Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Формально заполняем журналы по охране труда

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
13 августа 2013 9 просмотров

Организация отразила в книге покупок предъявленные поставщиком счет-фактуры (счет-фактуры оформлены должным образом) на поставку товара.Товарно-транспортных накладных, которые подтверждают перевозку товара, у организации нет.Поставщик не выполнил свои обязательства добросовестного налогоплательщика и не сдал за этот период в налоговую инспекцию декларацию по НДС.1. Имеет ли право налоговая инспекция отказать в возмещении НДС организации, которая закупила товар у недобросовестного налогоплательщика?2. Обязательно или нет наличие товарно-транспортных накладных для возмещения входного НДС по приобретенному товару?

Контролирующие органы в случаях, когда доставка товаров осуществляется силами поставщика (перевозчика), требуют оформления товарно-транспортной накладной по форме №1 –Т. (транспортной накладной). В связи с отсутствием у Вашей организации данного документа не исключены претензии контролирующих органов в отношении правомерности вычета «входного» НДС по такому товару. Однако наличие большого количества судебной практики свидетельствует о том, что суды признают претензии налоговых органов неправомерными при наличии у налогоплательщика товарной накладной (по форме ТОРГ-12).

Налоговый вычет по счету-фактуре поставщика, не представляющего налоговую отчетность, может быть квалифицирован контролирующими органами как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными. Следует отметить, что сам по себе факт непредставления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его неблагонадежности. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. В этой связи Вам следует заручиться дополнительными доказательствами добросовестности Вашего контрагента (см. Ситуация 2).

Также необходимо отметить, что по мнению части судов в таких ситуациях организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;

- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

1. Статья:Не пренебрегайте товарно-транспортными накладными!

<…>

Проблемы с вычетом по НДС у покупателя Налоговики считают, что без ТТН принять к вычету «входной» НДС невозможно. Поскольку без накладной по форме № 1-Т нет основания, чтобы оприходовать товарно-материальные ценности. С такой позицией можноне согласиться. Ведь Налоговый кодекс РФ не указывает, какой именно документ должен быть у покупателя товарно-материальных ценностей для того, чтобы их оприходовать. Поэтому в арбитражных делах судьи принимают сторону компаний. Они указывают, что покупатель, оприходовавший товар на основании формы № ТОРГ-12, не нарушил условий, дающих право на вычет «входного» НДС. К такому выводу пришли судьи в постановленияхФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2007 г. № А56-2231/2007ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2007 г. № А19-3655/07-40-Ф02-4968/07ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. № Ф04-6998/2007(38982-А45-41)ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2007 г. № А19-23956/06-33-Ф02-3727/07. Однако большое количество арбитражных дел, выигранных налогоплательщиками, только подтверждает тот факт, что доказать свою правоту можно только в суде.

<…>

2. Ситуация: Может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию

Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.

Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 13 и 11постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).*

Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:

  • получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
  • получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
  • оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.

Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.*

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09от 28 апреля 2008 г. № 16599/07от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Московского округа от 11 февраля 2010 г. № КА-А40/104-10от 28 апреля 2008 г. № КА-А40/2274-08, Восточно-Сибирского округа от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08,от 20 ноября 2008 г. № А19-3973/08-11-Ф02-5715/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).

Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.*

Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09,от 8 октября 2008 г. № 12676/08от 21 сентября 2007 г. № 11613/07от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАССеверо-Кавказского округа от 22 июля 2009 г. № А32-27049/2008-63/419, Северо-Западного округа от 13 января 2009 г. № А52-980/2008от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25)от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25)от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14)Поволжского округа от 24 мая 2007 г. № А12-17274/06-С65,Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08от 1 августа 2008 г. № КА-А40/7221-08, Уральского округа от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2от 28 октября 2008 г. № Ф09-5908/07-С3).

О.Ф. Цибизова

начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка