Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
30 июля 2013 228 просмотров

Организация с момента образования до 01.01.2013г работала по системе УСН (доходы минус расходы). С января 2013г перешла на ОСНО. В феврале 2013г было продано основное средство (недвижимость), которое приобреталось в период применения УСН (доходы минус расходы). В период применения УСН была списана стоимость этого ОС и учтена в расходах по УСН. В феврале 2013г, т.е. в период применения уже системы налогообложения ОСНО., объект был продан,составлен акт приема-передачи по форме ОС-1, объект зарегистрирован в регистрирующем органе (все произошло одномоментно). Этот объект был продан с убытком. В налоговом учете остаточная стоимость этого ОС была равна "0", т.к. вся стоимость была списана в период применения УСН. По данным бухгалтерского учета остаточная стоимость равна 1 100 000,00 рублей. А по договору продажи цена реализации установлена 60 000,00 рублей. В налоговой декларации за 1 квартал 2013г отражен доход от реализации ОС: 60 000,00 руб. Амортизация в налоговом учете не начислялась в 2013 году, т.к. остаточная стоимость в налоговом учете равна "0".Начислялась амортизация только в бух.учете. Короче, объект был продан с убытком.Вопрос: может ли проверяющий орган предъявить нам претензии при продаже такого объекта ОС с убытком? Если да, то на основании какой статьи налогового кодекса. Прошу ответить на вопрос

Может, но только в случае, если сделка признается контролируемой (совершена между взаимозависимыми лицами).

Организация может продать ОС по цене, установленной договором купли–продажи. Считается, что эта цена соответствуют рыночным.

Если расходы, связанные с реализацией ОС, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признается убытком.

При этом если сделка признается контролируемой, то существует вероятность проверки инспекторами рыночной цены и доначисления налогов. Такой порядок предусмотрен ст. 105.17 НК РФ и п. 7 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств

<…>

Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признается убытком. В бухучете сумма убытка относится к расходам текущего периода и включается в прочие расходы единовременно в том месяце, когда произошла реализация* (п. 11 ПБУ 10/99).

<…>

ОСНО: НДС

Основные средства, подлежащие продаже, для целей обложения НДС рассматриваются как товар (п. 3 ст. 38 НК РФ). С дохода от реализации товаров (работ, услуг) на территории России заплатите НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 НК РФ).

О порядке расчета НДС при продаже основных средств см.:*

    Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг);
    Как начислить НДС при реализации имущества, которое было учтено по стоимости с учетом входного НДС.

Входной НДС по затратам, связанным с продажей основного средства, принимайте к вычету в момент их отражения в учете (например, на счете 91-2 – по работам и услугам, на счете 10 – по материалам, используемым для упаковки продаваемогоосновного средства, и т. п.) (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Наряду с этим должны быть выполнены другие условия, обязательные для вычета.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация: Как отразить при налогообложении продажу основных средств

При продаже основных средств оформите первичные учетные документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 (ст. 2, 5, 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

ОСНО: налог на прибыль

В налоговом учете при продаже основных средств отразите:

    доход от реализации;*
    расходы в виде остаточной стоимости основных средств;
    расходы, связанные с реализацией (например, расходы по обслуживанию и транспортировке проданного имущества).

Подробнее о налоговом учете операций, связанных с выбытием основных средств, см. Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации амортизируемого имущества.

Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признается убытком.*

При расчете налога на прибыль сумма убытка включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного периода времени. Этот период равен разнице между сроком полезного использования актива и фактическим сроком его эксплуатации. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ. При расчете убытка учитывайте особенности, связанные с реализацией основных средств, которые не признаются амортизируемым имуществом.

В бухучете сумма убытка от продажи основного средства включается в расходы единовременно в том месяце, когда произошла реализация* (п. 11 ПБУ 10/99). Поэтому в учете возникает вычитаемая временная разница, которая приводит к образованиюотложенного налогового актива (п. 11, 14 ПБУ 18/02).

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3.Рекомендация:Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)

<…>

В общем случае выручку от реализации товаров (работ услуг) рассчитывайте исходя из цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком). Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ). Однако в некоторых случаях налоговые инспекторы могут проверить, соответствуют ли указанные в договоре цены рыночным. Подробнее об этом см.* Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Рекомендация: Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах* (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Что такое рыночная цена

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Если совершена контролируемая сделка, то договорная цена признается рыночной, если представителями налоговой службы не доказано иное. Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Из этого правила есть исключения. Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:*

    если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
    если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
    если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
    если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
    если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.*

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся при одновременном выполнении двух условий:*

    организация совершает контролируемые сделки;
    суммарный доход от контролируемых сделок, совершенных в 2012 году, превысил 100 млн руб. (в 2013 году – 80 млн руб.) Эта величина определяется по правилам признания доходов, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.*

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаны начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. В отношении сделок, доходы (расходы) по которым были признаны раньше, применяются положения статей 20 и 40Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

<…>

Специальные проверки проводятся на основании:*

    уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции(объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
    извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
    результатов повторных налоговых проверок, в ходе которых были выявлены контролируемые сделки.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

<…>

Что проверяет ФНС

В ходе специальных проверок контролируется правильность расчетов:*

    налога на прибыль;
    НДС (только если одна из сторон сделки либо не является плательщиком НДС, либо освобождена от уплаты НДС);
    НДПИ (только если одна из сторон сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах);
    НДФЛ (только в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами (ст. 227 НК РФ)).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Специальная проверка проводится представителями ФНС России по своему местонахождению на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой службы. Специальной проверкой может быть охвачено три календарных года, предшествующих году вынесения решения о проверке. При этом по сделкам, доходы от которых признаны в 2012 году, решение должно быть вынесено не позднее 31 декабря 2013 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 2 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Максимальный срок проведения специальной проверки – шесть месяцев. Однако по решению руководителя ФНС России этот срок может быть продлен до 12 месяцев.

По общему правилу специалисты ФНС России обязаны применять при проверке те же методы ценообразования, что и проверяемое лицо. Однако проверяющие могут применить и другие методы (исключение – наличие соглашения оценообразовании). Это правомерно, если они докажут, что методы, использованные проверяемым лицом, не позволяют определить сопоставимость условий сделок.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

В последний день проверки представитель ФНС России обязан составить справку о проверке и вручить ее проверяемому лицу. Если в ходе проверки выявлено занижение налоговой базы, проверяющий составит акт, к которому предъявляются те же требования, что и к акту выездной налоговой проверки. Если организация не согласна с выводами проверяющих, в течение 20 дней с даты получения акта можно подать на него возражения в ФНС России. Рассмотрение возражений, а также принятие окончательного решения происходит по тем же правилам, как и при выездной (камеральной) налоговой проверке.

Такой порядок предусмотрен пунктами 8–14 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Внимание: за неуплату (неполную уплату) налогов в связи с нарушением порядка ценообразования при совершении контролируемых сделок предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа.*

Размер штрафа установлен статьей 129.3 Налогового кодекса РФ и составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб.

Следует отметить, что штрафные санкции, предусмотренные статьей 129.3 Налогового кодекса РФ, не будут применяться при выявлении нарушений, допущенных в течение 2012–2013 годов. Более того, за такие нарушения не будут взыскиваться и штрафы, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Такой вывод следует из пункта 8 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

Если специальная проверка повлекла за собой доначисление доходов и налогов одной стороне контролируемой сделки (продавцу, исполнителю), у второй стороны возникает право на симметричную корректировку. То есть для целей налогообложения покупатель (заказчик) может оценить свои расходы не по фактическим условиям сделки, а по рыночной цене, установленной проверяющими. Однако воспользоваться этим правом второй участник сможет только при выполнении двух условий:

    первый участник погасил возникшую у него задолженность (недоимку) по налогу;
    расходы, понесенные вторым участником, не относятся к нормируемым.

Нормируемые расходы второй участник сделки вправе признать только в пределах установленных норм. Например, такая ситуация может возникнуть в отношениях между участниками договора займа. Если ставка процентов по предоставленному займу не соответствует рыночному уровню, заимодавцу доначислят дополнительный доход, с которого он должен будет заплатить налог на прибыль. Но если рыночный уровень процентов превышает нормы, предусмотренные статьей 269 Налогового кодекса РФ, в рамках симметричной корректировки заемщик сможет увеличить свои затраты только до установленного предела.

Это следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 28 августа 2012 г. № 03-01-17/6-111.

О своем праве на корректировку второй участник сделки узнает из соответствующего уведомления ФНС России. Уведомление может быть передано тремя способами: лично представителю организации под расписку, заказным письмом по почте либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Кроме того, второй участник сделки может сам обратиться в налоговую службу с заявлением о выдаче уведомления.

Форма (электронный формат) уведомления о возможности симметричных корректировок должна быть утверждена ФНС России.

Симметричные корректировки можно отразить в соответствующих налоговых декларациях, не меняя показатели налоговых регистров и не переоформляя первичные документы. При этом если у второго участника сделки возникло право на возврат налога, то его можно вернуть или произвести зачет по общим правилам.

Об этом сказано в пунктах 3–5 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

Если впоследствии решение по результатам специальной проверки было отменено (полностью или частично) или признано недействительным, а симметричные корректировки уже были произведены, то обязательна процедура обратной корректировки. Это значит, что второй участник сделки получит соответствующее уведомление от налоговой инспекции по месту учета с расчетом обратных корректировок. Пени в такой ситуации не начисляются. Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России. Обратные корректировки должны быть сделаны в течении одного месяца с даты получения уведомления. И только после этого первый участник сделки сможет вернуть (зачесть) излишне взысканный налог.

Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 105.18 Налогового кодекса РФ.

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

6.Справка: Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

<…>
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки между взаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ)    Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)    Свыше 80 млн руб.****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)    Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)    Свыше 80 млн руб.*****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)    

Стороны сделки

являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является

участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
    Свыше 80 млн руб.****
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)    

Стороны сделки

являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Все остальные сделки без дополнительных условий    Свыше 2 млрд руб.*****
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)    

Стороны сделки

являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Сторонами сделки

являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

    зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
    не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    не имеют убытков, принимаемых для
    целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)


* Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

    в качестве года принимается один календарный год;
    в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
    учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2013 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ и пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

** По общему правилу такие сделки признаются контролируемыми независимо от годовой суммы дохода по ним. Однако в 2013 году сделки с доходом не более 80 млн руб., совершенные с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 1статьи 105.16 и статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

*** Несмотря на то что в пункте 7 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн. руб., сделки с доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году с одним лицом, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, пункта 7 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

**** Несмотря на то что в абзаце 1 пункта 3 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ указан стоимостный критерий в 60 млн руб., сделки с совокупным доходом свыше 60 и не более 80 млн руб., совершенные в 2013 году, контролироваться не будут. Более того, организации, которые в 2013 году совершат такие сделки, не обязаны уведомлять о них налоговую службу. Такой вывод следует из совокупности норм пункта 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, абзаца 1 пункта 3 статьи 105.14, пункта 9 статьи 105.14, пункта 1 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ. Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59).

***** Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка