Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 августа 2013 84 просмотра

Проконсультируйте нас, пожалуйста, по вопросу трудоустройства иностранного гражданина. Директор хочет принять на работу кладовщиком (фирма занимается оптовой торговлей мебелью) гражданина Казахстана, который имеет статус временно пребывающего на территории России (предоставил отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания), но планирует в ближайшее время получать российское гражданство. Каким образом должен выглядеть процесс трудоустройства, а именно:1) какие документы должен предоставить устраиваемый?2) нужно ли уведомлять какие-либо инстанции о том, что мы принимаем на работу иностранца?3) какие документы в связи с трудоустройством гражданина Казахстана должен оформить отдел кадров?4) каким образом в дальнейшем бухгалтерия осуществляет отчисление налогов за этого человека в ПФР, в ФСС, в ИФНС и т.д.?Заранее спасибо!

1.Гражданин Казахстана должен предоставить:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

- миграционную карту;

- трудовую книжку. Если гражданин Казахстана при приеме на работу представит работодателю трудовую книжку иной, не установленной в РФ, формы, то работодатель обязан завести на указанного работника новую трудовую книжку

- документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (в случае если ранее работал на территории РФ по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок или по срочному трудовому договору на срок не менее шести месяцев). Если гражданин Казахстана поступает на работу на территории РФ впервые, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования должно быть оформлено работодателем.

2.Нужно уведомить:

- Налоговая инспекция. Решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно.

- миграционную службу

-службу занятости

3. Заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор. Разрешение на привлечение иностранца и разрешение на работу оформлять не нужно.

Трудовую книжку (при отсутствии у гражданина трудовой книжки установленной в РФ формы).

Пенсионное свидетельство (если поступает на работу впервые и договор оформлен на срок более 6 месяцев.)

4. Доход гражданина Казахстана, не являющегося налоговым резидентом РФ, будет облагаться НДФЛ по ставке 30% (налоговым резидентом по ставке 13%). Порядок начисления и уплаты страховых взносов приведен в полном ответе в рекомендации «Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу»

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1.Рекомендация: Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

Прибывающие без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии).* Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19.

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:
Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р;
Правительством РФ и Правительством Республики Македония, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р.

Порядок оформления

Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
2) получить разрешение на работу;
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статус временно пребывающих, получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).*

Разрешение на работу

Разрешения на работу иностранным гражданам оформляет ФМС России или ее территориальные подразделения. За разрешением на работу для каждого сотрудника-иностранца может обратиться организация (п. 107 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

Обратите внимание, что гражданам республик Беларусь и Казахстан разрешение на работу получать не нужно (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).*

Решение о выдаче разрешения миграционная служба принимает в течение 30 дней со дня подачи организацией необходимых документов (п. 58 регламента, утвержденного приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства России от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2).

<…>

Уведомление налоговой инспекции

Ситуация: нужно ли уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников, прибывших в Россию в безвизовом порядке *

Нет, не нужно. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление приглашений на въезд в Россию.*

По общему правилу организация обязана уведомить налоговую инспекцию о привлечении иностранных сотрудников в течение 10 дней с момента наступления одного из следующих событий:
– получения разрешения на работу;
– подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения для осуществления трудовой деятельности;
– приезда иностранного гражданина к месту работы или местопребыванию;
– заключения с иностранным гражданином нового трудового договора (договора гражданско-правового характера).

Об этом говорится в подпункте 4 пункта 8 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Из буквального толкования этой нормы следует, что уведомить инспекцию нужно вне зависимости от режима, на основании которого иностранный гражданин прибыл в Россию (в визовом или безвизовом порядке). Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре законодательства и судебной практики, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 16 сентября 2009 г.*

Исключение предусмотрено для граждан Республики Беларусь. В отношении таких сотрудников установленный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы не применяется (п. 1 решения Высшего совета Сообщества Республики Беларусь и России от 22 июня 1996 г. № 4, письмо ФНС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552).

Вместе с тем, Президиум ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09 указал, что положения, предусмотренные статьей 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, не применяются в отношении всех иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Это связано с тем, что по общему правилу на таких граждан не нужно оформлять приглашение на въезд. Исключением из данного правила являются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление таких приглашений (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Кроме того, порядок привлечения к работе иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, установлен статьей 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Положениями данной статьи предусмотрена обязанность работодателей уведомлять о привлечении и использовании иностранных граждан только ФМС России и службу занятости (п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требование об уведомлении налоговой инспекции нормами данной статьи не установлено. Таким образом, организация не обязана уведомлять налоговую инспекцию о привлечении и использовании иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке.

В сложившейся ситуации решение об уведомлении налоговой инспекции организация должна принять самостоятельно.* Не исключено, что организациям, которые не уведомят налоговую инспекцию о привлечении и использовании безвизовых иностранцев, придется отстаивать свою позицию в суде. Однако, учитывая решение, принятое Президиумом ВАС РФ в постановлении от 2 февраля 2010 г. № 11773/09, окружные арбитражные суды, скорее всего, будут руководствоваться при рассмотрении аналогичных дел именно им.

Приглашение на въезд

В отдельных случаях для привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, которые находятся за пределами России, требуется получить приглашение на их въезд. Гражданам большинства республик бывшего СССР, которые могут въезжать в Россию без визы, оформлять приглашение не требуется.* Информация о том, нужно ли оформлять приглашение на въезд, содержится в международном договоре России со страной гражданства сотрудника-иностранца.

Приглашение на въезд сотрудников-иностранцев выдает миграционная служба. Форма приглашения утверждена приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

Сведения о местонахождении, контактных телефонах, об официальных сайтах, адресах электронной почты отделений ФМС России приведены в приложении 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом ФМС России от 6 июля 2009 г. № 159.

Административный регламент оформления и выдачи приглашений на въезд в Россию иностранцев (лиц без гражданства) утвержден приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 390.

<…>

Постановка на миграционный учет

После прибытия (въезда через границу) иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности.

У иностранца:
– при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту;
– не позже семи рабочих дней со дня въезда встать на миграционный учет.

У организации – не позже семи рабочих дней со дня приезда сотрудника-иностранца в место пребывания направить уведомление об этом в миграционную службу.

Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 статьи 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ.

Уведомление организация может направить тремя способами:

Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Гражданам республик Беларусь и Казахстан (и членам их семей) разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, ст. 1 Соглашения между РФ и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).*

Постановка на миграционный учет и порядок направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9.

Срок пребывания иностранца

По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

По истечении срока пребывания иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

При этом для граждан республик Беларусь и Казахстан действует особый порядок. Срок их временного пребывания определяется сроком действия трудового договора (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).* В случае, если после истечения 90 суток пребывания такого сотрудника в России трудовой договор с ним расторгнут, человек может сразу не выезжать. В таком случае гражданам республик Беларусь и Казахстан отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем (ст. 8 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность.

Оформление на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца.

Порядок приема на работу граждан республик Беларусь и Казахстан закреплен в статье 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, Закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ).

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.*

Помимо этого, указанные службы необходимо уведомлять:
– о предоставлении иностранным сотрудникам отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147);
– о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными сотрудниками (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147. Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора или предоставления отпуска.

Такой порядок следует из положений пункта 9 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147.*

В случае если организация заключает трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем, уже имеющим разрешение на работу, полученное ранее через другого работодателя, то гражданин обязан обратиться в миграционную службу для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу. При этом, если новый трудовой (гражданско-правовой) договор предусматривает осуществление иностранцем деятельности в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, человек должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7.6 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность за неуведомление ФМС России и службы занятости

Внимание: если организация не уведомит миграционную службу или службу занятости о заключении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем, его расторжении или предоставлении такому сотруднику отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более месяца, ей грозит административная ответственность.*

Ответственность установлена частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
– на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток);
– на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:
– на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
– на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы (службы занятости), но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2.Рекомендация: Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

<…>

Ограничения по местам работы

Принимая на работу временно пребывающих или временно проживающих иностранных граждан, организации нужно учитывать ограничение в отношении места работы этих иностранцев. Так, временно проживающие иностранцы могут работать только в том регионе, где им разрешено проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). А временно пребывающие иностранные граждане имеют право работать только в том регионе, где им было выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Однако есть случаи, при которых иностранцам разрешено работать вне региона. Так, для временно проживающего иностранца это возможно при одновременном соблюдении двух условий:

  • профессия или должность иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев) не превышает установленного предела. А именно 90 календарных дней если работа осуществляется в пути (или носит разъездной характер) и это прописано в трудовом договоре. И 40 календарных дней если иностранец находится в служебной командировке.

Для временно пребывающих иностранцев для работы вне региона также необходимо одновременное выполнение двух условий:

  • профессия или должность сотрудника-иностранца включена в список, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н;
  • соблюден предельный срок работы вне региона (суммарно, в течение 12 месяцев). Если по трудовому договору работа осуществляется в пути или носит разъездной характер, срок составляет 60 календарных дней. А для временно пребывающих иностранцев, направленных в служебную командировку, срок равен 10 календарным дням.

В отношении высококвалифицированных иностранных специалистов установлены особые условия, соблюдение которых также позволяет указанным специалистам работать вне региона, в котором им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание).

Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пунктов 1–3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н.

Иностранных граждан нельзя привлекать к видам деятельности, перечисленным в статье 14 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Например, им запрещено находиться на муниципальной службе, быть членами экипажей военных кораблей, работать в организациях (на объектах), которые перечислены в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755.

Ограничения по численности

В некоторых видах деятельности организация может использовать ограниченное число иностранных сотрудников. На 2013 год такие ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1243. Так, например, организации, торгующие в розницу фармацевтическими товарами, вообще не вправе использовать труд иностранных сотрудников.

Данное правило касается только иностранцев, имеющих статус временно пребывающих. Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 разъяснений, утвержденных приказом Минтруда России от 15 января 2013 г. № 9н.

При этом ограничения по численности не распространяются на высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Полный перечень ограничений по видам деятельности см. в таблице.

<…>

Прием на работу

После того как оформите все необходимые разрешительные документы, заключите с иностранным гражданином трудовой или гражданско-правовой договор.*

Внимание: за заключение трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами, незаконно находящимися на территории России, предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 1 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организации – в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушение установлено в отношении двух и более иностранных работников, ответственность наступает в отношении каждого.

Сотруднику-иностранцу, с которым заключен трудовой договор и который проработал в организации свыше пяти дней, оформите трудовую книжку (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).

Ситуация: нужно ли заново оформлять трудовую книжку сотруднику-иностранцу из ближнего зарубежья или продолжать вести ту, которую он предъявил при приеме на работу

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда и где выдана трудовая книжка сотруднику-иностранцу. Если ее завели еще в СССР, то нужно продолжать ее заполнять. На территории России действуют трудовые книжки образца 1974 и 2004 годов. Серии трудовых книжек, которые выпускались в России (СССР) в этот период, приведены в таблице.

Если трудовая книжка выдана в иностранном государстве и ведется на иностранном языке, сотруднику-иностранцу нужно оформить документ российского образца. При этом записи о трудовом стаже сотрудника на территории иностранного государства в него переносить не нужно. Аналогичная точка зрения приведена в письме Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1.

Пенсионное свидетельство

Ситуация: нужно ли оформлять пенсионное свидетельство сотруднику-иностранцу при приеме его на работу по трудовому договору *

Да, нужно, если сотрудники-иностранцы:
постоянно и временно проживают в России;
временно пребывают в России и заключили с организацией бессрочный трудовой договор или трудовой договор на срок не менее шести месяцев (за исключением высококвалифицированных иностранных специалистов).

На выплаты таким сотрудникам нужно начислять пенсионные взносы. Соответствующий порядок установлен в пункте 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего, обеспечьте его свидетельством об обязательном пенсионном страховании независимо от условий заключенного с ним договора. Если же человек временно пребывает в России и не является высококвалифицированным специалистом, то оформите пенсионное свидетельство только в том случае, если он принят на работу по бессрочному трудовому договору или трудовому договору, заключенному на срок не менее шести месяцев. Если договор с временно пребывающим иностранцем заключен на меньший срок, то пенсионное свидетельство ему не выдавайте.*

Высококвалифицированные иностранные специалисты, которые временно пребывают на территории России, не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Следовательно, таким сотрудникам пенсионное свидетельство также не положено.

Полис ОМС

Ситуация: нужно ли оформить полис обязательного медицинского страхования сотруднику-иностранцу при приеме его на работу *

Нет, не нужно.

Иностранцы, находящиеся на территории России, могут иметь статус:

Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие на территории России (за исключением высококвалифицированных специалистов), являются застрахованными лицами (ст. 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). На выплаты таким сотрудникам организация начисляет страховые взносы на обязательное медицинское страхование. А значит, в отношении них организация является страхователем. Однако полисы обязательного медицинского страхования сотрудники получают самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию (при ее отсутствии – в территориальный фонд) заявление о выборе страховой медицинской организации (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Выдача полисов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При этом иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, полис выдается без ограничения срока действия (п. 31 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н). Временно проживающим на территории России иностранным гражданам полис выдается на срок действия разрешения на временное проживание (п. 33 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н).

Иностранцы, временно пребывающие в России, а также высококвалифицированные иностранные специалисты (независимо от их статуса) не подлежат обязательному медицинскому страхованию. В отношении них организация не является страхователем. Соответственно, полисы обязательного медицинского страхования оформлять не нужно (ни организации, ни самим сотрудникам). Такой вывод позволяют сделать статьи 10 и 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Изложенный порядок распространяется и на граждан республик Беларусь и Казахстан, являющихся участниками Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. (письмо Минздравсоцразвития России от 21 июля 2011 г. № 20-1/10/2-7112).

Таким образом, независимо от статуса иностранного сотрудника организация не должна оформлять ему полис обязательного медицинского страхования.*

Срок разрешения на работу истек

Ситуация: нужно ли расторгнуть трудовой договор с сотрудником-иностранцем. Срок разрешения на работу в России у сотрудника истек. Сотрудник обратился в ФМС России за новым разрешением *

Да, нужно.

Трудовой договор может быть расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Одним из таких обстоятельств является истечение срока действия (аннулирование) специального права, в данном случае – разрешения на работу в России (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

По общему правилу иностранец может заниматься трудовой деятельностью в России только при наличии разрешения (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Следовательно, по истечении срока выданного разрешения организация должна расторгнуть с ним трудовой договор.

Отстранять иностранца от работы до оформления нового разрешения в данном случае нельзя. Основанием для отстранения от работы может быть лишь временное приостановление специального права (на срок до двух месяцев), а не истечение срока его действия (аннулирование). Это следует из положений абзаца 6 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ. Однако временное приостановление разрешений на работу в России не предусмотрено пунктом 11 статьи 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. ФМС России может только аннулировать такие разрешения.

Главбух советует: при приеме на работу иностранных граждан старайтесь заключать с ними срочные трудовые договоры.

Нарушение миграционного законодательства

Внимание: выявление фактов трудовой деятельности сотрудника-иностранца с нарушением требований миграционного законодательства может привести к проведению выездной или документарной проверки организации. Порядок проведения контрольных мероприятий установлен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС и МВД России от 30 апреля 2009 г. № 338/97. По итогам проверки организация может быть привлечена к административной ответственности.

Постановка на учет в налоговую инспекцию

Для исполнения требований статьи 83 Налогового кодекса РФ иностранные граждане подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях.

Постановка на учет в налоговую инспекцию сотрудника-иностранца происходит автоматически, после того как миграционная служба известит налоговую инспекцию о факте учета (регистрации) такого иностранца. Организации принимать участие в постановке иностранца на налоговый учет не нужно.

Для всех категорий иностранцев предусмотрен единый порядок. В адрес проживания иностранца (по которому он поставлен на учет (зарегистрирован)) должно прийти уведомление о постановке на учет в налоговой инспекции с присвоенным ему ИНН.

Датой постановки на учет в налоговой инспекции будет дата регистрации по месту жительства (учета по месту пребывания) иностранца.

Такой порядок предусмотрен разделом II приложения к приказу Минфина России от 21 октября 2010 г. № 129н.*

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3.Статья:Документы на безвизовых иностранцев из СНГ

<…>

Документы безвизовых иностранных работников

При трудоустройстве временно пребывающие иностранные граждане, приехавшие в безвизовом порядке, предъявляют работодателю следующие документы:

—паспорт;

—трудовую книжку;

—медицинскую книжку (в некоторых случаях);

—документы об образовании, квалификации или специальных знаниях.

Помимо обычного перечня, потребуется оформить и дополнительные документы. Рассмотрим подробнее, что это за документы, кто (работник или работодатель), при каких обстоятельствах и в какие сроки должен их оформить.*

Миграционная карта

Миграционная карта подтверждает право иностранного гражданина, прибывшего без визы, на временное пребывание в России.*

Этот документ служит для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон №115-ФЗ). Порядок оформления миграционной карты представлен в табл. 1.

Таблица 1.Миграционная карта

Документ Кто оформляет Период оформления
Миграционная карта Иностранный гражданин При въезде на территорию России

В миграционной карте в графе «Цель» иностранный гражданин должен указать цель въезда — подчеркнуть слово «работа» (постановление Правительства РФ от 16.08.2004 №413 «О миграционной карте» в редакции от 06.05.2006).

В миграционной карте должны стоять отметки пограничного контроля.

<…>

Зарплата № 8, Июль 2012

4.Рекомендация: Как удержать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца

Порядок удержания НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца зависит от двух факторов:

Кроме того, нужно учитывать, заключены ли между Россией и государствами, граждане которых являются сотрудниками организации, соглашения об устранении двойного налогообложения. Если в этих соглашениях есть особые условия, касающиеся уплаты НДФЛ, то иностранцы – граждане этих государств – могут получить освобождение от уплаты налога в России. Решение об этом принимает налоговая инспекция в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ. С иностранцев, которые представили организации решение об освобождении от уплаты НДФЛ, выданное российской налоговой инспекцией, налог не удерживайте.

В зависимости от места работы иностранца выплаченные ему вознаграждения относятся либо к доходам, полученным от источников в России (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ), либо к доходам, полученным за ее пределами (подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). При этом последние признаются объектом обложения НДФЛ, только если сотрудник является резидентом. Такой порядок установлен в статье 209 Налогового кодекса РФ.*

Перечень документов, подтверждающих статус налогового резидента, Налоговым кодексом не установлен. По мнению контролирующих ведомств, такими документами могут быть:

  • справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • квитанции о проживании в гостинице;
  • другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством России, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения гражданина на территории России.

Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-110, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

<…>

Ставка НДФЛ

Ставка, по которой нужно удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника-иностранца, работающего в России, зависит от его статуса (резидент или нерезидент).

С иностранцев-резидентов НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

С иностранцев-нерезидентов НДФЛ удерживайте по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Исключение из этого порядка составляют иностранные сотрудники, которые признаются высококвалифицированными специалистами.*

Независимо от налогового статуса все их доходы от трудовой деятельности (в частности, зарплата, предусмотренные трудовым договором надбавки за работу вне места постоянного проживания, вознаграждения членам совета директоров и т. п.) облагайте по ставке 13 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ, письмо Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-04-06/23539, письмо Минфина России от 11 апреля 2012 г. № 03-04-06/6-107). При этом источник выплаты дохода значения не имеет (письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-212).

Это правило распространяется только на выплаты, начисленные в период действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Выплаты, начисленные после истечения срока действия договора, облагаются в общеустановленном порядке, то есть по ставке 30 или 13 процентов (в зависимости от налогового статуса специалиста). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-04-06/8-162.

Если высококвалифицированный специалист-нерезидент получает доходы, не связанные с трудовой деятельностью (например, материальную помощь, подарки, доплату к отпуску, компенсацию расходов на питание), то с них налог удерживайте по ставке 30 процентов (письма Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-04-06/6-158, ФНС России от 23 апреля 2012 г. № ЕД-4-3/6804, от 26 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6735).

Стандартные налоговые вычеты

Стандартные налоговые вычеты иностранцу предоставьте, только если он является резидентом.* Нерезиденты, в том числе высококвалифицированные специалисты, права на стандартные налоговые вычеты не имеют. Это объясняется тем, что стандартные вычеты уменьшают налоговую базу только по тем доходам, налоговая ставка для которых установлена пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 210 НК РФ). А действие этого пункта на нерезидентов не распространяется (к ним относится п. 3 ст. 224 НК РФ).

Изменение налогового статуса

Со 183-го календарного дня пребывания иностранца в России (в течение 12 следующих подряд месяцев) он становится резидентом. *С зарплаты, начисленной после того, как сотрудник приобрел статус резидента, НДФЛ удерживайте по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). При этом статус иностранца (постоянно проживающий или временно проживающий) и срок заключения договора значения не имеют. Кроме того, такие сотрудники приобретают право на получение стандартных налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В течение налогового периода 12-месячный период определяйте на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Подробнее о том, как определить продолжительность пребывания человека на территории России, см. Как определить ставку для расчета НДФЛ.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и № 03-04-06-01/95.

Если иностранец-резидент увольняется в течение года, НДФЛ, удержанный по ставке 13 процентов, пересчитывать не нужно. Увольнение не влечет за собой изменение налоговой ставки, даже если с начала года такой сотрудник не отработал 183 дня. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122.

<…>

Пересчет НДФЛ

Пересчет НДФЛ делайте на основании документов, подтверждающих изменение налогового статуса иностранного сотрудника.

Если иностранный сотрудник обрел статус налогового резидента и этот статус в текущем году больше не изменится, то сумма оплаты труда такому сотруднику должна облагаться НДФЛ по ставке 13 процентов.

Организация обязана рассчитывать налог по данной ставке нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3 ст. 226 НК РФ). Следовательно, она должна пересчитать НДФЛ, ранее рассчитанный по ставке 30 процентов, и при определении налоговой базы нарастающим итогом зачесть излишне удержанную сумму.

Такие выводы следуют из писем Минфина России от 22 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-233, от 21 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-226, от 19 сентября 2011 г. № 03-04-06/6-224 и ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15413.

В течение года сотрудник-иностранец может утратить статус налогового резидента. Например, если в начале года он выехал в длительную зарубежную командировку и вернулся в Россию позже, чем через 183 дня. Если такой сотрудник не является высококвалифицированным специалистом и если статус резидента до конца года у него не восстановится, НДФЛ, ранее удержанный по ставке 13 процентов, пересчитайте по ставке 30 процентов. Это следует из положений пунктов 1, 2 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 5 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-444.

Разницу между суммами налога, рассчитанного по ставкам 30 и 13 процентов, удерживайте из любых денежных средств, которые организация выплачивает сотруднику. Предельный размер удержания – 50 процентов от суммы выплаты. Об этом сказано в пункте 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если в связи с увольнением сотрудника или по каким-либо другим причинам организация в течение календарного года не смогла удержать доначисленную сумму НДФЛ, до 1 февраля следующего года она обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию и самому налогоплательщику. Подробнее об этом см. Что делать организации, если удержать НДФЛ невозможно.

Сумму излишне удержанного НДФЛ, не зачтенную до конца налогового периода налоговым агентом, вернуть иностранному сотруднику сможет только налоговая инспекция по месту учета.

Для этого по окончании года он должен представить в инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие получение им статуса резидента. Такой порядок предусмотрен пунктом 1.1 статьи 231 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 ноября 2010 г. № 03-04-06/6-273 и от 28 октября 2010 г. № 03-04-06/6-258, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Иностранный сотрудник может сдать декларацию одним из следующих способов:

  • принести ее в инспекцию лично;
  • передать через своего представителя;
  • отправить по почте (с описью вложения);
  • отправить в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Такой вывод следует из пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-04-05/3-716.

В бухучете пересчет НДФЛ иностранному сотруднику, утратившему статус налогового резидента, отразите следующими проводками:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ по ставке 13%»
– сторнирован НДФЛ, ранее удержанный с доходов иностранного сотрудника по ставке 13 процентов;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ по ставке 30%»
– удержан НДФЛ по ставке 30 процентов с доходов иностранного сотрудника.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 68, 70).

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

5.Рекомендация: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу

Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:

Пенсионные взносы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России.

На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии:
1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;
2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года;

3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;

4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.

В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.*

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минтруда России от 1 апреля 2013 г. № 17-6/3021498-528 и от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342.

На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на социальное страхование

Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.*

Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

Взносы на медицинское страхование

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.*

Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

<…>

Порядок начисления взносов

На выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 22, ч. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, постоянно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов) начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное медицинское страхование на выплаты сотрудникам-иностранцам, временно проживающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте в том же порядке, что и на доходы российских граждан (ст. 9, ч. 2 ст. 12 и ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на обязательное пенсионное страхование временно проживающим иностранцам (включая высококвалифицированных специалистов) начисляйте только на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то пенсионные взносы начисляйте по суммарному тарифу (независимо от года рождения сотрудника):

Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, пенсионные взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков. Это следует из положений части 2 статьи 12 и статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2.1 статьи 22, части 2 статьи 22.1 и статьи 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

На выплаты сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в России (кроме высококвалифицированных специалистов), начисляйте только взносы на обязательное пенсионное страхование и только в части финансирования страховой части трудовой пенсии. При этом если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то пенсионные взносы начисляйте по суммарному тарифу (независимо от года рождения сотрудника):

  • 22 процента – на выплаты в пределах 568 000 руб. в год на одного человека;
  • 10 процентов – на выплаты, превышающие 568 000 руб. в год на одного человека.
  • 22 процента – на выплаты в пределах 568 000 руб. в год на одного человека;
  • 10 процентов – на выплаты, превышающие 568 000 руб. в год на одного человека.

Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов, пенсионные взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков. Это следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.*

Пример начисления страховых взносов на зарплату сотрудника-иностранца, временно проживающего в России. Организация не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов

Какие выплаты освобождены от взносов

Страховыми взносами не облагаются:
1) вознаграждения иностранцам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;
2) вознаграждения иностранцам, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Такой порядок предусмотрен частью 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и частью 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.*

Изменение статуса пребывания в России

Ситуация: как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с выплат иностранному сотруднику. В течение года у сотрудника изменился статус пребывания в России *

При изменении статуса иностранного сотрудника страховые взносы начисляйте в соответствии с тарифом, установленным для его нового статуса. Это объясняется следующим.

Размер тарифов для начисления страховых взносов зависит:

В течение года статус иностранца может измениться. Например, он может получить вид на жительство и сменить статус с временно проживающего на постоянно проживающего. Также иностранец может утратить или приобрести статус высококвалифицированного специалиста.

В Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет специальных норм, регулирующих порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В месяце, в котором произошло изменение статуса сотрудника, сумму начисленных ему выплат разделите на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумму страховых взносов за месяц, в котором у сотрудника изменился статус, определяйте по следующим формулам:

Сумма пенсионных взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии = Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса ? Тариф пенсионных взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф пенсионных взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии после изменения статуса
Сумма пенсионных взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии = Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса ? Тариф взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии после изменения статуса

Сумма взносов на обязательное социальное страхование = Вознаграждения, начисленные сотруднику с начала года до дня изменения им статуса ? Тариф взносов на обязательное социальное страхование до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на обязательное социальное страхование после изменения статуса
Сумма взносов на обязательное медицинское страхование = Вознаграждения, начисленные сотруднику с начала года до дня изменения им статуса ? Тариф взносов на обязательное медицинское страхование + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на обязательное медицинское страхование после изменения статуса

Пример расчета страховых взносов с выплат иностранному сотруднику. В течение календарного года статус сотрудника изменился с временно проживающего на постоянно проживающего

Пример расчета страховых взносов с выплат иностранному сотруднику. В течение календарного года сотрудник утратил статус высококвалифицированного специалиста

Ситуация: как определить расчетную базу для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с доходов сотрудника-иностранца, с которым заключен бессрочный трудовой договор. Сотрудник, имевший статус временно пребывающего, в середине года получил вид на жительство в России (mod = 112, id = 56070)

Начисляйте пенсионные взносы исходя из всех выплат сотруднику-иностранцу в течение года. Взносы на медицинское и социальное страхование начисляйте только на ту часть выплат, которую иностранец получил после получения вида на жительство в России.

В Законе от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ нет специальных норм, регулирующих порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранца в течение года. Пересчет страховых взносов за предыдущие месяцы отчетного (расчетного) периода законодательством также не предусмотрен. Поэтому следует руководствоваться общими нормами этого закона, определяя страховой тариф в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

В зависимости от статуса и возраста сотрудника начисляйте страховые взносы с выплат, не превышающих предельную величину (568 000 руб.), по следующим тарифам:

Пенсионные взносы Взносы на медицинское страхование Взносы на социальное страхование
Страховая часть Накопительная часть
Временно пребывающий 22 0 0 0
Постоянно проживающий (1966 года рождения и старше) 22 0 5,1 2,9
Постоянно проживающий (1967 года рождения и младше) 16 6 5,1 2,9


С выплат, превышающих предельную величину (568 000 руб.), независимо от статуса и возраста сотрудника начисляйте страховые взносы по следующим тарифам:

Пенсионные взносы Взносы на медицинское страхование Взносы на социальное страхование
Страховая часть Накопительная часть
Временно пребывающий, постоянно или временно проживающий 10 0 0 0


В месяце, в котором произошло изменение статуса сотрудника, сумму начисленных ему выплат разделите на две части:

  • с начала месяца по день, предшествующий дню, в котором статус сотрудника изменился;
  • со дня, в котором статус сотрудника изменился, до конца месяца.

Сумму страховых взносов за месяц, в котором у сотрудника изменился статус, определяйте по следующим формулам:

Сумма пенсионных взносов = Выплаты сотруднику за период с начала года до дня изменения статуса ? Тариф пенсионных взносов до изменения статуса + Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца ? Тариф пенсионных взносов
Сумма взносов на обязательное социальное страхование = Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на обязательное социальное страхование после изменения статуса

Сумма взносов на обязательное медицинское страхование = Выплаты сотруднику за период со дня изменения статуса до конца текущего месяца ? Тариф взносов на обязательное медицинское страхование после изменения статуса


Что касается момента определения предельной величины выплат (568 000 руб.), то в отношении пенсионных взносов и взносов на медицинское и социальное страхование это ограничение начинает действовать в разных периодах. Объясняется это следующим. В части 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ сказано, что базой для начисления страховых взносов является сумма выплат сотруднику за исключением сумм, не подлежащих обложению, в том числе выплат сотрудникам, временно пребывающим в России. Из положений частей 4 и 5 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ следует, что предельная величина базы рассчитывается исходя из суммы облагаемых взносами выплат. До того момента, как иностранец получил вид на жительство и статус постоянно проживающего, его доходы облагались страховыми взносами только в Пенсионный фонд РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2 ст. 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Учитывая, что выплаты сотруднику облагались пенсионными взносами и в тот период, когда он находился в статусе временно пребывающего, и в период после приобретения им статуса постоянно проживающего, предельная величина выплат (568 000 руб.) определяется исходя из всех выплат, перечисленных иностранцу. В то же время в период нахождения сотрудника в статусе временно пребывающего его доходы не облагались взносами на социальное и медицинское страхование, поэтому определять предельную величину выплат организация должна исходя только из облагаемого такими взносами дохода сотрудника, то есть дохода, полученного им с момента приобретения статуса постоянно проживающего. Такой вывод также следует из формы расчета РСВ-1 ПФР, в котором предусмотрена возможность отражения разных показателей базы для начисления взносов в отношении пенсионных взносов и взносов на медицинское страхование.

Любовь Котова, заместитель директора департамента развития социального страхования Минтруда России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка