Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 августа 2013 14 просмотров

Можно ли переплату по подоходному налогу за 2011г, зачесть в счет уплаты налога за 2012г.? Нужна ли для этого выездная проверка?

Уважаемая Марина Константиновна!

В ответ на Ваш вопрос от 14.08.2013г. 

сообщаем следующее: В том случае, если переплата возникла из-за удержания излишней суммы налога с сотрудника, то организация может обратиться в налоговую инспекцию на основании заявления сотрудника о возврате переплаты. Сотруднику организация может вернуть излишне удержанную сумму НДФЛ из собственных средств организации, а переплата в бюджет будет зачтена в счет предстоящих платежей. Если переплата образовалась из-за ошибочно перечисленных в бюджет денежных средств организации, и они не удерживались из дохода сотрудника, то в такой ситуации возможен только возврат, на основании заявления о возврате излишне уплаченной суммы, как платежа, ошибочно перечисленного в бюджет. Выездная проверка в этом случае не обязательна, инспекция может потребовать от организации предоставить дополнительные документы, подтверждающие переплату, поэтому необходимые документы лучше предоставить в инспекцию вместе с заявлением. За возвратом переплаты по налогу можно обратиться в течение 3 лет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Рекомендация: Как вернуть излишне удержанный НДФЛ.

Возврат переплаты через организацию

За возвратом излишне удержанного НДФЛ человек может обратиться в организацию, которая удержала налог в качестве налогового агента. Для этого ему необходимо написать на имя руководителя организации заявление в произвольной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Возврат налога кому-либо, кроме самого налогоплательщика (в т. ч. его наследникам), не производится. Налоговым законодательством это не предусмотрено. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 марта 2013 г. № 03-04-06/7028.

Возврат налога наличными не допускается, поэтому в заявлении на возврат налога человек должен указать банковские реквизиты счета, на который налоговому агенту следует перечислять излишне удержанную сумму (абз. 4 п. 1 ст. 231 НК РФ, письмо Минфина России от 17 февраля 2011 г. № 03-04-06/9-31).

Заявление о возврате налога человек может подать в течение трех лет с момента его удержания (п. 7 ст. 78 НК РФ).  При этом право на обращение за возвратом налога не зависит от наличия трудовых (гражданско-правовых) отношений между человеком и организацией на дату подачи заявления. Например, заявление о возврате излишне удержанной суммы человек вправе подать в организацию и после увольнения из нее, но до истечения срока, предусмотренного для возврата налога. В этом случае налоговый агент обязан вернуть излишне удержанный НДФЛ уволенному сотруднику. При этом подтверждения того, что налог не был возвращен налоговой инспекцией, не требуется. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-04-06/4-370 и от 24 декабря 2012 г. № 03-04-05/6-1430.

Источниками для возврата переплаты могут быть предстоящие платежи по НДФЛ, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет:

  • из доходов того же человека, у которого возникла переплата (например, если сотрудник, у которого была удержана излишняя сумма НДФЛ, продолжает работать в организации);
  • из доходов других налогоплательщиков, по отношению к которым организация является налоговым агентом.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки, по которым был удержан НДФЛ, направляемый организацией на возврат переплаты, значения не имеют. Например, налог, рассчитанный по ставке 13 процентов, можно вернуть за счет сумм НДФЛ, начисленных по ставкам 9, 13, 30 или 35 процентов. Вместе с тем, налоговые агенты обязаны вести раздельный учет доходов (сумм НДФЛ), в отношении которых применяются разные налоговые ставки (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Срок возврата

Переплату по НДФЛ организация должна перечислить на банковский счет человека в течение трех месяцев со дня получения от него заявления. Если по истечении этого срока организация не вернет налогоплательщику переплату (полностью или частично), то на сумму невозвращенного налога она должна будет начислить проценты за каждый день просрочки. Проценты начисляются по ставкам рефинансирования, действовавшим в дни нарушения срока возврата. Об этом сказано в абзацах 3–5 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ. 

Предстоящих платежей по НДФЛ может быть недостаточно для возврата излишне удержанной суммы налога в течение трехмесячного срока, установленного абзацем 3 пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса РФ. В этом случае налоговому агенту следует обратиться за возвратом недостающей суммы в налоговую инспекцию по месту своего учета.

Заявление о возврате излишне перечисленной суммы НДФЛ нужно подать в инспекцию в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от налогоплательщика (абз. 6 п. 1 ст. 231, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Поэтому решение о способе возврата переплаты (за счет предстоящих платежей или за счет средств, возвращенных инспекцией) налоговый агент должен принять сразу после получения заявления налогоплательщика (письмо Минфина России от 16 мая 2011 г. № 03-04-06/6-112).

Возвращать переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту налоговая инспекция будет в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса РФ (абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ). До того как переплата поступит на расчетный счет организации, налоговый агент вправе вернуть человеку излишне удержанную сумму НДФЛ за счет собственных средств (абз. 9 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Следует отметить, что если организация ошибочно перечислила в бюджет НДФЛ в большей сумме, чем было удержано, то зачесть эту сумму в счет предстоящих налоговых платежей нельзя. По мнению налоговой службы, эта сумма не является излишне уплаченным налогом, поскольку она не удерживалась из доходов сотрудников, а поступила в бюджет за счет средств организации – налогового агента. Налоговые агенты не вправе платить НДФЛ за счет собственных средств (п. 9 ст. 226 НК РФ). Поэтому в такой ситуации возможен только возврат излишне уплаченной суммы как платежа, ошибочно перечисленного в бюджет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 4 июля 2011 г. № ЕД-4-3/10764.

Если переплату решено вернуть за счет средств, возвращенных из бюджета, вместе с заявлением в налоговую инспекцию нужно подать:

  • выписку из налогового регистра по НДФЛ о доходах сотрудника;
  • документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления НДФЛ.

Перечень таких документов законодательно не установлен. Однако на практике инспекция может потребовать от налогового агента:

  • копию заявления сотрудника (с указанием причины образования переплаты, даты ее возникновения и суммы);
  • копию справки по форме 2-НДФЛ по состоянию на дату обращения за возвратом;
  • данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ начиная с того года, за который был произведен перерасчет налога. В качестве документа, подтверждающего данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ, можно представить выписку по счету 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ». Сумма начислений по кредиту этого счета должна быть сторнирована на сумму переплаты налога (чтобы была видна сумма переплаты). *

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-04-06/6-229.

Пример возврата сотруднику излишне удержанного НДФЛ по ставке 13 процентов. Переплата возвращается за счет предстоящих платежей по НДФЛ, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет из доходов сотрудников

В августе 2013 года сотрудник ООО «Торговая фирма "Гермес"» А.С. Кондратьев был в командировке. По возвращении он представил авансовый отчет, в котором отразил расходы на проезд к месту командировки и обратно на сумму 10 000 руб. Билетов, подтверждающих расходы на проезд, у него не было.

Несмотря на это, расходы на проезд были компенсированы Кондратьеву на основании его заявления и приказа руководителя. Возмещаемые расходы бухгалтер включил в налоговую базу по НДФЛ в августе. Сумма НДФЛ с компенсации командировочных расходов составила 1300 руб.

Ежемесячный доход Кондратьева составляет 8000 руб. Детей у Кондратьева нет. За период январь–август стандартные вычеты сотруднику не предоставлялись. Данные о начисленных доходах и удержанном налоге приведены в таблице.

Период Сумма налогооблагаемого дохода Сумма НДФЛ к удержанию
Январь 8000 руб. 1040 руб. (8000 руб. ? 13%)
Январь–февраль 16 000 руб. 2080 руб. (16 000 руб. ? 13%)
Январь–март 24 000 руб. 3120 руб. (24 000 руб. ? 13%)
Январь–апрель 32 000 руб. 4160 руб. (32 000 руб. ? 13%)
Январь–май 40 000 руб. 5200 руб. (40 000 руб. ? 13%)
Январь–июнь 48 000 руб. 6240 руб. (48 000 руб. ? 13%)
Январь–июль 56 000 руб. 7280 руб. (56 000 руб. ? 13%)
Январь–август 74 000 руб.
(64 000 руб. + 10 000 руб.)
9620 руб. (74 000 руб. ? 13%)

 В сентябре 2013 года Кондратьев представил в бухгалтерию авиабилеты на проезд к месту командировки и обратно. Одновременно он подал заявление о возврате излишне удержанного НДФЛ в размере 1300 руб.

На основании этих документов бухгалтер «Гермеса» пересчитал совокупный налогооблагаемый доход Кондратьева за январь–август и скорректировал (сторнировал) сумму удержанного НДФЛ. Результаты корректировки представлены в таблице.

Период Сумма налогооблагаемого дохода Сумма НДФЛ к удержанию Излишне удержанная сумма НДФЛ
Январь–август 64 000 руб. (74 000 руб. – 10 000 руб.) 8320 руб. (64 000 руб. ? 13%) 1300 руб.
(9620 руб. –
8320 руб.)

 Общая сумма НДФЛ, удержанная из зарплаты всех сотрудников «Гермеса» за сентябрь, составила 130 000 руб. Из этой суммы бухгалтер «Гермеса» перечислил в бюджет только 128 700 руб. Разница в размере 1300 руб. была перечислена на банковский счет, указанный Кондратьевым в заявлении на возврат.

Операции, связанные с удержанием, пересчетом и уплатой НДФЛ в бюджет, отражены в бухучете «Гермеса» следующими записями.

В августе:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– 1300 руб. – удержан НДФЛ из компенсации командировочных расходов, документально не подтвержденных Кондратьевым;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
– 1300 руб. – перечислен в бюджет НДФЛ, удержанный из доходов Кондратьева.

В сентябре:

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

– 1300 руб. – сторнирована излишне удержанная из доходов Кондратьева сумма НДФЛ (в связи с документальным подтверждением расходов);

Дебет 20 Кредит 70
– 1 000 000 руб. – начислена зарплата сотрудникам организации за сентябрь;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– 130 000 руб. (1 000 000 руб. ? 13%) – удержан НДФЛ с зарплаты сотрудников за сентябрь;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ» Кредит 51
– 128 700 руб. (130 000 руб. – 1300 руб.) – перечислен в бюджет НДФЛ за сентябрь;

Дебет 70 Кредит 51
– 1300 руб. – перечислен Кондратьеву излишне удержанный НДФЛ.

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация:В каких случаях инспекторы могут провести выездную налоговую проверку.

Критерии отбора для проверки

Налоговый кодекс не устанавливает, при каких обстоятельствах руководитель инспекции (его заместитель) может принять решение о проведении выездной проверки в организации. Вместе с тем, приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 утверждена Концепция системы планирования выездных проверок и определены критерии, по которым производится отбор организаций для назначения в них выездных проверок (приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333).

Критерии отбора представляют собой конкретные обстоятельства или показатели деятельности, при наличии которых организация попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Для инспекции наличие таких факторов будет основанием для включения организации в план выездных проверок.  Так, например, основанием для назначения выездной проверки может стать частая смена адресов организацией или отражение убытка в отчетности на протяжении нескольких лет подряд.

В Концепции не сказано, скольким критериям организация должна соответствовать, чтобы ее включили в план проверок. Поэтому инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них. 

Кроме того, основанием для назначения выездной проверки может быть информация, подготовленная комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в налоговых инспекциях. В частности, выездную проверку могут назначить, если представитель организации не явится на заседание такой комиссии без уважительной причины. Об этом сказано в письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.

О.Д. Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

15.08.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Николина Ирина.

Ответ утвержден:

Заместитель начальника группы Горячей линии по методологии учета «Системы Главбух»

Родионов Александр.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка