Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Новые отчеты в ПФР — когда сдавать и как заполнять

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
12 августа 2013 677 просмотров

Наша компания перешла на списание ГСМ по данным "спутника", достаточно ли для этого издать приказ, который отменяет ранее используемые нормы расхода топлива и закрепить в этом же документе новый способ учета топлива - на основании данных системы В качестве подтверждающих документов будет распечатка из системы,подколотая к путевому листу, где показан расход бензина по каждому рейсу. На основании этих документов и будет производиться списание ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете.Так же существует еще и такое мнение, что мы должны определить фактический расход топлива по показаниям системы контроля и слежения за работой автотранспорта компании, расчитать плановый расход ГСМ исходя из данных заполненных водителем путевых листов и Методических рекомендаций Минтранса (Приложение к распоряжению от 14.03.2008 № АМ -23-р).Эти нормы устарели и для того что бы обезопасить себя от претензий налоговых органов, наша организация должна разработать свои нормы списания ГСМ путем создания комиссии и проведения замеров и сравнивать уже с ними. Если по факту ГСМ израсходовано больше, чем по расчетам согласно нормативам, то нужно выяснить причину по которой допущен перерасход. Если причины объективны и водитель не виноват, то перерасход топлива относиться на прочие расходы, не включаемые в себестоимость, но уменьшаемые общий финансовый результат деятельности компании.Как правильно компания должна учитывать расход гсм? Какими документами должен подтверждаться расход топлива, чтобы обезопасить себя от налоговых рисков?.

Организация может списывать ГСМ в размере фактических затрат по данным «спутника» и в бухгалтерском и в налоговом учете. Однако для расчета налога на прибыль, во избежание возможных разногласий с инспекторами, нужно экономически обосновать израсходованное количество ГСМ. Для этого нужно разработать внутриорганизационные нормы расхода топлива. Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ). То есть для списания ГСМ «по спутнику» только приказа о переходе на новый способ списания топлива не достаточно. Нужно еще и издать приказ о внутриорганизационных нормах списания ГСМ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»

Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные

Порядок отражения операций с ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете зависит от того, каким образом было приобретено топливо*.

На автозаправочных станциях (АЗС) организация может приобрести ГСМ:

Непосредственными покупателями ГСМ на АЗС обычно являются сотрудники организации (водители). Чтобы сотрудник мог приобрести ГСМ за наличный расчет, он должен располагать необходимой денежной суммой. Эту сумму организация выдает ему под отчет по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2).

Бухучет: приобретение ГСМ

В бухучете выдачу наличных денег отразите проводкой:

Дебет 71 Кредит 50
– выданы под отчет денежные средства для покупки ГСМ.

В течение трех рабочих дней со дня окончания срока, на который были выданы подотчетные суммы, сотрудник обязан отчитаться о расходах (п. 4.4 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П). Для этого он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет (форма АО-1). К авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки с указанием количества, марок и стоимости ГСМ, даты покупок и т. п. Подробнее о документальном оформлении имущества, приобретенного через подотчетных лиц, см. Как оформить приобретение товаров (работ, услуг) через подотчетное лицо.

В бухучете приобретенные ГСМ отражайте на субсчете 10-3 «Топливо», открытом к счету 10 «Материалы». Если АЗС выдала сотруднику счет-фактуру, оформленный в организацию, то НДС можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ). В этом случае сумму НДС в стоимость ГСМ не включайте (п. 5 ПБУ 5/01). Учтите ее отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Так же следует поступать, если сумма НДС выделена отдельной строкой в кассовом чеке, подтверждающем покупку ГСМ во время командировки.

Если счета-фактуры нет, оприходуйте ГСМ по цене, которая указана в кассовом чеке с учетом НДС (п. 6 ПБУ 5/01).

Поступление ГСМ, приобретенных за наличный расчет, отразите проводкой:

Дебет 10-3 Кредит 71
– оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета).

<…>

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 1 ст. 252 НК РФ). Для подтверждения используйте путевые листы*.

Организация может использовать:
– унифицированные формы;
– самостоятельно разработанные путевые листы (см., например, упрощенную форму путевого листа легкового автомобиля).

Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Приведенные в нем формы обязательны лишь для автотранспортных организаций. Однако и остальные организации при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей могут использовать путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице.

Организации вправе самостоятельно разработать бланки путевых листов (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161). Применение нетиповых путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно, должна включать в себя все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 (например, номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и т. д.) (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161). А также отвечать требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. Заполнять его должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь).

При выезде автомобиля на линию и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф.И.О.) или соответствующим штампом.

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф.И.О.) или соответствующим штампом.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом). В наименовании путевого листа необходимо указать тип транспортного средства (например, путевой лист легкового автомобиля, путевой лист автобуса).

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности деятельности организации.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.


Главбух советует: при оформлении путевых листов заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут послужить основанием для исключения путевых листов из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность расходов придется доказывать в суде*.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают, что несоответствия в путевых листах не опровергают факт несения расходов и их связь с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008). В то же время многие суды подтверждают, что расходы на ГСМ не уменьшают налоговую базу, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях спидометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 10353/08, постановления ФАС Центрального округа от 18 апреля 2008 г. № А36-3124/2006Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа не представляется возможным, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности спидометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания спидометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания спидометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой. В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848.

Для контроля за движением путевых листов и сдачей их в бухгалтерию применяется журнал учета движения путевых листов (п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 предусмотрена типовая форма этого документа (форма № 8).

Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).


Ситуация: как в путевом листе описать маршрут следования автомобиля

В путевом листе укажите конкретный пункт назначения (например, «место отправления – г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 34; место назначения – г. Владимир, ул. Стартовая, д. 8»). Недопустимы записи типа «поездки по городу». Если автомобиль эксплуатируется в пределах одного населенного пункта, в путевом листе следует указать каждый адрес, где побывал водитель. Кроме того, нужно указывать время выезда, прибытия и километраж на протяжении всего маршрута следования. Если эти графы будут заполнены некорректно, то расходы на ГСМ по данному путевому листу могут быть признаны необоснованными. Это объясняется тем, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте и времени следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2006 г. № 20-12/100253от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям не указывать в путевом листе маршрут следования автомобиля. Они заключаются в следующем.

Для отнесения стоимости ГСМ на расходы необходимо наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих производственные цели эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 252 НК РФч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Организации (кроме автотранспортных) могут использовать для этих целей бланки путевых листов, разработанные самостоятельно. При этом такие документы должны содержать все обязательные реквизиты, приведенные вразделе II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Однако путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не являются обязательными реквизитами первичных документов (путевых листов), разработанных организацией (раздел II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому для признания стоимости ГСМ в расходах указание маршрута следования автомобиля в путевом листе не обязательно. Вместе с тем, если организация захочет воспользоваться данной точкой зрения, не исключено, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность изложенной позиции (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 августа 2010 г. № КА-А41/9668-10от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10от 8 декабря 2009 г. № КА-А40/13500-09от 25 мая 2009 г. № КА-А40/4142-09, Северо-Западного округа от 18 ноября 2009 г. № А44-1106/2009от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008, Уральского округа от 12 октября 2010 г. № Ф09-8425/10-С3от 5 марта 2008 г. № Ф09-1053/08-С3).

Вместе с тем, существует и противоположная арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. № А33-10451/2009от 21 октября 2009 г. № А33-13602/08Центрального округа от 5 марта 2007 г. № А14-15515/2005/631/34).

<…>

Данные приборов учета

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354*.

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Количество топлива, подлежащее списанию на затраты (л) = Остаток топлива при выезде автомобиля (л) + Количество топлива, заправленного в бак автомобиля (л) Остаток топлива на конец дня (л)


Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФОпо средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

ОСНО: налог на прибыль

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав*:

Это подтверждает Минфин России в письмах от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). Если цена содержит в себе НДС, то сумму этого налога следует исключить из налоговой базы (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов, который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264п. 1 ст. 170 НК РФ).


Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм*

Нет, не нужно*.

Объясняется это тем, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

При этом порядок подтверждения экономической оправданности законодательством не регламентирован. Организация в каждом конкретном случае должна сформировать документы, позволяющие подтвердить обоснованность фактических расходов.*

Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ используйте нормы, рекомендованные Минтрансом России, или самостоятельно разработайте внутриорганизационные нормы расхода ГСМ.

Внутриорганизационные нормы утвердите приказом руководителя организации. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).*

При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).*

Если внутриорганизационные нормы расхода ГСМ будут превышены, то необходимо документально подтвердить обоснованность этого превышения. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.*

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71,от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка