Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 августа 2013 13 просмотров

Организацией приобретена линия по производству изделий вибропрессованием. Вместе с линией были приобретены 3 прессформы, стоимость которых вошла в первоначальную стоимость основного средства. Оборудование введено в эксплуатацию в апреле 2013 года. В августе приобретено дополнительно 3 прессформы для разных видов тротуарной плитки. Вопрос: как учесть стоимость прессформ?- как дооборудование путем увеличения первоначальной стоимости основного средства- как отдельные единицы учетаОрганизация на общем режиме налогобложения. Оборудование отнесено к 4 группе, 61 месяц

 пресс-формы относятся к специальной оснастке и учитываются как отдельные единицы учета (либо в качестве материалов, либо в качестве основных средств).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.

1.Рекомендация: Как провести и отразить в бухучете и при налогообложении достройку (дооборудование) основных средств

В связи с производственной необходимостью организация может основное средство достроить (дооборудовать).

Ситуация: что понимается под достройкой и дооборудованием основных средств

Достройка и дооборудование проводятся с целью придать основному средству новые качества и характеристики (абз. 2 п. 2 ст. 257 НК РФ). Однако сами термины «достройка» и «дооборудование» в законодательстве не определены. Вместе с тем в пункте 6 ПБУ 6/01 и пункте 10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, установлено, какие приспособления и принадлежности должны учитываться вместе с основным средством. Следуя этим требованиям, можно определить достройку и дооборудование основного средства следующим образом.

Достройка – это возведение новых частей зданий (сооружений). Например, пристройка к зданию. При этом возведенные части должны составлять единое целое со зданием (сооружением) и не иметь самостоятельного хозяйственного назначения. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 03-03-06/1/91. Кроме того, в письме Минфин России от 26 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/251 сказано, что к достройке можно отнести внутренние и наружные работы по отделке зданий (сооружений). При условии, что эти работы проводятся не в связи с ремонтом здания (сооружения).

Дооборудование означает дополнение основного средства новыми (а не взамен уже существующих) частями, деталями и другими предметами, которые будут с ним составлять единое целое и иметь общее управление*. Например, установка в компьютере CD-ROM, монтаж кунга на шасси автомобиля (письмо Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/94).

<…>

Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Статья: Оптимизируем учет специальной оснастки

Иногда для изготовления продукции предприятия применяют специальную оснастку и приспособления. Что к ним относится и как их учитывать, определено правилами бухгалтерского учета. А вот при исчислении налога на прибыль такого объекта учета не предусмотрено. Возможно ли сблизить налоговый и бухгалтерский учет оснастки? Ответ на этот вопрос – в нашей статье.

Налоговый учет

В целях исчисления налога на прибыль объекты учета, которые по своей сути являются специальной оснасткой или специальными приспособлениями, признаются либо амортизируемым имуществом, либо материальными расходами. Это следует из положений статей 256 и 257 Налогового кодекса РФ.

Определения специальной оснастки и приспособлений

Четкие критерии отнесения объектов к предметам специальной оснастки и приспособлений применяются в бухучете. Они содержатся в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, которые утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н.

Специальный инструмент и специальные приспособления – это технические средства, которые обладают индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначены для обеспечения условий изготовления конкретных видов продукции.

К ним относят инструменты, штампы, пресс-формы, изложницы, прокатные валки, модельную оснастку, стапели, кокили, опоки, другие виды специальных инструментов и специальных приспособлений.*

Дело в том, что любое имущество признается амортизируемым, если срок его полезного использования более 12 месяцев, а первоначальная стоимость более 20 000 руб. В свою очередь основными средствами признают часть имущества, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации продукции или для управления организацией первоначальной стоимостью также более 20 000 руб.

Если же используемая в производстве оснастка не отвечает критериям амортизируемого имущества, то ее стоимость включают в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию* (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

На практике специальная оснастка и приспособления имеют стоимость, намного превышающую указанный лимит, да и использоваться в производстве они могут более года. Поэтому в налоговом учете предприятия не имеют вариантов их учета и в большинстве случаев зачисляют их в состав основных средств. А раз так, то и амортизировать такие предметы можно либо линейным методом, либо нелинейным (п. 1 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтерский учет

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в отношении специальной оснастки и приспособлений более четкое. Здесь квалифицирующим признаком для идентификации спецоснастки является ее предназначение для выполнения нетиповых операций. При этом конкретный перечень объектов, которые будут учитываться по особым правилам, определяет само предприятие. И ориентируется оно на особенности своего технологического процесса.

Тем не менее спецоснастку можно учитывать и по правилам, установленным для учета основных средств (п. 9 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).

Если предприятие приняло решение учитывать спецоснастку в составе материально-производственных запасов, то это делают на счете 10 «Материалы», к которому открывают субсчета «Специальная оснастка на складе» и «Специальная оснастка в эксплуатации».

Погашать стоимость спецоснастки в бухучете разрешено двумя способами – линейным и пропорционально объему выпущенной продукции. Как следует из пункта 24 Методических указаний, пропорционально объему продукции списывают стоимость тех видов спецоснастки, срок полезного использования которой связан с количеством выпущенных изделий (например, штампы, пресс-формы, прокатные валки и т. п.).

А вот когда физический износ напрямую не зависит от выпуска продукции, применяют линейный способ (например, стапельная оснастка, шаблоны, контрольно-испытательная аппаратура).*

Сближаем учет

Итак, право идентификации спецоснастки в бухучете и способ погашения ее стоимости предоставлены предприятию. А вот в налоговом учете разнообразия выбора нет.

В таком случае если стоимость и срок использования позволяют отнести это имущество к амортизируемому, то можно признать рациональным вести его учет в качестве основных средств, то есть одинаково и в бухгалтерском учете, и при налогообложении прибыли. Конечно, нужно устанавливать одинаковые сроки полезного использования и одинаковый метод начисления амортизации. В данном случае таким методом будет линейный.

Можно порекомендовать и укрупненный учет объектов спец-оснастки. Для этого объекты, составляющие комплект оснастки, объединяют в отдельные группы. Таким группам присваивают общий код, отражающий принадлежность этих объектов к той или иной группе. Сформированные таким образом комплексы также зачастую учитываются как объекты основных средств, в особенности если хотя бы по части из составных элементов срок полезного использования превышает 12 месяцев.

Для комплекса спецоснастки срок полезного использования устанавливается исходя из максимально возможного срока службы.

В налоговом учете это также возможно, но только в том случае, если в первичной документации они не фигурируют как отдельные предметы. При этом срок полезного использования и амортизационная группа определяются исходя из максимальных величин.

Отрицательным фактором в данном случае будет то, что стоимость имущества в налоговом учете списывается медленнее. А это увеличивает суммы налога на прибыль и на имущество.

Отметим, что увеличение доли амортизируемого имущества в «ущерб» запасам положительно сказывается при анализе финансового состояния и результатов деятельности предприятия в целом.

Иногда сблизить учет невозможно

Бывает, что предприятию приходится списывать стоимость спецоснастки пропорционально объему выпущенной продукции. В таком случае в бухгалтерском учете будут возникать временные разницы, которые следует учитывать в порядке, предусмотренном ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». При этом если в бухучете стоимость будет списываться быстрее, чем в налоговом, то у предприятия будет возникать отложенное налоговое обязательство. Если же произойдет обратная ситуация – то отложенный налоговый актив.

В дальнейшем временные разницы будут списываться.

Журнал «Учет в производстве», № 3, III квартал 2009

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка