Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 августа 2013 16 просмотров

Изменилась кадастровая стоимость земли: Постановление Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области”. В нашем случае стоимость значительно снизилась.Вопрос: с какого периода нужно начислять земельный налог по новой кадастровой стоимости? Есть ли возможность произвести перерасчет за прошлый период например за 2010 и 2011 годы по сниженной кадастровой стоимости?

 В данной ситуации организация вправе пересчитать земельный налог за 2010-2011 гг., и подать уточненные декларации по земельному налогу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Ситуация:как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась (в редакции, действующей в 2011 году)

Ответ на этот вопрос зависит от того, увеличилась или уменьшилась кадастровая стоимость земельного участка.

При расчете земельного налога применяются нормативные акты как налогового, так и земельного законодательства. К нормативным актам земельного законодательства, в частности, относятся документы органов местного самоуправления об утверждении кадастровой стоимости земельных участков. Поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли влечет за собой изменение налоговых обязательств, то такие акты (в части, устанавливающей кадастровую стоимость) вводятся в действие в порядке, предусмотренном статьей 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждена определением Конституционного суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 165-О-О. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20.

По общему правилу кадастровая стоимость каждого земельного участка (налоговая база по земельному налогу) определяется по состоянию на 1 января текущего года (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Причинами изменения кадастровой стоимости земельного участка могут быть:

  • перевод земли из одной категории в другую (например, если земли сельхозназначения переводятся в земли промышленности);
  • изменение вида разрешенного использования земельного участка;
  • ошибки, допущенные органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении государственного кадастра недвижимости.*

Однако для целей налогообложения порядок применения новой (измененной) кадастровой стоимости земельных участков не зависит от причины пересмотра этого показателя.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). Нормы, ухудшающие положение организаций, не могут иметь обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому если кадастровая стоимость земли в течение года увеличивается, новый показатель может применяться не ранее, чем с 1-го числа очередного налогового периода. То есть не ранее, чем с 1 января следующего года. Это следует из положений пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого подхода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 г. № 2081/11 и от 26 июля 2011 г. № 2647/11.

Следует отметить, что в письмах Минфина России от 19 ноября 2010 г. № 03-05-06-02/116, от 18 августа 2010 г. № 03-05-05-02/66, от 5 мая 2009 г. № 03-05-05-02/25, от 29 января 2009 г. № 03-05-06-02/05 содержатся другие разъяснения. Из этих писем следует, что порядок применения новой кадастровой стоимости при расчете земельного налога зависит от причины изменения этого показателя. По мнению финансового ведомства, со следующего года применять увеличенную кадастровую стоимость можно в тех случаях, когда этот показатель пересматривается из-за изменения категории земельного участка или вида разрешенного использования. Если же кадастровая стоимость увеличилась из-за ошибок при оценке земли или ведении кадастрового учета, организация должна пересчитать налог (без уплаты пени) и подать уточненные налоговые декларации (письма Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21, от 6 июня 2006 г. № 03-06-02-02/75). С учетом этих разъяснений применение увеличенной кадастровой стоимости со следующего года может повлечь за собой споры с проверяющими.

Нормы, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ). Следовательно, если в течение года кадастровая стоимость земельного участка уменьшается (независимо от причины), то новый показатель можно использовать для расчета земельного налога с 1 января текущего года. Причем если в документе сказано, что он распространяется на правоотношения, возникшие раньше, то этим правилом можно воспользоваться и при перерасчете земельного налога и за прошлые годы. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/20 и от 10 марта 2011 г. № 03-05-04-02/21.*

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.09.2011 № 03-05-05-02/46 «Земельный налог: утверждение результатов кадастровой оценки земель»


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно отмечаем, что в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
Как следует из рассматриваемого письма Правительством Свердловской области в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", принято постановление от 7 июня 2011 года N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", согласно которому утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 1 января 2010 года для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.*
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
На основании пункта 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
При этом следует иметь в виду, что положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 5 статьи 5 Кодекса).
Исходя из положений вышеназванного Определения Конституционного Суда Российской Федерации нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания пункта 5 статьи 5 Кодекса действуют по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, полагаем, что при утверждении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика, а в случае, если вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель ухудшают положение налогоплательщика, то вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются с нового налогового периода.*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка