Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 августа 2013 31 просмотр

Купили газель с дизельным двигателем, который начал выпускаться с 2012 года, вопрос возник по списанию ГСМ. Подскажите по каким нормам списывать или можно просто комиссией утвердить? В сервисной книжке нет точных норм, в Ростехадзоре местном ответили, что такими расчетами не занимаются. Заранее спасибо.

 В настоящее время организация вправе списывать ГСМ по самостоятельно разработанным нормам или обратиться за разработкой норм расхода ГСМ к профильным научным учреждением (например, с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).

Таким образом, что бы разработать внутриорганизационные нормы расхода ГСМ необходимо произвести контрольный замер расхода ГСМ для конкретного автомобиля, результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме). После чего издать приказ об утверждении норм расхода ГСМ.

Образцы акта контрольного замера и приказа приведены в расширенном ответе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

1.Ситуация: Нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Объясняется это тем, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены* (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

При этом порядок подтверждения экономической оправданности законодательством не регламентирован. Организация в каждом конкретном случае должна сформировать документы, позволяющие подтвердить обоснованность фактических расходов.*

Главбух советует:* для экономического обоснования расходов на ГСМ используйте нормы, рекомендованные Минтрансом России, или самостоятельно разработайте внутриорганизационные нормы расхода ГСМ.

Внутриорганизационные нормы утвердите приказом руководителя организации. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).

При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)* (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).

Если внутриорганизационные нормы расхода ГСМ будут превышены, то необходимо документально подтвердить обоснованность этого превышения. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

Сергей Разгулин, заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Статья: Какие действия помогут вам грамотно списывать стоимость ГСМ

<…>

Важное обстоятельство*

Если вы решили нормировать стоимость ГСМ в налоговом учете, не обязательно пользоваться нормами Минтранса, удобнее разработать и утвердить свои.

С другой стороны, НК РФ условий о нормировании не содержит (подп. 5 п. 1 ст. 254 и подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому окончательное решение о том, будете вы нормировать стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, вам нужно принять самостоятельно и зафиксировать его в учетной политике для целей налогового учета.

Таблица 2 Сравнительный анализ норм расхода топлива, утвержденных Минтрансом, и норм, установленных заводом-изготовителем*

Способ нормирования Характеристика Недостатки способа
Нормирование по лимитам, утвержденным распоряжением Минтранса Документ содержит нормы для основных марок автомобилей.
Кроме того, к нормам установлены поправочные (повышающие и понижающие) коэффициенты в зависимости от условий и местности эксплуатации авто.
Например, коэффициенты для летнего и зимнего времени, различных населенных пунктов, качества дорог и пр.
1. Несмотря на то что нормы топлива уже закреплены распоряжением Минтранса, все равно потребуются дополнительные расчеты, чтобы найти величину норматива с учетом поправочных коэффициентов.
2. Для некоторых машин в распоряжении Минтранса норм вообще нет. Так как изменения в данный документ с момента его выхода в свет не вносились. А производители авто с 2008 года существенно обновили свой модельный ряд.
3. Нормативы вам могут не подойти. Потому как из-за технического состояния ваш автомобиль тратит топлива по факту гораздо больше, чем выходит по нормативам
Нормирование по данным технической документации завода-изготовителя автомобиля Расчет норм производится по данным расхода топлива, которые представлены в технических документах на машину для трех видов дорог: город, трасса, смешанный. Вы сможете выбрать тот вариант, где чаще всего эксплуатируете авто Нормы завода-изготовителя могут не соответствовать реальным условиям эксплуатации автомобиля и фактическому расходу ГСМ

Если вы решили не нормировать расходы на покупку топлива, то всю сумму, что отражена в бухучете, заносите в Книгу учета доходов и расходов. Если вы считаете, что целесообразнее списывать стоимость ГСМ на расходы при упрощенной системе налогообложения в пределах норм, то предлагаем вашему вниманию возможные способы подсчета лимитов.

Шаг № 5 Выберите способ нормирования

Нормировать затраты на топливо вы можете одним из трех способов:

1) применять нормы, утвержденные распоряжением Минтранса;

2) использовать данные техдокументации завода-изготовителя авто;

3) разработать собственные нормативы учета расходов на ГСМ.

Рисунок 2 Образец акта контрольного заезда транспортного средства*

Рисунок 3 Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочного коэффициента*

Первые два способа мы охарактеризовали в табл. 2. Как видите, такие способы нормирования не всегда удобны. Поэтому лучше всего разработать свои нормативы, которые будут соответствовать условиям эксплуатации именно вашего автомобиля. А для этого нужно самостоятельно произвести контрольные замеры топлива. Либо поручить разработку нормативов специализированной государственной или коммерческой фирме, с которой нужно будет заключить договор на выполнение расчета норм расходов ГСМ. Чтобы сделать замеры топлива самостоятельно, залейте в бак автомобиля определенный объем бензина, например 100 л. Затем, исходя из показаний спидометра, определите, сколько километров вам понадобится, чтобы потратить все топливо. Все полученные результаты отразите в акте о проведении контрольного заезда (образец акта — на рис. 2, с.). Его руководитель должен утвердить своим приказом (образец — на рис. 3, с.).*

Важное обстоятельство

Базовые нормы расхода топлива и поправочные (повышающие и понижающие) коэффициенты к ним следует утвердить приказом руководителя.

Поскольку расход топлива зависит еще и от условий поездок, то лучше произвести замеры в разных условиях эксплуатации авто. И утвердить в этом же приказе еще и повышающие коэффициенты: для поездок в зимнее время, при использовании кондиционера и т. п. (рис. 3).

Формулу расчета нормативного расхода топлива вы можете вывести для каждого вида транспорта самостоятельно. Например, она может выглядеть так:

Нормативный расход
топлива
= Базовая норма расхода
топлива (л/км)
? Пробег
автомобиля (км)
? Поправочный
коэффициент

Шаг № 6 Спишите затраты на ГСМ в налоговом учете

После того как стоимость ГСМ оплачена и документально подтверждена, нормы списания (при их наличии) подсчитаны, вы можете записать соответствующие суммы в Книгу учета как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом датой признания расходов при УСН можно считать дату оплаты топлива (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

<…>

Журнал «Упрощенка», № 6, июнь 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка