Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
31 июля 2013 11 просмотров

ГУП (областного подчинения) планирует заключить с банком договор кредитования, кредит выдается под гарантии областного правительства в соответствии с областным законом о бюджете и в рамках реализации ведомственной целевой программы.В случае неспособности ГУПом самостоятельно исполнить обязательства по кредитному договору – погашение кредита (части кредита) и процентов по нему возможны два варианта:1. Выделения ГУПу целевой и безвозвратной субсидии из областного бюджета на погашение долговых обязательств;2. Погашение неисполненных обязательств перед банком непосредственно из областного бюджета согласно гарантии.Вопросы:1. Возникает ли у ГУП налоговая база по налогу на прибыль?2. Может ли ГУП в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы (% по кредиту), оплаченные за счет су

 Да, возникает при субсидии с возможностью учёта оплаченных за счёт неё расходов. Исключением из этого правила являются бюджетные инвестиции по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, которые не учитываются в составе доходов, и уплаченные за счёт них проценты нельзя учесть в составе расходов. Погашение задолженности банку гарантом не приведёт к увеличению база ГУП по налогу на прибыль, а расходы на проценты при этом можно учесть в обычном порядке, в том числе оплаченную гарантом их часть.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

<…>

Государственная помощь

Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*

<…>

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)*.

Ситуация: в каких случаях государственная помощь признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль (mod = 112, id = 55431)*

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены только средства, которые бюджет выделяет управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

<…>

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных инвестиций, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества*.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций*.

Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных инвестиций по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий*.

<…>

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогообложения прибыли не признается целевым финансированием (mod = 112, id = 55432)*

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные инвестиции, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Средства государственной помощи, выделенные из бюджета на компенсацию произведенных затрат, включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ). Аналогичного мнения придерживается Минфин России в письмах от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456, от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800, от 15 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/99, от 16 октября 2008 г. № 03-03-06/1/590, от 29 мая 2008 г. № 03-03-06/4/36.

О том, как учесть субсидии, выделенные из бюджета на возмещение потерь в доходах, в законодательстве не сказано. В отношении субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) по государственным регулируемым ценам представители налоговой службы указали следующее.

Бюджетные ассигнования, полученные на возмещение потерь в доходах, признаются полученными в рамках основной деятельности организации и являются частью недополученной выручки получателя, которая предполагалась бы к получению в случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на условиях рыночного ценообразования. То есть такие средства являются оплатой за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), а значит, учитываются в составе доходов от реализации (ст. 249 НК РФ, письмо ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

Если организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов, то средства государственной помощи отразите на день их фактического поступления (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления порядок отражения субсидий в налоговом учете зависит от их направленности.

Если организация получает субсидию на возмещение затрат, то она вправе отразить ее во внереализационных доходах в порядке, аналогичном для признания безвозмездно полученного имущества. Признать такой доход нужно на дату поступления средств (подписания акта приема-передачи имущества – при получении имущества, отличного от денежных средств) (подп. 1, подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/4/27, от 13 июля 2010 г. № 03-03-06/1/456 и подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2006 г. № Ф04-5364/2006(27231-А27-35), Поволжского округа от 1 августа 2006 г. № А55-5087/2005-43).

В отношении субсидий на возмещение потерь в доходах следует учитывать следующее. Поскольку такие субсидии признаются доходами от реализации, их учтите в составе выручки в момент реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в доходы не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. Средства, поступившие от государства, нужно полностью включить в доходы за два налоговых периода. Поэтому если не вся сумма субсидий израсходована к окончанию второго года, то остаток финансирования включите в доходы этого налогового периода.

Описанный порядок не распространяется на случаи, когда за счет субсидий организации приобретают амортизируемое имущество. Субсидии, потраченные для этих целей, включаются в доходы по мере начисления амортизации.

Такой порядок предусмотрен пунктом 4.3 статьи 271, пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ и применяется к субсидиям, полученным 1 января 2011 года и позднее.

В отдельном порядке при расчете налога на прибыль учитываются бюджетные средства, полученные на финансирование мероприятий, связанных со снижением напряженности на рынке труда.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи (получены в качестве государственной помощи) (например, зарплата персонала, амортизация, транспортные расходы). Организация не является некоммерческой организацией, унитарным предприятием (mod = 112, id = 55433)*

Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письмах от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/222, от 10 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/800.

В аналогичном порядке при расчете налога на прибыль можно учесть затраты на проведение мероприятий, связанных со снижением напряженности на рынке труда. Подробнее об этом см. С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Рекомендация:Как должнику отразить в бухучете и при налогообложении расчеты по договору поручительства

Что такое поручительство

Обязательство перед кредитором может быть обеспечено поручительством. Например, поручительство может потребоваться, если организация берет в банке кредит. В этом случае роль поручителя – нести такую же обязанность по возврату кредита, как и должник. Если организация не рассчитается с банком, то банк потребует возврата кредита с процентами от поручителя. При этом у организации появится новый кредитор – поручитель, обязательство же перед бывшим кредитором будет погашено*.

Такой порядок следует из статьи 361, пунктов 1 и 2 статьи 363 и пункта 1 статьи 365 Гражданского кодекса РФ*.

<…>

Если за организацию с кредитором расплатился поручитель, при налогообложении этот факт не учитывайте*.

Это связано с тем, что поручительство (в т. ч. смена кредитора в связи с оплатой долга поручителем) не изменяет для должника порядок налогообложения самой сделки, по которой получена гарантия. Никаких специальных правил для этого в налоговом учете нет. Это следует из параграфа 5 главы 23 Гражданского кодекса РФ, глав 21 и 25 Налогового кодекса РФ*.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3.Рекомендация:Как учесть при налогообложении проценты по полученному займу (кредиту)

<…>

Налог на прибыль

Проценты по полученному займу (кредиту) при расчете налога на прибыль учтите в составе внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). При этом организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму процентов по любым долговым обязательствам, которые отвечают требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. В частности, сумма получаемого организацией займа (кредита) должна быть предназначена для использования в деятельности, направленной на получение дохода. К примеру, организация вправе учесть в расходах проценты по кредиту, полученному на покупку производственного оборудования, даже если впоследствии договор с продавцом был расторгнут (письмо Минфина России от 19 июля 2010 г. № 03-03-06/1/466). Но если заемные средства не используются для получения дохода (например, на выплату дивидендов, благотворительные цели), то проценты по ним в составе расходов учесть нельзя (п. 1 ст. 252, п. 16 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 6 мая 2013 г. № 03-03-06/1/15774 и ФНС России от 19 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6250)*.

Если организация применяет метод начисления, налоговую базу можно уменьшить в день начисления процентов по условиям договора. При этом соблюдайте следующие правила:*

  • если по договору займа (кредита) организация платит проценты более чем за один отчетный период, начисляйте их ежемесячно в течение всего срока действия договора независимо от срока фактической уплаты. Начисленные проценты включите в налоговую базу того отчетного периода, к которому они относятся;
  • если договор займа (кредита) прекращен до окончания отчетного периода, проценты нужно начислить и включить в состав расходов в последний день действия договора.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 272, пунктом 4 статьи 328 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 03-03-06/1/9153*.

Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов начисленные проценты включите только после их фактической выплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Нормируемые расходы

При налогообложении прибыли проценты за пользование заемными (кредитными) средствами можно учесть только в пределах норм (п. 1, 1.1 ст. 269, подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ)*.

<…>

Сергей Разгулин,

заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка