Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
30 июля 2013 6 просмотров

У нас есть два розничных магазина, которые от нас территориально удалены (находятся в других районах города). Там только операционные кассы, никаких выплат они не производят, никаких поступлений, кроме розничной выручки по z-отчету, нет. Движение денег отражается в журнале кассира-операциониста. На следующий день выручка по z-отчету приходуется в главную кассу. Из вашего ответа я поняла, что все равно в этих магазинах нужно вести кассовую книгу. Зачем? Можно на примере, с проводками как потом формируется кассовая книга главной кассы?

Уважаемая Лариса Васильевна!

В ответ на Ваш вопрос от 30.07.2013г 

сообщаем следующее: Поступление наличных денежных средств в обособленных магазинах организация обязана отражать в отдельной кассовой книге обособленного подразделения.

Если организация не ведет кассовую книгу по каждому магазину, то ее отсутствие можно приравнять к неоприходованию наличных. А за это возможен штраф до 50 тыс. рублей по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

В головной организации кассовые операции отражают на субсчете «Касса организации»счета 50. А по филиалам (магазинам) удобно использовать предусмотренный Планом счетов субсчет «Операционная касса». Можно открыть дополнительные субсчета по количеству сагазинов либо вести соответствующий аналитический учет.

Проводки приведены в Статье № 4.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1.Статья: Безопаснее вести кассовую книгу в каждом магазине

Анна Алексашина, эксперт «УНП»

«…У нас два магазина. Это обособленные подразделения, но как филиалы они не зарегистрированы и расчетного счета у них нет. Оба магазина принимают наличку вкассу. Надо ли нам вести кассовую книгу на каждой точке?..»

— Из письма главного бухгалтера Ирины Соколовой, г. Санкт-Петербург

Да, Ирина, надо. Если в компании есть обособленные подразделения, то каждому из них необходимо заполнить свою кассовую книгу. Причем такая обязанность не зависит от статуса подразделения. Также для ведения кассовой книги не важно, есть у этого магазина отдельный расчетный счет или нет (п. 5.6 Положения, утв. Банком России 12.10.11 № 373-П). ФНС подтвердила это в письме от 17.05.13 № АС-4-2/8827. Позицию налоговиков подтверждают и судьи вашего региона (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.13 № А56-59643/2012). Значит, если компания не ведет кассовую книгу в подразделении, ее отсутствие можно приравнять к неоприходованию наличных. А за это возможен штраф до 50 тыс. рублей по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

ГАЗЕТА «УЧЕТ. НАЛОГИ. ПРАВО», № 21, ИЮНЬ 2013

2.Рекомендация: Как вести кассовую книгу (форма № КО-4)

Обязанность ведения кассовой книги

Сведения о движении наличных денежных средств нужно отражать в кассовой книге по форме № КО-4 (п. 5.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П). Это требование распространяется на все организации независимо от их организационно-правовой формы (ОАО, ЗАО, ООО) и применяемой системы налогообложения, а также на предпринимателей (п. 1.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-Пп. 2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 и п. 4 ст. 346.11,п. 5 ст. 346.26 НК РФ).

Внимание: если в кассовой книге несвоевременно (или не полностью) отражаются операции с наличными деньгами, налоговая инспекция может оштрафовать организацию.


Не оприходование денежных средств в кассу организации является одним из нарушений кассовой дисциплины (ст. 15.1 КоАП РФ). Под оприходованием понимается отражение в кассовой книге всех наличных денежных поступлений в размере, подтвержденном кассовыми документами (п. 6.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).

Для проверки полноты оприходования наличных денег в кассу налоговые инспекции сверяют данные кассовой книги с данными первичных документов. Основным признаком неоприходования наличных денег в кассу является расхождение между этими данными. Если при проверке такое расхождение выявлено, то привлечение организации к ответственности правомерно. Такая позиция поддерживается судебной практикой (см., например, постановления ФАСЗападно-Сибирского округа от 5 апреля 2010 г. № А03-13078/2009Поволжского округа от 30 января 2008 г. № А12-11536/07-С59Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2007 г. № А74-3799/2006-Ф02-1166/2007).

Также неоприходованием суд может признать несвоевременное внесение в кассовую книгу записей о полученных денежных средствах (записи в кассовой книге сделаны не в день поступления наличных денег)* (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 19 июня 2009 г. № А12-20715/2008, Северо-Кавказского округа от 9 июня 2009 г. № А32-11915/2008-70/75-20АЖот 10 октября 2007 г. № Ф08-6779/2007-2517А).

Контролировать правильное ведение кассовой книги должен главный бухгалтер, а при его отсутствии – руководитель (п. 2.6 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П). Это означает, что при наличии вины они могут быть привлечены к ответственности за нарушение порядка ведения кассовой книги по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За неоприходование наличных денег в кассу налоговая инспекция может оштрафовать

организацию и (или) ее должностных лиц. Размер штрафа составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (предпринимателя; главного бухгалтера, а в отсутствие должности главного бухгалтера – для руководителя организации) – от 4000 до 5000 руб.

Кассиры (кассиры-операционисты) к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ответственность граждан за подобное правонарушение законодательством не предусмотрена (ст. 15.1 КоАП РФ). Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

Ведение книги в обособленном подразделении

Если организация проводит кассовые операции через обособленные подразделения (филиалы, представительства), то поступление или выдачу наличных денежных средств отражайте в отдельной кассовой книге обособленного подразделения. Такой порядок следует из положений абзаца 9 пункта 2.5, пункта 5.6 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П. Данное правило должно соблюдаться каждым обособленным подразделением, ведущим кассовые операции, причем независимо от наличия у него банковского счета (письма ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195 и Банка России от 4 мая 2012 г. № 29-1-1-6/3255).

При этом организации следует соблюдать ряд требований:

  • не позднее следующего рабочего дня получать от обособленных подразделений отрывной лист кассовой книги на бумажном носителе или распечатанный второй экземпляр листа электронной кассовой книги. При соблюдении законодательства России об электронном документообороте (в частности, Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ) допускается обмен листами кассовой книги в электронном виде с последующей передачей того же листа на бумажном носителе (п. 5.6 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
  • подбирать и брошюровать листы кассовых книг по каждому обособленному подразделению (абз. 9 п. 2.5 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
  • разработать порядок приема и выдачи наличных денег уполномоченным представителям обособленных подразделений через кассу организации (п. 3.54.5 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
  • установить лимит остатка наличных денег в кассе каждого обособленного подразделения, которому открыт счет в банке (п. 1.2 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
  • при расчете лимита остатка наличных денег в кассе головной организации учитывать наличные деньги, хранящиеся в обособленных подразделениях, не имеющих расчетных счетов (п. 1.36.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).

Ситуация: нужно ли вести отдельную кассовую книгу обособленному подразделению, которое не является филиалом (представительством) организации

Да, нужно.

Обязанность по ведению кассовой книги возложена на все обособленные подразделения организации, в которых совершаются кассовые операции. Такие разъяснения даны департаментом наличного денежного обращения Банка России в письме от 4 мая 2012 г. № 29-1-1-6/3255. Аналогичной позиции придерживается и ФНС России в письме от 17 мая 2013 г. № АС-4-2/8827.

Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что независимо от того, является или нет обособленное подразделение филиалом (представительством), оно должно вести кассовую книгу (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2013 г. № А56-59643/2012).

Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что кассовую книгу обязаны вести только сама организация, ее филиалы и представительства (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2012 г. № А28-6462/2012Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2012 г. № А56-39499/2012). Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Есть вероятность, что налоговая инспекция посчитает действия организации неправомерными и привлечет ее к ответственности (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Статья: Самый удобный способ вести кассовые операции в компании с филиалами

Как вести бухучет кассовых операций филиалов

В головной организации кассовые операции отражают на субсчете «Касса организации»счета 50. А вот для филиалов, у которых нет своего баланса, удобно использовать предусмотренный Планом счетов субсчет «Операционная касса». Можно открыть дополнительные субсчета по количеству филиалов либо вести соответствующий аналитический учет.

Хорошо, если в компании налажен электронный документооборот. Тогда у бухгалтера головного предприятия не будет трудностей с тем, чтобы получать оперативную информацию о состоянии филиальных касс, на основе которой он ведет учет наличности. В этом случае у бухгалтера будут в конце дня в электронном виде отчеты кассиров каждого из филиалов. Но получать информацию можно и просто по телефону. В этом случае документом-основанием для оперативного учета кассовых операций филиала будет справка бухгалтера о совершенных за день операциях, составленная на основе записанного телефонного сообщения.

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ», № 20, ОКТЯБРЬ 2011

4.Статья: 6.1.1. Приход/расход денежных средств в кассе

Отражение в бухгалтерском учете операций по операционной кассе.

Дебет Кредит Содержание операции
Бухгалтерские проводки при оплате продажи покупателями товаров (работ, услуг)
1 50-2 90-1 Оприходованы денежные средства в операционную кассу как выручка от продажи товаров (работ, услуг)
Бухгалтерские проводки при отражении излишков денежных средств в операционной кассе, выявленных в результате инвентаризации (внезапной проверки фактического наличия денежных средств)
1 50-2 91-1 Излишек денежных средств в операционной кассе, выявленный в результате инвентаризации (внезапной проверки фактического наличия денежных средств), отражен на финансовом результате (прочих доходах) организации
Бухгалтерские проводки при списании недостачи денежных средств в операционной кассе, выявленной в результате инвентаризации (внезапной проверки фактического наличия денежных средств) за счет виновных лиц
1 94 50-2 Списана недостача наличных денежных средств в операционной кассе, выявленная в результате инвентаризации (внезапной проверки фактического наличия денежных средств)
2 73-2,76 94 Возмещена (списана) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет виновных лиц или
70 94 Недостача наличных денежных средств в операционной кассе погашена из заработной платы виновных лиц
Бухгалтерские проводки при списании недостачи денежных средств в операционной кассе, выявленной в результате инвентаризации (внезапной проверки фактического наличия денежных средств) при неустановке виновных лиц
1 94 50-2 Списана недостача наличных денежных средств в операционной кассе, выявленная в результате инвентаризации (внезапной проверки фактического наличия денежных средств)
2 91-2 94 Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации
Бухгалтерские проводки при передаче денежных средств в главную кассу организации
1 50-1 50-2 Отражена передача наличных денежных средств из операционной кассы в главную кассу организации

12 100 БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК С КОММЕНТАРИЯМИ. ГЛАВА 6

31.07.2013 г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Жукова Мария.

Ответ утвержден:

ведущий эксперт Горячей линии "Системы Главбух" Пушечкина Ольга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка