Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О главных бухгалтерских проблемах 2017 года

Подписка
Срочно заберите все!
№23
30 июля 2013 852 просмотра

Можно ли при выписке доверенности м-2а ставить в ней печать для документов, а не финансовую (ее ставят на договорах)

организация вправе поставить на доверенность печать «для документов», поскольку российское законодательство в настоящее время не регулирует, какая именно печать, основная или вспомогательная, должна быть проставлена на доверенности получателя ТМЦ (М-2), главное, чтобы она содержала полное наименование и местонахождение организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. пункт 5 статьи 2 Закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

«Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества*. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации».

<…>

2. Справочная информация:Перечень документов, на которых обязательна (необязательна) печать организации

<…>

Материальные документы по видам имущества
Документы по учету материальных запасов Обязательна: на доверенностях (формы М-2М-2а) организации должны ставить печать.* Предприниматели могут этого не делать (постановление ФАС Уральского округа от 22 июня 2005 г. № Ф09-1831/05-С5) Пункт 5 статьи 185 Гражданского кодекса РФ, раздел 3указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а

<…>

3.Статья:Кому и зачем нужна доверенность

<…>

Доверенность на получение ТМЦ

<…>

Как составить доверенность на получение ТМЦ? Мы упомянули, что ее формы № М-2 и М-2аутверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71аИнструкция Минфина СССР от 14.01.67 № 17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности» (далее – Инструкция) действует и сейчас, но только в части, не противоречащей законодательству. Формы № М-2 и М-2аодинаковы, разница лишь в том, что в форме № М-2 предусмотрен корешок. С какой целью? Если доверенность заполняется вручную, удобнее форма № М-2: корешок хранится в организации, выдавшей документ, используется для регистрации, и заводить журнал учета нет необходимости.

Предмет рассматриваемой доверенности – получение определенных ценностей от указанного в ней поставщика. Поэтому в форме имеются поля, куда вписывают наименование поставщика, номер и дату документа, по которому будет производиться отгрузка (накладной, акта, наряда и пр.).*

По одной доверенности допускается получать товар у поставщика по нескольким документам (п. 2 Инструкции). В этом случае в ней указываются реквизиты всех этих документов. Обратите внимание, что если документ, реквизиты которого приведены на лицевой стороне накладной (акта, наряда), содержит перечень ТМЦ, то на обороте доверенности его не повторяют, а просто ставят прочерки. Когда же точного перечня нет (а, допустим, дается ссылка на договор, в котором не указан ассортимент), то на обороте доверенности перечисляют всю номенклатуру.

Получив ценности, доверенное лицо обязано не позднее следующего дня представить в бухгалтерию документы, подтверждающие, что поручение выполнено (п. 7 Инструкции). Доверенность, которая не пригодилась, принято возвращать на следующий день, как окончится срок ее действия. На корешке или в журнале учета пишут «Не использована», а доверенность хранят до конца отчетного года и, составив акт, уничтожают. Лицам, которые вовремя не отчитались, новую доверенность не оформляют.

Несколько слов о сроке выдачи. В пункте 4 Инструкции указаны сроки – 15 дней, календарный месяц, квартал. Однако, как уже говорилось, согласно статье 186 ГК РФ сроки могут быть любые в пределах трех лет. То есть данное положение Инструкции противоречит законодательству и не имеет значения.

<…>

Л. А. Масленникова

эксперт журнала «Упрощенка», кандидат экономических наук

Журнал «Упрощенка», №7, июль 2010

4. Статья: Шесть заблуждений насчет того, какой может быть печать на документах и где ее ставить

Екатерина Савина, эксперт журнала «Главбух»

Чем поможет эта статья: Вы узнаете, какие претензии контрагентов к печати компании на документах несправедливы. И как это объяснить партнерам.

От чего убережет: От конфликтов с контрагентами, когда проще согласиться с их претензиями, чем доказывать свою правоту.

Если ваша компания на упрощенке

Выводы в статье актуальны для компаний на общем режиме и на упрощенной системе.

Законодательство содержит совсем немного требований к печатям компаний. Однако у контрагентов и порой у контролеров штамп на документах может вызвать нарекания. Мы расскажем, какие доводы помогут бухгалтеру справиться с претензиями партнеров и чиновников. Тем более что зачастую аргументы у второй стороны не что иное, как заблуждения по поводу печатей.

Заблуждение 1. У компании может быть только одна круглая печать

На самом деле круглых печатей может быть несколько. Как минимум — две круглые печати. Скажем, одна у главного бухгалтера, а вторая у руководителя. Несколько печатей удобно изготовить на тот случай, если директор постоянно разъезжает по командировкам. Правда, сделать две абсолютно идентичные круглые печати вряд ли получается. В частности, размеры могут отличаться на миллиметр. И вот тут уже особо въедливые представители контрагентов или сотрудники банков, таможни и других ведомств могут придраться. Правомерно ли?

Повторим, компаниям не запрещено делать несколько печатей. Из законов лишь следует, что все акционерные общества и ООО обязаны иметь круглую печать. На ней должны быть указаны полное наименование и местонахождение организации (ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Многие помимо таких обязательных реквизитов предусматривают в оттиске еще ИНН и ОГРН. Вообще в печать компании можно добавить любые другие данные.

Кроме основной круглой печати компании разрешено иметь другие штампы с фирменным названием. Причем они могут быть любой формы, не только круглыми.*

То есть количество нужных печатей, в том числе круглых, компания определяет самостоятельно. Однако только одна круглая печать может быть основной (!). Иначе руководство компании могут обвинить в подделке на основании статьи 327Уголовного кодекса РФ. Чтобы этого не произошло, лучше изготовить две разные круглые печати на случай оформления важных бумаг. Например, на одной из них будет дополнительная надпись «Для документов».

Еще для удобства советуем прописать во внутренних документах, допустим в приказе руководителя, какую именно печать работники компании будут применять в том или ином случае.

Постоянных партнеров или контролеров насторожило то, что вы проставляете в документах разные печати? Чтобы убедить их в том, что все в рамках закона, предоставьте им пояснительное письмо от руководителя компании. Образец такого письма мы привели ниже. Воспользуйтесь им, чтобы ответить на претензии контрагентов.*

<…>

Заблуждение 5. Печать должна быть во всех первичных документах

На самом деле, если компания разрабатывает первичные документы самостоятельно, печать ставить не требуется.

Важная деталь

На первичных документах, разработанных компанией самостоятельно, печати может и не быть.

А когда форму первичного документа утвердили чиновники, то печать надо ставить, если в бланке есть обозначения «М.П.». Например, она обязательна в товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Причем печати в этом документе должны быть обеих сторон сделки — как продавца, так и покупателя.

<…>

Главное, о чем важно помнить

1У компании может быть лишь одна основная печать. Но печатей круглой и других форм, в том числе с полным названием и местонахождением компании, может быть несколько.

2На квитанциях к приходным кассовым ордерам необязательно ставить основную печать. Это может быть специальный штамп для кассовых операций.

3Первичные документы неунифицированной формы можно не проштамповывать. Но если контрагент требует, проще пойти ему на уступку.

Журнал «Главбух», № 16, август 2012

Е. Савина

эксперт журнала «Главбух»

5.Статья: Образцы доверенностей, которые сейчас часто нужны бухгалтерии

<…>

Сотруднику выдают доверенность на право получить товар или материалы

Сразу оговоримся: если поставщик сам привез товар на склад компании, доверенность для получения ТМЦ не потребуется. Материально ответственный сотрудник покупателя просто поставит на накладной поставщика свою подпись и печать (штамп) организации. А вот если товар нужно получить в магазине или на оптовой базе поставщика, представителю компании понадобится доверенность. При этом доверенное лицо должно обязательно числиться в штате. И более того – значиться в списке сотрудников, имеющих право получать деньги под отчет. Продавец заберет доверенность себе для отчетности.

Для доверенности на получение ТМЦ предусмотрены специальные формы – № М-2и № М-2а (утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а). Форму № М-2 (с отрывным корешком) обычно применяют, если получение товара носит разовый характер. Если же предполагается, что забирать ценности у одного и того же продавца придется несколько раз, выписывают доверенность поформе № М-2а (без корешка).

Нередко бухгалтеры сомневаются насчет срока, на который можно выдать «товарную» доверенность. Есть старое правило, что ее выдают не более чем на 15 дней – оно зафиксировано в пункте 4 Инструкции Минфина СССР № 17. Однако сейчас эту инструкцию применяют лишь в части, не противоречащей нормам Гражданского кодекса РФ. А значит, для доверенности на получение ТМЦ действуют общие сроки, установленные статьей 186 Гражданского кодекса, – максимум 3 года.*

Доверенности по формам № М-2 и № М-2а бухгалтер оформляет в одном экземпляре и выдает под расписку получателю. Учет форм № М-2 ведут по корешкам, которые хранят в бухгалтерии. На корешке ставят отметку о том, что доверенность выдана работнику компании. Когда подотчетный работник вместе с полученными ТМЦ принесет накладные, бухгалтер запишет реквизиты этих бумаг на соответствующем корешке от доверенности. А если доверенность без корешка (по форме № М-2а), сделает пометку с указанием номера и даты накладной в книге учета доверенностей.

Частые вопросы о доверенностях

Сколько стоит нотариальное заверение доверенности?

Для большинства доверенностей, как обязательных, так и не обязательных к нотариальному заверению, установлен тариф в 200 руб. Однако на практике нотариусы берут от 700 до 1500 руб.

Кто должен явиться к нотариусу для заверения доверенности?

Обязательно личное присутствие самого доверителя, то есть руководителя компании. При этом потребуются паспорт директора и устав. А также паспортные данные будущего представителя.

Можно ли оформить доверенность задним числом?

Если нотариально заверять такую доверенность не нужно (например, на получение товара), ничто не мешает оформить ее задним числом.

Является ли доверенность первичным документом?

В большинстве случаев доверенность «первичкой» не считается. Требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» предъявляются только к доверенности на получение ТМЦ.

<…>

П.А. Майоров,

ведущий юрист департамента правового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем»

Журнал «Главбух» №19, октябрь 2009

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка