Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
8 августа 2013 55 просмотров

Просим пояснить следующую ситуацию:Организации назначена выездная налоговая проверка, которая будет проводится по месту нахождения налогового органа.Перечень документов не прописан. Проверяемые налоги - УСН, ЕНВД, транспортный, земельный налоги и социальные взносы.Какие документы в данном случае должна предоставить организация (применяет УСН Доходы минус Расходы и ЕНВД, ведет бухучет)?Какие документы возможно и целесообразно предоставлять в оригиналах (общее количество документов за год не менее 10 тыс. листов)?Какие регистры бухгалтерского учета необходимо предоставить (обороты счетов, оборотные ведомости, карточки счетов) -за год, поквартально или за месяц?

При выездной проверке инспекторы могут запросить любые документы за любой период, входящий в срок три года до года начала проверки, касающиеся расчета налогов. При этом инспекторы сами устанавливают, в какой форме организации следует предоставить документы – в копиях или оригиналах.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»

1. Рекомендация:Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка начинается с того, что проверяющие, состав которых отражен в решении о проведении выездной проверки, предъявляют представителям организации это решение и свои служебные удостоверения. Только после этого сотрудники инспекции получают доступ на территорию организации для проведения выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Место проведения проверки

Выездную налоговую проверку инспекция проводит в помещении, которое предоставляет организация. Если у организации нет возможности предоставить необходимое помещение, проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Это следует из пункта 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут*:

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как подать документы по требованию проверяющих при выездной налоговой проверке

В ходе выездной налоговой проверки сотрудники инспекции вправе запросить у организации документы, которые связаны с начислением и уплатой налогов. В свою очередь организация обязана обеспечить проверяющим возможность ознакомления с этими документами. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Как проверяющие запрашивают документы

Если выездная проверка проходит на территории организации, проверяющие вправе запросить копии документов в письменной форме, предъявив организации требование о представлении документов. Наряду с этим проверяющие могут в устной форме запросить подлинники документов для ознакомления (с согласия организации) на месте проведения проверки. Если организация отказывается представить оригиналы документов для ознакомления, инспекция предупредит ее об обязанности обеспечить проверяющим такую возможность специальным уведомлением.*

Если выездная проверка проводится по местонахождению инспекции, проверяющие вправе запросить документы в письменной форме и ознакомиться с ними в инспекции (в этом случае проверяющие могут запросить у организации как подлинники, так и копии документов по своему усмотрению).*

Кроме того, в исключительных случаях независимо от места проведения выездной проверки (на территории организации или по местонахождению инспекции) проверяющие могут провести выемку документов (и копий, и подлинников) и ознакомиться с ними в инспекции. Об этом говорится в пункте 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция приостановит выездную налоговую проверку, то исследовать документы организации она сможет только с учетом ограничений, установленных налоговым законодательством (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Для запроса документов проверяющие должны направить в организацию требование, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 1 ст. 93 НК РФ).

В требовании должны быть указаны:

  • основание для истребования документов (статья НК РФ);
  • срок, отведенный организации для представления документов;
  • сведения об истребуемых документах (их вид, наименования, реквизиты, период, к которому они относятся);
  • полное и сокращенное наименование проверяемой организации, ее ИНН, КПП;
  • вид и период проверки, в ходе которой истребуются документы (например, выездная проверка по налогу на прибыль за 2009 год).

Это следует из приложения 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Требование о представлении документов подписывает налоговый инспектор, который непосредственно проводит выездную проверку (п. 1 ст. 93 НК РФ). Наличие печати налоговой инспекции на требовании не обязательно. В налоговом законодательстве такого условия нет (ст. 93 НК РФ), в форме требования этот реквизит также не предусмотрен (приложение 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Передать требование в организацию инспекция может несколькими способами:

Если этими способами передать требование невозможно, инспекция вправе направить его заказным письмом по почте. В этом случае требование о представлении документов считается полученным организацией по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 93, пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

<…>

Срок исполнения требований инспекции

Исполнить требование о представлении документов организация обязана в течение 10 рабочих дней с момента его получения (абз. 1 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического получения требования (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Если требование о представлении документов было направлено по телекоммуникационным каналам связи, отсчет срока начинается со дня, следующего за датой, которая указана в электронной квитанции о приеме требования. Если инспекция не получит такую квитанцию от организации, она направит требование на бумажном носителе. Это следует из положений пунктов 15, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

<…>

Способы представления документов

Документы, запрошенные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, организация должна представить*:

Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Порядок представления документов в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168. Также разработаны электронные форматы отдельных документов, которые могут быть использованы организациями как в хозяйственной деятельности, так и при представлении документов по требованию инспекции в электронном виде. В частности, приказом ФНС России от 21 марта 2012 г. № ММВ-7-6/172 утверждены рекомендованные форматы накладной по форме ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг).

<…>

Ответственность за невыполнение требования инспекции

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов в рамках выездной проверки. Вместо запрошенных копий организация подала подлинники документов

Нет, не может.

Если организация передала в инспекцию подлинники вместо копий, нельзя считать, что она не исполнила требование. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за непредставление документов в рассматриваемой ситуации инспекция не может. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 25 апреля 2008 г. № 5565/08, постановления ФАС Уральского округа от 4 февраля 2008 г. № Ф09-107/08-С3, Поволжского округа от 22 ноября 2007 г. № А57-755/07, Волго-Вятского округа от 17 октября 2006 г. № А82-17975/2005-28, Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А19-4554/05-44-45-Ф02-1680/06-С1).

В некоторых из перечисленных решений рассмотрена правомерность подачи подлинников вместо копий в рамках камеральной налоговой проверки. Но поскольку сам порядок представления документов по требованию инспекции не зависит от вида проверки, то выводы судов могут быть применены и в рамках выездной проверки (ст. 93 НК РФ).

Вместе с тем, документы, запрошенные инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, организация должна подать в том виде, как указано в требовании. За непредставление (несвоевременное представление) документов инспекция может привлечь организацию к ответственности (ст. 126 НК РФ).

Официальная точка зрения по этому вопросу контролирующими ведомствами не высказывалась.

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Из предъявленного в рамках выездной проверки требования неясно, какие именно документы нужно представить*

Нет, не может.

В требовании о представлении документов должны быть указаны сведения об истребуемых документах: их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся (приложение 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338). То есть из требования должно быть понятно, какие именно документы нужно подать в налоговую инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348.

Если признаки запрашиваемых документов сформулированы нечетко и организация не может определить, что именно нужно представить, то привлечь ее к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может*.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 января 2010 г. № А56-60357/2008, Московского округа от 13 января 2010 г. № КА-А41/14901-09, от 3 июля 2009 г. № КА-А40/4792-09, Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А65-12966/2009, Уральского округа от 2 ноября 2009 г. № Ф09-8408/09-С2, Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № А19-993/09, Западно-Сибирского округа от 17 июля 2008 г. № Ф04-4512/2008(8603-А46-31)).

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. В требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке (например, при проверке по налогу на прибыль за 2009 год инспекция требует представить бухгалтерские и налоговые документы за 2007 год. Запрошенные документы не имеют отношения к формированию налоговой базы в 2009 году)

Нет, не может.

В ходе выездной проверки проверяющие вправе потребовать документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов. При этом указанные документы должны иметь непосредственное отношение к проводимой проверке. То есть они должны касаться тех налогов, в отношении которых идет проверка, и относиться к проверяемым периодам. Это следует из совокупности положений пункта 12 статьи 89 и пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ.*

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к проводимой выездной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Московского округа от 15 января 2010 г. № КА-А40/14964-09, от 3 июля 2009 г. № КА-А40/4792-09, Уральского округа от 30 июля 2008 г. № Ф09-5400/08-С3, от 6 февраля 2007 г. № Ф09-122/07-С3).

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Статья:Если к «вмененщику» явился ревизор

Сейчас представители власти говорят об избыточных административных барьерах, мешающих развитию предпринимательства, и чрезмерном внимании проверяющих к малому бизнесу. Вместе с тем в ближайшее время будут увеличены штрафы за налоговые правонарушения и изменены правила проведения налоговых проверок*

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее – Закон № 229-ФЗ) утверждены очередные поправки в НК РФ, которые затрагивают в том числе вопросы проведения и оформления результатов налоговых проверок. Также уточнен состав некоторых налоговых правонарушений и увеличены размеры штрафов за их совершение. Эти изменения вступают в силу с 2 сентября 2010 года (по истечении месяца со дня официального опубликования).

Заметим, что санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ, взимаются в прежнем порядке. Кроме того, налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля, не завершенные до 2 сентября 2010 года, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ. Это же правило распространяется на оформление результатов указанных проверок и иных мероприятий налогового контроля (п. 11 и 12 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

Камеральные проверки

Проведение налоговых проверок регламентируется главой 14 НК РФ. Согласно статье 88 НК РФ камеральная проверка начинается после того, как плательщик ЕНВД представил в ИФНС налоговую декларацию или расчет. Также камеральная проверка проводится в связи с представлением уточненной декларации (расчета по авансовым платежам). Причем если не завершена проверка первичной декларации (расчета), то она прекращается и начинается новая камеральная проверка «уточненки» (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).*

Вместе с тем налоговики не вправе дважды проверять одну и ту же декларацию (расчет) за один и тот же период (постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 № А12-10597/2009)*.

Приведем основные положения Налогового кодекса РФ, касающиеся камеральных проверок*:
– на проведение камеральной проверки не требуется специального решения руководителя налогового органа;
– период проведения камеральной проверки не может превышать трех месяцев с даты, следующей за днем представления налоговой отчетности (п. 2 ст. 6.1 и п. 2 ст. 88 НК РФ). НК РФ не предусматривает продления трехмесячного срока проверки или ее приостановления (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, а также постановления ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009 и ФАС Уральского округа от 16.02.2009 № Ф09-458/09-С2);
– если инспекторы выявили ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом они обязаны сообщить налогоплательщику и потребовать представления в течение пяти дней необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений в установленный срок. Минфин России в письме от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1 обратил внимание на то, что приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);
– для целей проведения налоговой проверки инспекторы могут направить плательщику ЕНВД требование о предоставлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);
– в ходе проверки могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля (истребование документов у налогоплательщика или лиц, которые располагают сведениями о нем, допрос свидетелей, проведение экспертизы, выемка документов или осмотр помещений);
– если в результате камеральной проверки будут выявлены нарушения налогового законодательства, то налоговики в течение 10 дней со дня окончания камеральной проверки составляют акт в порядке, предусмотренном в статье 100 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@).

Выездные проверки

Хорошо, если «вмененщику» заранее известно о том, что его деятельностью заинтересовались проверяющие. Тогда к их приходу можно подготовиться*:
– выделить отдельное помещение для ревизоров;
– назначить ответственное лицо для координации действий между проверяющими и службами компании, а также для решения текущих вопросов, связанных с проверкой;
– предупредить сотрудников о грядущем событии;
– проверить финансово-хозяйственную деятельность и участки учета, которые заинтересовали инспекторов. Если плательщику ЕНВД удастся самостоятельно обнаружить ошибки и устранить их заранее, то это позволит ему снизить размер штрафных санкций или вовсе избежать привлечения к ответственности.

При внеплановой проверке предупреждения не поступит: ревизоры нагрянут внезапно. Это случится, если у инспекторов есть серьезные подозрения в соблюдении организацией законодательства.

Так, в соответствии со статьей 89 НК РФ выездная налоговая проверка осуществляется в офисе налогоплательщика. В исключительных случаях, когда фирма или коммерсант не могут предоставить ревизорам помещение, выездная проверка проводится по месту нахождения ИФНС. Реализация такого права имеет ряд преимуществ (отсутствие в офисе фактора, мешающего сотрудникам выполнять свои должностные обязанности, ограничение общения инспекторов с работниками, пресечение возможных злоупотреблений со стороны налоговиков, а также использование дополнительного времени для подготовки соответствующих документов). Но существуют также и отрицательные моменты. В частности, нужно подстраиваться под рабочий график инспекции и транспортировать большое количество документов в ИФНС*.

Итак, выездная проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Она может осуществляться по одному или нескольким налогам и охватывать три года, предшествующих году вынесения решения о проверке (если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ). Причем проведение более одной выездной проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период допускается, только если*:
– осуществляется реорганизация или ликвидация организации (в отношении прекращения деятельности ИП это правило не действует);
– проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего, проводившего первую проверку;
– проверка осуществляется ИФНС, проводившей первую проверку, если организация (предприниматель) представил уточненную налоговую декларацию, предусматривающую меньшую заявленной ранее суммы налога.

Согласно Закону № 229-ФЗ в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация*.

Кстати, суды придерживаются мнения, что НК РФ не содержит запрета на проведение выездных налоговых проверок по тем налогам и за те налоговые периоды, в отношении которых ранее проводились камеральные проверки. Подобный вывод содержится в Определении ВАС РФ от 28.04.2010 № ВАС-5231/10*.

Срок проведения выездной налоговой проверки – не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). На основании приказа ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ продление сроков проверки возможно при необходимости получения информации от правоохранительных органов или от иных источников либо наличии форс-мажорных обстоятельств на территории проведения проверки (например, пожара или наводнения). Заметим, что перечень данных обстоятельств является открытым.

Имейте в виду: в пункте 9 статьи 89 НК РФ предусмотрена такая процедура, как приостановление выездной проверки на общий срок не более шести месяцев.

Как встретить налогового инспектора

Организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо перед проверкой потребовать у ревизоров предъявить служебное удостоверение и решение о назначении выездной налоговой проверки, подписанное руководителем налогового органа или его заместителем*.

«Вмененщику» нужно обратить внимание на правильное наименование своей организации (ФИО предпринимателя) и на указанный в решении период проверки. Также следует сопоставить данные, содержащиеся в удостоверениях инспекторов, с информацией о составе проверяющих, указанной в решении*.

Если предъявленные документы в порядке, фирма (коммерсант) обязана допустить проверяющих на свою территорию.

Имейте в виду: на основании новой нормы статьи 19.7.6 КоАП РФ незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 руб. (ст. 6 Закона № 229-ФЗ).

Действия налоговиков в ходе проведения проверки

Инспекторы вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля*:
– истребовать документы для осуществления налогового контроля (ст. 93 и 93.1 НК РФ);
– вызывать свидетелей (ст. 90 НК РФ);
– проводить осмотр территории нахождения организации или предпринимателя в рамках выездной налоговой проверки (ст. 91 и 92 НК РФ);
– осуществлять выемку документов в процессе выездной налоговой проверки (ст. 94 НК РФ);
– назначать экспертизу, привлекать переводчика и специалиста, не заинтересованного в исходе дела, а также вызывать понятых (ст. 95–98 НК РФ).

Требование о представлении документов

Истребование документов (информации) у «вмененщика» возможно как в случае проведения в отношении него камеральной и выездной налоговых проверок, так и в процессе контрольных мероприятий в отношении третьих лиц (ст. 93 и 93.1 НК РФ).*

На основании изменений, внесенных Законом № 229-ФЗ в статью 93 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления этого письма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 93 НК РФ «вмененщик» вправе представить необходимые документы в ИФНС лично или через представителя, направить их по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если документы подаются на бумажном носителе, то представить нужно заверенные плательщиком единого налога на вмененный доход копии. При этом «вмененщик» не обязан нотариально удостоверять копии документов, представляемых в инспекцию (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случае если истребуемые у организации (предпринимателя) документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в ИФНС по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок их передачи по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России.

При необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Итак, в требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Налоговики должны получить их в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования (п. 6 ст. 6.1 и п. 3 ст. 93 НК РФ).

При получении данного требования и невозможности его исполнить «вмененщик» должен не позднее дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить ИФНС об отсутствии у него соответствующих документов с указанием сроков, в течение которых они могут быть представлены. Подобная ситуация может, в частности, возникнуть, если оригиналы документов*:
– представлены в государственные учреждения в связи с осуществлением различного рода регистрационных действий;
– находятся у контрагентов и еще не возвращены налогоплательщику;
– изъяты правоохранительными органами;
– утеряны по вине плательщика ЕНВД или третьих лиц.

Инспекторы оценивают основания невозможности представления документов и продлевают сроки их представления либо отказывают в этом. В последнем случае «вмененщик» может быть привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. Данный вид ответственности не следует путать с отказом от представления документов (п. 2 ст. 126 НК РФ) (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 № Ф04-3822/2009(9598-А70-41)).*

Заметим, что если невозможно достоверно определить количество документов, которые должны быть представлены «вмененщиком», то налоговый орган не вправе рассчитывать сумму штрафных санкций исходя из предположительного количества таких документов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа 02.09.2009 № А19-19148/08, ФАС Дальневосточного округа от 16.06.2009 № Ф03-2528/2009 и ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2007 № А82-2642/2006-20).

В процессе проведения проверки могут быть затребованы любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов. Перечень документов не ограничен. Контролеров могут заинтересовать данные не только налогового, но и бухгалтерского учета. Однако имейте в виду: все истребованные документы должны относиться к проверяемому периоду. В противном случае в представлении документов инспекции можно отказать (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2006 № А33-30829/05-Ф02-3938/06-С1).

С 1 января 2010 года согласно пункту 5 статьи 93 НК РФ налоговые органы не вправе повторно запрашивать у проверяемой организации (предпринимателя) документы, которые она ранее представила в инспекцию при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Есть лишь два исключения из данного правила:
1) документы представлялись в виде подлинников и были возвращены фирме (ИП);
2) инспекция утратила документы вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Обратите внимание: при направлении налоговиками требования о представлении документов (информации) в целях проведения камеральной или выездной проверки третьего лица должны соблюдаться положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 93 НК РФ.

Согласно новой редакции пункта 5 статьи 93.1 НК РФ истребуемые документы представляются с учетом норм, установленных в пунктах 2 и 5 статьи 93 НК РФ. Данный пункт применяется в отношении документов, которые будут представлены в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).

Вызов свидетелей

В процессе осуществления камеральных и выездных налоговых проверок инспекторы вправе вызвать любое физическое лицо, обладающее необходимой информацией, в том числе сотрудника «вмененщика» (п. 1 ст. 90 НК РФ). Инспекторы могут предложить должностным лицам организации (предпринимателя) дать письменные или устные пояснения. Поэтому работники должны знать, что согласно пункту 1 статьи 51 Конституции РФ они не обязаны свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Отвечать нужно только на те вопросы, которые касаются исключительно функциональных обязанностей работника.

Осмотр помещений

В процессе проведения выездной проверки налоговые инспекторы вправе осматривать не только помещения (в частности, производственные, складские и торговые) и территорию для установления их соответствия инвентаризационным и правоустанавливающим документам, но также документы и предметы (ст. 92 НК РФ).*

Осмотр территорий, помещений, документов и предметов отличается от доступа на территорию тем, что при осуществлении осмотра присутствуют понятые и по итогам осмотра должен быть составлен протокол (п. 3 и 5 ст. 92 НК РФ).

В ходе такого мероприятия допускаются фото– и киносъемка, видеозапись, снятие копий с документов и иные подобные действия. В осмотре также может участвовать приглашенный налоговыми органами специалист (например, для обеспечения доступа к программным продуктам организации).

Заметим, что осмотр без доступа в рамках выездной налоговой проверки невозможен. Поэтому для этой процедуры достаточно наличия решения о проведении выездной проверки.

Выемка документов и предметов

Согласно пункту 1 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС, утвержденного руководителем налогового органа или его заместителем.

Данное мероприятие налогового контроля не может осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки. При выемке документов и предметов должны присутствовать понятые и лица, у которых указанная выемка осуществляется. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Если плательщик ЕНВД откажется выдать документы добровольно, выемка может производиться принудительно.

В процессе выемки документы и предметы должны быть описаны с указанием их наименования и признаков, предъявлены понятым и другим лицам, участвующим в выемке, а также при необходимости упакованы на месте. Изъятые документы необходимо пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью и подписью налогоплательщика. В случае его отказа в протоколе делается специальная отметка об этом.

При изъятии документов с них снимаются копии, которые заверяются должностными лицами налогового органа и передаются плательщику единого налога на вмененный доход.

Копия протокола под роспись вручается или высылается по почте «вмененщику».

Привлечение эксперта

Согласно статье 95 НК РФ экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку. Эксперт привлекается для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Чаще всего проводятся почерковедческая экспертиза и оценка соответствия цен сделок организации (предпринимателя) рыночным в целях статьи 40 НК РФ.

Эксперт дает письменное заключение, в котором он излагает свои выводы и ответы на поставленные вопросы. Кстати, эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными.

При назначении и производстве экспертизы «вмененщик» вправе заявить отвод эксперту, просить назначить эксперта из числа предложенных им лиц, ставить дополнительные вопросы для целей экспертизы, присутствовать при ее производстве, ознакомиться с заключением эксперта, давать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы (п. 7 и 9 ст. 95 НК РФ).

Оформление результатов проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки налоговый инспектор обязан составить соответствующую справку, в которой он фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения. Данная справка вручается «вмененщику» или его представителю либо направляется по почте заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Об этом – статья 100 НК РФ.

В случае выявления нарушений налогового законодательства в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностные лица ИФНС, проводящие проверку, составляют акт налоговой проверки в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт подписывается налоговиками, проводившими проверку, и «вмененщиком» (его представителем).

На основании нормы нового пункта 3.1 статьи 100 НК РФ к акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. А документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

На основании пункта 6 статьи 100 НК РФ, если плательщик ЕНВД не согласен с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. «Вмененщик» вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений*. Возражения по акту выездной проверки подписывает руководитель организации (индивидуальный предприниматель) или иное должностное лицо, обладающее правами представительства в налоговых правоотношениях.

Акт и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные налогоплательщиком возражения рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного для подачи письменных возражений налогоплательщика.

Кстати, Минфин России в письме от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331 указал на то, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не вправе принимать решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в срок, установленный для представления лицом, в отношении которого проводилась эта налоговая проверка (его представителем), письменных возражений по акту налоговой проверки (в частности, на 15-й рабочий день с момента вручения акта налогоплательщику).

Руководитель ИФНС или его заместитель обязан известить «вмененщика» о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Плательщик ЕНВД вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя. Более того, в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 229-ФЗ, налогоплательщик до вынесения решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности знакомится со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (см. Определение ВАС РФ от 21.12.2009 № ВАС-12182/08 и постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 № Ф03-А59/08-2/2422).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения «вмененщику» (его представителю). Соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. Если решение вручить невозможно, оно направляется плательщику ЕНВД по почте заказным письмом.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются организации (индивидуальному предпринимателю) либо ее представителю под роспись или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления решения (копии решения) по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Напомним, что если «вмененщик» не согласен с решением налогового органа, вынесенным по итогам налоговой проверки, и желает подать иск в суд, то он должен обязательно соблюсти досудебный порядок обжалования этого решения. Для этого необходимо обратиться в вышестоящий налоговый орган в порядке, установленном в статье 101.2 НК РФ.

А.В. Сорока

эксперт журнала «Вмененка»

Журнал «Вмененка» №9, сентябрь 2010

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка