Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
16 августа 2013 4 просмотра

Имеет ли право руководитель организации, являющийся ее собственником, самовольно в течение года снимать выручку с расчетного счета? И какие санкции грозят ему, в случае, если он будет это делать, указывая в чековой книжке одно назначение для снимаемой суммы, а итоге, выручка будет расходоваться не по целевому назначению?

Уважаемая Ирина Владимировна!

сообщаем следующее: Организация обязана вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. Таким образом, руководитель не может расходовать деньги компании в личных целях без оформления соответствующих документов. В частности если руководитель берет деньги подотчет, он должен представить авансовый отчет и документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств. А если руководитель не возмещает организации денежные средства, потраченные в своих личных целях, у него возникает доход в натуральной форме. Согласно ст.211 НК РФ доходы, выплаченные в натуральной форме, облагаются НДФЛ по ставке 13%. В этом случае организация, как налоговый агент должна удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В данном случае за нарушение ведения учета, санкции могут быть наложены на организацию.

Организация может принимать решение о выплате учредителям части прибыли (дивиденды) в течение года. Выплачивать дивиденды можно ежеквартально, раз в полгода или раз в год.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

Статья: Что учредителю можно делать с деньгами компании и чего никак нельзя

Владелец компании имеет неограниченный доступ к финансам предприятия. Особенно если одновременно он является его директором. Зачастую собственники бизнеса обращаются в бухгалтерию с просьбой выдать некоторую сумму или оплатить их личные нужды. Как объяснить учредителю последствия такой операции? Эта статья поможет вам найти общий язык с самым высоким начальством.

Вопрос № 1. Почему нельзя взять деньги компании просто так?*

Любой расход компании должен быть обоснован. Именно поэтому просто так снять деньги нельзя. В противном случае организация как минимум получит замечание от обслуживающего банка. А как максимум – серьезные проблемы с налоговой.

Поэтому встает вопрос: как можно обосновать выдачу средств? Вариантов тут не так много. Во-первых, деньги можно получить взаймы. Во-вторых, взять средства можно под отчет. И в-третьих, компания может выплатить своим учредителям дивиденды. Первые два варианта проще. Однако что заем, что подотчет изначально предполагают возврат средств. Конечно, учредитель может оставить эти деньги себе. Но тогда с них придется заплатить налог.* Расскажем о каждом варианте подробнее.

Вопрос № 2. На каких условиях можно взять заем?*

Договор займа компания может заключить с любым учредителем: и тем, кто работает в компании (скажем, директором), и тем, кто в штате не числится. Ограничений по суммам и срокам возврата тут тоже нет. Как только договор будет подписан, средства можно перечислить на счет собственника или выдать из кассы.

Кстати, если учредитель является директором компании, то он может подписать договор займа с двух сторон – как заемщик и как официальный представитель заимодавца. Закон этого не запрещает.

Казалось бы, получать займы очень удобно. Но тут есть одна загвоздка. Если средства будут выданы под нулевой или даже минимальный процент, у учредителя возникнет доход. И с него компания будет обязана удержать НДФЛ. Этот своего рода виртуальный доход называется материальной выгодой, которая есть не что иное, как экономия на процентах*. Ведь если бы учредитель получал деньги в банке, ему бы пришлось некоторый процент за это заплатить. А тут, ясное дело, никаких процентов нет.

Единственный случай, когда с материальной выгоды по займу не нужно удерживать НДФЛ, – это ситуация, когда полученные средства человек потратил на новое жилье.

Как рассчитывают материальную выгоду? Сначала берут 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Потом вычитают из этого показателя процент по займу, который в нашем случае равен нулю. Результат делят на 365 или 366 дней (в зависимости от того, какой год – високосный или нет), умножают на сумму займа и период, в течение которого учредитель пользовался деньгами. В итоге как раз и получается сумма матвыгоды, с которой бухгалтерия должна удержать НДФЛ. Причем не по стандартной ставке 13 процентов, а по повышенной – 35. Налог этот будет исчислен в тот день, когда учредитель вернет заем.

Бухгалтер будет обязан удержать НДФЛ из любых доходов владельца бизнеса. Если учредитель никаких доходов от компании получать не будет, об исчисленном НДФЛ бухгалтер будет обязан в течение месяца сообщить в налоговую инспекцию.*

Вопрос № 3. Что будет, если заем не вернуть?

Можно ли не возвращать заем? Конечно, можно. Но НДФЛ с матвыгоды все равно будет исчислен – в день, когда долг будет официально прощен или истекут три года (срок исковой давности). То есть 35 процентов с данного виртуального дохода придется заплатить в любом случае. Кроме того, невозвращенный заем станет доходом учредителя. И с него придется заплатить стандартные 13 процентов.* Их бухгалтерия также удержит из любых других доходов либо сообщит об исчисленном налоге в инспекцию.

Пример: Расчет налогов с суммы прощенного займа*

Учредитель ЗАО «Юпитер» Н.А. Петров является директором этой компании. 15 сентября 2009 года он взял в качестве беспроцентного займа у своей организации 50 000 руб. Спустя год заем был официально прощен. Соответствующее соглашение было подписано ЗАО «Юпитер» и Петровым 15 сентября 2010 года. За период пользования беспроцентным займом Петров получил материальную выгоду в виде экономии на процентах. С нее бухгалтер «Юпитера» удержал НДФЛ. Сумму материальной выгоды он рассчитал исходя из ставки рефинансирования на дату прощения долга – 7,75 процента. При погашении займа сумма материальной выгоды составила: 2/3 ? 7,75% ? 50 000 руб. : 365 дн. ? 107 дн. = 757 руб. – за 2009 год; 2/3 ? 7,75% ? 50 000 руб. : 365 дн. ? 258 дн. = 1826 руб. – за 2010 год.

НДФЛ с суммы матвыгоды составит 904 руб. ((757 руб. + 1826 руб.) ? 35%). НДФЛ с дохода учредителя составит 6500 руб. (50 000 руб. ? 13%). Таким образом, из ближайшей зарплаты Петрова бухгалтер удержит дополнительно 7404 руб. (904 + 6500).

Понятно, что деньги, которые для учредителя являются доходом, для компании расход. Однако если средства брал учредитель-директор, то расходы компании увеличиваются еще и на сумму страховых взносов. Их начисляют на все доходы, которые получает персонал. Если компания платит налоги по общей системе, ставка по взносам в фонды составляет 26 процентов. Таким образом, простив директору-собственнику долг в 100 000 руб., компания заплатит в фонды дополнительно 26 000 руб.

Если же речь идет об учредителе, который не является директором, платить взносы не придется.

Вопрос № 4. Когда можно взять средства под отчет?

Получать деньги под отчет могут только сотрудники компании. И только в пределах определенного лимита – он должен быть прописан в учетной политике организации. В том же документе есть максимальный срок, в течение которого нужно вернуть подотчетные суммы или отчитаться по ним. То есть сдать авансовый отчет, в котором придется подробнейшим образом расписать, на что были потрачены деньги. Предполагается, что средства берутся для того, чтобы потратить их во благо предприятия.

А если учредитель-директор потратит деньги на личные нужды? Или просто не вернет средства, не отчитавшись? Тут почти так же, как и в предыдущем случае, деньги становятся доходом учредителя, с них удерживают 13-процентный налог, а компания начисляет страховые взносы. Зато материальной выгоды при выдаче денег под отчет не возникает. А значит, платить 35 процентов с виртуального дохода не придется.*

Вопрос № 5. В каком случае учредитель может получить деньги в виде дивидендов?

Дивиденды – это прибыль компании, которую учредители могут распределить между собой. Поэтому получать деньги в качестве дивидендов можно только тогда, когда предприятие работает без убытка. Ставка НДФЛ с дивидендов составляет 9 процентов.*

Если у компании нет прибыли по итогам прошедшего года или хотя бы квартала, но есть нераспределенная прибыль прошлых лет, можно направить ее на выплату дивидендов. Конечно, при условии, что это не приведет к такому состоянию, при котором выплата дивидендов запрещена. А запрещена она вот когда.

Нельзя выплачивать дивиденды, если чистые активы компании меньше уставного и резервного капитала. Последние два показателя есть в балансе. А чистые активы рассчитывают по специальной формуле. Грубо говоря, это все оборотные и внеоборотные средства компании за вычетом ее обязательств. Все эти показатели также есть в балансе.

Допустим, компания работает с прибылью. Величина чистых активов также позволяет выплатить дивиденды. Чтобы получить их, учредителям придется провести общее собрание участников и принять на нем решение распределить заработанное.

<…>

Журнал «Главбух», № 19, сентябрь 2010

12.08.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Кунгурова Елена

Ответ утвержден:
ведущий эксперт Горячей линии «Системы Главбух»
Колосова Наталья.

___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Статьи по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка