Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Нашли в 6-НДФЛ ошибки по зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 августа 2013 50 просмотров

Предприятие перешло с УСН на ОСН с 1 июля 2013 года. В декабре 2012 года предприятие заключило контракт на период 2013-2014 года на определенную сумму без НДС на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.(сумма является бюджетными средствами и изменению не подлежит) В июле 2013 года департамент дорожного хозяйства вносит изменения в контракт дополнительным соглашением не меняя суммы контракта - включает НДС. Правомерна ли данная ситуация. Мы выставили счета-фактуры с 1 июля с НДС. По данному контракту были перечислены авансы в марте месяце. (предприятие применяло УСН), в июле часть авансов снимают (предприятие применяет ОСН). Авансы вошли в доходы по УСН, как правильно оформить возврат покупателям авансов?

По вопросу НДС в муниципальных (государственных) контрактах можно отметить следующее. При исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках). Следовательно, если заказчик указывает в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение налога на добавленную стоимость – Налоговому кодексу РФ. При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможность ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих спецрежим. Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость. То есть, даже если НДС не указан в муниципальном контракте, следует учесть, что данный налог входит в стоимость контракта изначально. То есть, указанный в вопросе контракт должен быть исполнен по изначально согласованной цене, однако в документах на реализацию работ организация будет выделять начисленный НДС. Так же следует отметить, что организация правомерно учла в составе налогооблагаемых доходов при упрощенке суммы полученных авансов. Так как авансы возвращаются уже на общей системе, база по УСН не уменьшается, а возвращаемые авансы не учитывается в составе расходов при общей системе. Так же на сумму возвращаемых авансов НДС не начисляется.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»

1. Статья: Контрагент применяет спецрежим. Как заключить госконтракт?

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, которые работают на спецрежиме, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). Исходя из этого, на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.

Цена контракта может быть уменьшена?

В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее спецрежим (например, «упрощенку»), на чей счет следует отнести экономию (доход), связанную с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС? Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой*.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт. При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы налога ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим*.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009*.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что «… при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…». Фактически в этом случае сумма НДС, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Если заказчик при заключении контракта будет менять условия такого контракта, предложенные лицом, с которым заключается контракт, то это может повлечь за собой привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях*.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Такой вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см., например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).

Можно ли ограничить участие в торгах фирм на спецрежиме?

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности*.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами*.

При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но когда участник должен заявить о работе на спецрежиме?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках. Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.

Можно «выровнять» предложения?

С одной стороны, действительно, сразу обращает на себя внимание тот факт, что фирма, которая работает на спецрежиме, находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок*.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается, так как организация применяет «упрощенку»)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что, исходя из общих правил, побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим. Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: специальные налоговые режимы направлены главным образом на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупках не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения. Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость*.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47 Закона о госзакупках, также не оговорены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками. В частности, если участник работает на спецрежиме (например, на «упрощенке») и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.

Возможно определить цену контракта без НДС?

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика. Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение налога на добавленную стоимость – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможность ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих спецрежим.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость*.

П.Н. Корнилов

руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС

Ю.А. Шавылина

ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

Журнал «Учет в сфере образования» №4, апрель 2011

2. Рекомендация:Как перейти с упрощенки на общую систему налогообложения

<…>

Учет доходов

В состав «переходных» доходов такие организации должны включить сумму дебиторской задолженности покупателей, сложившейся за время применения упрощенки. Объясняется это тем, что при упрощенке действует кассовый метод признания доходов. При нем доходы формируются по мере поступления оплаты независимо от даты реализации товаров (работ, услуг), в счет которой она получена (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, в периоде, когда организация применяла упрощенку, стоимость отгруженных, но не оплаченных покупателями товаров (работ, услуг, имущественных прав) в доходах не учитывалась.

При методе начисления действует другой порядок. Выручка включается в состав доходов по мере отгрузки (п. 1 ст. 271 НК РФ). В связи с этим после перехода с упрощенки на метод начисления стоимость реализованных, но неоплаченных товаров (работ, услуг) следует отразить в составе доходов. Независимо от того, когда дебиторская задолженность будет фактически погашена, увеличить доходы нужно в том месяце, в котором организация перешла на общую систему налогообложения.


Если после перехода на общую систему налогообложения организации поступает оплата за имущество (работы, услуги), реализованное в период применения упрощенки, НДС на эти суммы начислять не нужно.

Такой порядок следует из положений подпункта 1 и абзаца 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 4 апреля 2013 г. № 03-11-06/2/10983, от 18 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/172 и от 8 декабря 2008 г. № 03-11-04/2/193.

<…>

Незакрытые авансы, полученные до перехода на общую систему налогообложения, на налоговую базу переходного периода не влияют. В доходы, учитываемые по налогу на прибыль, входят суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода (подп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ). Так как деньги за товары (работы, услуги, имущественные права) поступили до смены налогового режима, то к началу применения общей системы налогообложения никакой задолженности покупатели перед организацией не имеют.

Все авансы, полученные до перехода на общую систему налогообложения, должны быть включены в налоговую базу по единому налогу. Даже если товары (работы, услуги, имущественные права) в счет этих авансов будут отгружены после перехода на общую систему налогообложения*. Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, которую обязаны соблюдать организации, применяющие упрощенку (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 12 апреля 2006 г. № 03-11-04/3/197, от 25 января 2006 г. № 03-11-04/2/15, МНС России от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/657 и подтверждена решением ВАС РФ от 20 января 2005 г. № 4294/05.

Таким образом, если в счет аванса, полученного в периоде применения упрощенки, организация отгрузила товары (выполнила работы, оказала услуги) после перехода на общую систему налогообложения, то выручка от реализации этих товаров (работ, услуг) налоговую базу по налогу на прибыль не увеличивает (письмо Минфина России от 28 января 2009 г. № 03-11-06/2/8).

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.03.2010 № 03-11-06/2/33

О включении в налоговую базу по налогу на прибыль организаций сумм оплаты за поставленный в период применения упрощенной системы налогообложения товар, полученных после перехода на общий режим налогообложения


«Вопрос:


ООО, применяющее в 2009 году УСН с объектом "Доходы", заключило договор со сторонней организацией о поставке оборудования. По этому договору в октябре 2009 года ООО была получена предоплата. В декабре 2009 года, в связи с невозможностью со стороны ООО исполнения условий договора, договор был расторгнут. Заказчик направил в адрес ООО письмо о возврате суммы, полученной в счет предварительной оплаты. По причине отсутствия денежных средств на расчетном счете до конца 2009 года ООО смогло погасить задолженность перед заказчиком только частично. Оставшуюся часть долга планируется погасить в январе 2010 года.
С 01.01.2010 организация перешла на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно п.1 ст.346_17 НК РФ в случае возврата сумм, полученных в счет предоплаты, уменьшаются доходы того периода, в котором произведен возврат. Имеет ли организация право, являясь с 01.01.2010 плательщиком налога на прибыль, уменьшить налогооблагаемую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на сумму возврата предоплаты, произведенного уже в 2010 году? И можно ли учесть сумму возврата при заполнении налоговой декларации по УСН за 2009 год?
Просим ответить, включаются ли суммы оплаты за поставленное в 2009 году оборудование в период применения УСН, полученные в 2010 году после перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль, в налогооблагаемую базу по НДС и по налогу на прибыль?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений главы 26_2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и, исходя из информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346_19 Кодекса налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, исчисляют налог, исходя из налоговой ставки и налоговой базы, сформированной до 31 декабря отчетного года включительно.
В связи с этим налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения и возвращающий часть аванса, полученного в период применения упрощенной системы налогообложения, после перехода на общий режим налогообложения, не вправе уменьшить сумму налога, уплаченного в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму возвращенного аванса.
Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в статье 251 Кодекса и является закрытым.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
Таким образом, если организация применяет метод начисления, у нее не возникает налогооблагаемого дохода при получении предоплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 251 Кодекса). Возврат предоплаты не учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли на основании пункта 14 статьи 270 Кодекса.*
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346_25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.
Согласно пункту 2 статьи 273 Кодекса при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль по кассовому методу датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
Таким образом, суммы оплаты за поставленный в период применения упрощенной системы налогообложения товар, полученные после перехода на общий режим налогообложения, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, независимо от используемого метода определения доходов и расходов.*
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 3 статьи 346_11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не признаются и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются. Поэтому включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные организацией после перехода на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения за товары, реализованные в период применения упрощенной системы налогообложения, не следует*.»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка