются общеобязательными для всех случаев, когда размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. К указанным выводам пришел ВАС РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, Определение ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-14902/12, Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 г. N 10034/11).

Поэтому, если арендная плата за участок определяется, например, исходя из рыночной, а не кадастровой стоимости, или процент от кадастровой стоимости сильно завышен по сравнению с установленными в Постановлении № 582, арендатор вправе обратится к арендодателю с предложением пересмотреть (снизить) арендную плату, а в случае его отказа добиваться пересмотра через арбитражный суд.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист».

1. Рекомендация: Особый порядок установления и повышения размера арендной платы при аренде государственного и муниципального имущества

По договору аренды государственного и муниципального имущества арендатор берет в аренду имущество, которое принадлежит публично-правовому образованию. Поэтому стороной по договору всегда выступает его уполномоченный орган, который вправе издавать нормативно-правовые акты, непосредственно связанные с договором аренды. Эти акты могут влиять на размер арендной платы и порядок ее расчета.

Как устанавливается и изменяется размер арендной платы

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы стороны определяют в договоре аренды. Если же в договоре аренды они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Стороны могут изменить размер арендной платы, заключив соглашение об этом. Правило об изменении размера арендной платы по соглашению сторон действует, если договором аренды не предусмотрено иное (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

При этом договоры аренды государственного и муниципального имущества имеют специфику в части регулирования арендной платы.

Арендная плата по договору аренды государственного и муниципального имущества может устанавливаться и регулироваться сторонами в договоре или уполномоченным органом в соответствующем правовом акте. При этом может быть несколько разных ситуаций – в зависимости от того, какое именно имущество является предметом аренды, как стороны согласовали условия договора и когда он был заключен.

Если федеральный закон содержит норму о том, что арендная плата является регулируемой и что ее размер определяется уполномоченным органом, то размер арендной платы автоматически корректируется при изменении такого акта. В настоящее время так регулируется плата за аренду земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.

Если же федеральный закон, регулирующий размер арендной платы, отсутствует, то акты публично-правового образования, устанавливающие условия сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, могут определять ее размер, только если это прямо предусмотрено договором.*

В частности, если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении акта публично-правового образования, то изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.

Если же стороны распространили действие такого акта на свои отношения, но договор содержит какое-либо условие, которое изначально противоречит ему, то предполагается, что стороны отдали приоритет данному условию договора (ст. 431 ГК РФ).

Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в пункте 20 постановления от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление № 73) в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 13.

Арендатор считается извещенным об изменении арендной платы со дня официального опубликования нормативного акта, в котором установлена формула или порядок расчета арендной платы. Правда, в договоре аренды стороны могут согласовать, что арендодатель направляет арендатору уведомление об изменении арендной платы. Поэтому новый размер арендной платы применяется с момента получения арендатором такого уведомления. Кроме того, арендатор может быть уведомлен об изменении арендной платы через средства массовой информации (постановление ФАС Поволжского округа от 24 сентября 2010 г. по делу № А12-24416/2009).

<…>

Как предотвратить повышение арендной платы

Еще на стадии согласования условий договора арендатор может попробовать уменьшить вероятность повышения арендной платы. Хотя в случае аренды государственного и муниципального имущества этого добиться сложнее, чем при заключении договора аренды непубличного имущества (т. е. договора аренды с обычной организацией или предпринимателем).

Так, в договоре аренды непубличного имущества стороны не обязаны устанавливать условия об определении размера арендной платы на основании показателей, закрепленных нормативно-правовыми актами. В таком договоре можно определить сроки направления арендодателем уведомления об изменении арендной платы, в случае пропуска которых размер арендной платы не подлежит изменению. Также можно установить предельный размер, на который будет увеличена арендная плата. В договоре аренды публичного имущества это практически невыполнимо, поскольку размер арендной платы определяется на основании нормативно-правового акта. И если в договоре размер арендной платы поставлен в зависимость, например, от кадастровой стоимости земельного участка, может оказаться, что предельный размер платы, предусмотренный тем же договором, будет превышен.

Какие условия в договоре помогут помешать повышению арендной платы в договоре аренды государственного (муниципального) имущества

В процессе переговоров о заключении договора аренды арендатор может снизить риск повышения размера арендной платы путем согласования такого условия договора об арендной плате, которое бы отвечало его интересам. Однако это не всегда возможно.

Чего необходимо избегать в договоре аренды:

  • не стоит устанавливать в договоре аренды право арендодателя на одностороннее изменение арендной платы.

Что лучше предусмотреть:

  • если в договоре аренды стороны предусмотрят, что повышение арендной платы без согласия арендатора возможно только при определенных условиях, то при отсутствии таких условий действия арендодателя по увеличению размера арендных платежей могут быть оспорены в суде. Например, договор предусматривает возможность изменения размера годовой арендной платы путем направления уведомления только в случае изменения цен и тарифов, вида деятельности арендатора. Стороны не согласовали возможности одностороннего изменения цены по инициативе арендодателя в случае повышения рыночных цен. Поскольку какого-либо увеличения цен и тарифов нормативными актами не производилось, изменение размера арендной платы могло быть произведено только в результате соглашения сторон (постановление Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7121/11);
  • стороны могут сформулировать условия об арендной плате таким образом, чтобы арендодатель мог только изменять в одностороннем порядке коэффициенты при расчете, но не вносить коррективы в саму методику расчета арендной платы.

Александра Ёрш

кандидат юридических наук, помощник заместителя Председателя ВАС РФ

Наталья Шмакова

кандидат юридических наук, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Владимир Ланда

кандидат юридических наук, советник Правового управления правительства Москвы

2. Рекомендация: Особенности споров, возникающих при исполнении договоров аренды государственного и муниципального имущества

Анализ судебной практики позволяет определить наиболее актуальные споры, возникающие из договоров аренды государственного и муниципального имущества.

1. Споры об изменении размера арендной платы. В последние годы количество таких споров возросло именно в сфере оборота недвижимых объектов, принадлежащих России, ее субъектам и муниципальным образованиям. Они определяют размер арендной платы либо порядок ее расчета в соответствующих правовых актах. Нередко арендаторы оспаривают такие акты в суде, полагая, что это нарушает их права.*

2. Споры о взыскании задолженности по арендной плате с арендаторов государственного и муниципального имущества.

3. Споры о расторжении договоров аренды государственного и муниципального имущества в связи с существенным нарушений арендатором их условий. В этой категории стоит особо отметить споры между арендатором и арендодателем – субъектом РФ или муниципалитетом, возникающие в связи с передачей арендованного имущества без согласия собственника в субаренду.

Споры об изменении размера арендной платы

Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, если другие условия не согласованы в договоре. Законом могут быть установлены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Данная норма является диспозитивной и допускает возможность изменять размер арендной платы по соглашению сторон с любой периодичностью.

Таким образом, в договоре можно сразу установить, как будет меняться арендная плата. Например, в течение определенного срока размер арендной платы может увеличиваться (или уменьшаться) до другой величины, потом снова меняться и т. д. Другой вариант: если стороны в течение одного года несколько раз заключили дополнительные соглашения об изменении размера арендной платы, то все эти соглашения будут действительными, и арендная плата будет меняться в соответствии с ними. При этом не имеет значения, есть ли в самом договоре условие о возможности такого изменения.*

А вот в одностороннем порядке размер арендной платы может быть изменен не чаще одного раза в год. Даже если в договоре есть условие, разрешающее арендодателю или арендатору в одностороннем порядке изменять размер арендной платы чаще, чем раз в год, это условие будет недействительным.

Такая правовая позиция содержится в пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – постановление № 73) в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. № 13.

Обоснование

Ранее размер арендной платы мог изменяться не чаще одного раза в год, поскольку действовало императивное правило о том, что условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления, в течение года должно оставаться неизменным (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»; далее – информационное письмо № 66).

Однако в пункте 21 постановления № 73 ВАС РФ изменил свою правовую позицию по данному вопросу, закрепив возможность изменения арендной платы по соглашению сторон с любой периодичностью, в том числе чаще одного раза в год.

Это означает, что если арендатор не желает изменения арендной платы в большую сторону, то ему не нужно соглашаться на внесение в договор изменений. Условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления, в течение года должно оставаться неизменным.

Правила об изменении арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя распространяются лишь на те договоры аренды, которые заключены на срок более одного года или без указания срока. Размер арендной платы в период действия договора, заключенного на срок менее одного года, не подлежит изменению (постановление ФАС Поволжского округа от 2 июня 2009 г. по делу № А12-15393/2008). Подробнее об этом см.:

Пример из практики: суд пришел к выводу, что повторное изменение арендодателем в одностороннем порядке размера арендной платы до истечения года является нарушением условий договора

Администрация Прионежского муниципального района (арендодатель) и ЗАО «К.» (арендатор) заключили договор аренды земельного участка. В соответствии с договором арендодатель может изменить арендную плату в одностороннем порядке, но не чаще одного раза в год. Арендная плата была установлена согласно решению Совета Прионежского муниципального района по формуле расчета и исчислялась на основании уведомления. Уведомлением от 17 мая 2008 года администрация изменила размер арендной платы за 2008 год по той же формуле расчета. Следующим уведомлением от 1 ноября 2008 года администрация изменила арендную плату в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия. Теперь годовая арендная плата за использование земельных участков определялась по иной формуле. Впоследствии арендодатель обратился в суд с иском о взыскании задолженности по арендным платежам. Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными. Однако суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что изменение арендной платы по второму уведомлению неправомерно.

Администрация обратилась в кассационную инстанцию. Суд установил, что повторное изменение арендодателем размера арендной платы до истечения года является нарушением условий договора. В течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления (п. 11 информационного письма № 66). Поэтому сделку по увеличению в одностороннем порядке размера арендной платы, оформленную уведомлением от 1 ноября 2008 года, суд признал недействительной (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 февраля 2011 г. по делу № А26-6065/2009).

Эту позицию поддержал Пленум ВАС РФ, закрепив в пункте 21 постановления № 73 возможность арендодателя изменить арендную плату в одностороннем порядке не чаще одного раза в год.

Если в договоре установлен механизм определения арендной платы, то арендатору необходимо учитывать, что корректировка размера арендной платы на коэффициент инфляции или зависимость арендной платы от валютного курса не означает изменения размера арендной платы, а представляет собой исполнение договора. Подробнее об этом см.:

Пример из практики: суд разъяснил, что изменение арендной платы в результате корректировки на процент индексации не является изменением условия договора, а представляет собой исполнение этого условия

Арендатор обратился в суд с иском к арендодателю о признании недействительным условия договора аренды, которое предусматривает ежеквартальное повышение размера арендной платы путем ее индексации с учетом инфляции. По мнению арендатора, это условие противоречит императивной норме пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей возможность изменения размера арендной платы не чаще одного раза в год. Суд первой инстанции удовлетворил иск, указав, что пункт 3статьи 614 Гражданского кодекса РФ содержит императивную норму в отношении периодичности изменения размера арендной платы. В связи с этим стороны не могут изменить или установить в договоре условие, отличное от предусмотренного этой нормой. Поэтому условие договора, предусматривающее возможность ежеквартального изменения размера арендной платы, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ как не соответствующее закону (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Суд кассационной инстанции отменил решение, в иске отказал по следующим основаниям.

Спорным условием договора арендная плата установлена не в твердой сумме, а является определяемой, то есть подлежащей исчислению по каждому сроку платежа. Таким образом, стороны согласовали условие о размере арендной платы, устанавливающее способ ее расчета. Фактическое изменение размера арендной платы в результате корректировки на процент индексации не является изменением в соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия. При таких обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит (п. 11 информационного письма № 66).

Как можно скорректировать размер арендной платы в судебном порядке

В случае судебного разбирательства арендатор может предъявлять доказательства необоснованности повышения арендной платы арендодателем.

Во-первых, арендатор вправе обратиться в суд с иском о признании недействующим нормативно-правового акта в целом (или в части), которым вносятся изменения в формулу (порядок) расчета.

Пример из практики: суд признал недействующим нормативный акт, в котором установлен коэффициент для определения арендной платы без анализа экономических, природных и иных факторов

ООО «А.» владело на праве аренды земельным участком, который использовало для нескольких видов деятельности. По каждому из них был установлен поправочный коэффициент к базовой ставке арендной платы. Постановлением главы муниципального образования г. Краснодара отменена дифференциация коэффициентов по видам целевого использования и установлен максимальный поправочный коэффициент при определении размера арендной платы по этому земельному участку.

ООО «А.» обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодара о признании недействующим этого постановления в части установления максимального поправочного коэффициента. Суд пришел к выводу, что администрация не представила доказательства, которые бы подтверждали, что при определении базовых ставок арендной платы проведен анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка. В связи с этим суд правильно признал недействующим постановление муниципалитета в части установления такого коэффициента (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2010 г. по делу № А32-17438/2009-34/281-59/725-51/1022определением ВАС РФ от 13 августа 2010 г. № ВАС-10666/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Во-вторых, в качестве возражений на иск о взыскании арендной платы в новом размере арендатор может указывать, что без заключения соглашения повышение размера арендной платы не имело правовых оснований (в частности, если арендодатель увеличивает арендную плату в одностороннем порядке, однако условие об этом в договоре отсутствует).

Вместе с тем, следует иметь в виду, что по мнению ВАС РФ в случае, если в договоре прописан механизм автоматического расчета арендной платы применительно к определенному правовому акту (например, распоряжению мэра города), то арендодатель вправе производить увеличение арендной платы без подписания каких-либо дополнительных соглашений к договору.

Более того, в этом случае вопреки положениям пункта 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16 февраля 2001 г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"», даже если речь идет о договоре, прошедшем государственную регистрацию, не требуется не только подписания дополнительного соглашения, но и регистрации такого соглашения (постановление Президиума ВАС РФ от 11 мая 2010 г. № 2015/10).

В-третьих, арендатор вправе предъявить иск об изменении условия договора об арендной плате в связи с существенным изменением обстоятельств, поскольку при заключении договора аренды он не мог предвидеть наступления соответствующих изменений. Как показывает судебная практика, эта возможность малореализуема, так как доказать все условия, закрепленные в статье 451 Гражданского кодекса РФ, весьма сложно. И арбитражные суды сегодня эту норму практически не применяют. Вместе с тем, примеры такой практики имеются (постановление ФАС Центрального округа от 3 октября 2011 г. по делу № А36-3428/2010определением ВАС РФ от 26 декабря 2011 г. № ВАС-16155/11отказано в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора). Суд, в частности, пришел к выводу о наличии всех условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса РФ, поскольку при заключении договора «стороны объективно не могли предвидеть подобные изменения, касающиеся размера и порядка определения арендной платы, являющейся существенным условием договора аренды». В частности, при заключении договора аренды арендодателем по договору являлся орган местного самоуправления, однако впоследствии произошел переход прав и обязанностей арендодателя к России. Соответственно, изменился и нормативно-правовой акт, устанавливающий размер арендной платы по договору.

В-четвертых, арендатор в обоснование своей позиции может ссылаться на то, что изменение методики (формулы) расчета арендной платы не является экономически обоснованным.

Пример из практики: суд пришел к выводу, что установление коэффициентов, многократно повышающих размер арендной платы, нарушает права арендатора

ЗАО «М.» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Михайловской районной думы Волгоградской области, которым утверждена методика расчета арендной платы за земельные участки. Этой методикой определены значения коэффициента вида использования земельных участков и коэффициента месторасположения земельных участков, которые многократно повышают размер арендной платы в зависимости от вида использования земельных участков и их месторасположения. Определение Конституционного суда РФ от 11 мая 2004 г. № 209-Оуказывает, что дифференциация ставки земельного налога должна быть экономически обоснована, то есть необходим анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка. Недопустимо такое положение вещей, когда дифференцированные ставки устанавливаются органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно (постановление Конституционного суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П).

Суд пришел к выводу, что установление коэффициентов, многократно повышающих размер арендной платы за земельные участки, нарушает права и законные интересы заявителя и незаконно возлагает обязанность по уплате повышенной арендной платы без анализа оценочных характеристик и учета экономических факторов (постановление ФАС Поволжского округа от 21 июня 2011 г. по делу № А12-23599/2010).

<…>

Александра Ёрш

кандидат юридических наук, помощник заместителя Председателя ВАС РФ

Наталья Шмакова

кандидат юридических наук, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Владимир Ланда

кандидат юридических наук, советник Правового управления правительства Москвы

3. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

«Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться*.

<…>

ПРАВИЛА
определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

<…>

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов);

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3. Арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах:

а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах). При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

б) 0,3 процента в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а также из земель сельскохозяйственного назначения, ограниченных в обороте, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах);

в) 0,6 процента в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, а также предоставленного гражданам или их некоммерческим объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, гаражного строительства, за исключением случаев, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
земельного участка, предоставленного в соответствии с договором о развитии застроенной территории;
земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

д) 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а"-"г" настоящего пункта, если:

земельный участок предоставлен в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации;
право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;
земельный участок предоставлен в аренду пользователю недр для ведения работ, связанных с пользованием недрами.*

4. В случае если право на заключение договора аренды земельного участка приобретается в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, на торгах (конкурсах, аукционах), то арендная плата определяется по результатам таких торгов (конкурсов, аукционов).
В случае если земельный участок предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, арендная плата определяется на аукционе в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения:*
автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
линий метрополитена;
линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;*
объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;*
гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
объектов космической инфраструктуры;

объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;
сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;
объектов спорта;
объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».

<…>

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 г. № А47-7623/2010

<…>

«Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"(далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее -постановление N 582).К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам*. Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков. При этом, поскольку перечисленные принципы и ориентиры были закреплены в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, могут быть проверены на соответствие этим принципам и ориентирам только с указанной даты. Установление после введения в действие постановления N 582 или применение ранее установленных упомянутыми органами регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей жилищного строительства, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, не соответствует требованиям Земельного кодексаВводного закона к Земельному кодексу, принципам и правилам, установленным в постановлении N 582.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582)».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка