Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 августа 2013 9 просмотров

Прошу Вас разъяснить следующую ситуацию:Коммерческое предприятие применяет систему ЕСХН и в 2010,2011,2012 годах получало субсидии из разных уровней бюджета по программе развитие овощеводства, данные денежные средства были получены как компенсация затрат на строительство тепличного комплекса который введен в эксплуатацию в 2013 году1.Каким образом и вообще включаются ли данные субсидии в доходы?2.Каким образом принимаютя по ним расходы?3.Можно ли принять расходы на строительство одновременно с доходами несмотря на то что объект введен в эксплуатацию в 2013 году, но расходы на его строительство понесены и оплачены в 2010,2011,2012 годах?4. Если предприятие находилось на ЕСХН, но фактически все эти годы 2010-2012 продукцию не производило, а занималась строительством тепличного комплекса для дальнейшего осуществления деятельности по ЕСХН, не теряет ли оно право на применение данного налогового режима?

Организация, применяющая ЕСХН, не получившая по итогам налогового периода доходов от реализации сельхозпродукции, не утрачивает права на применение спецрежима в виде уплаты ЕСХН, если отсутствие выручки вызвано проведением подготовки к выпуску продукции (строительство сельхозобъектов, разработка земельного участка, оформление необходимой документации и т.п.).

Суд пришел к выводу, что в такой ситуации статус сельхозпроизводителя не утрачивается, а поэтому требование налогового органа уплатить налоги в соответствии с ОСНО неправомерно (Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2012 № А23-2534/2011). К аналогичным выводам приходят и другие суды (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2010 № Ф03-2288/2010 (Определением от 24.08.2010 № ВАС-11485/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), Поволжского округа от 05.04.2010 № А72-16139/2009, Северо-Кавказского округа от 21.08.2009 № А32-11359/2008-46/168 и др.).
Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Таким образом, расходы на строительство тепличного комплекса для дальнейшего осуществления деятельности по ЕСХН, списываются до конца налогового периода равными долями, начиная с даты ввода в эксплуатацию объекта.
Субсидия, полученная на возмещения затрат по строительству объекта включается в налогооблагаемую базу единовременно по факту получения. Никаких исключений для компенсации затрат за счет бюджета Налоговый кодекс РФ не содержит.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух

1. Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

<…>

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Ситуация: Как отнести к расходам стоимость основных средств (нематериальных активов), приобретенных (сооруженных, изготовленных) в период применения упрощенки, – единовременно в момент ввода в эксплуатацию (отражения на счете 04) или равными долями в течение года

Стоимость основных средств и нематериальных активов относите на расходы равными долями в течение налогового периода. Такой порядок применяется в отношении всех активов: как приобретенных до перехода на упрощенку, так и приобретенных в период применения этого спецрежима (абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Равные доли стоимости имущества отражайте в расходах в последний день каждого отчетного периода в течение календарного года.

Такой подход подтверждают положения пункта 3.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н*, и контролирующие ведомства (письма Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-04-06-01/6, от 25 сентября 2007 г. № 03-11-04/2/234, от 17 ноября 2006 г. № 03-11-04/2/244, ФНС России от 27 февраля 2010 г. № 3-2-11/6).

Следуя такой позиции, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) объектов нужно учитывать начиная с того отчетного периода, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий:
– оплата стоимости основного средства и нематериального актива;
– ввод в эксплуатацию основного средства (отражение на счете 04 нематериального актива);
– подача документов на госрегистрацию прав на имущество (в отношении объектов недвижимости).

Это следует из положений подпунктов 1–2 пункта 3 статьи 346.16, абзаца 12 пункта 3 статьи 346.16 и подпункта 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Чтобы определить сумму, которую нужно включить в расходы в конце каждого отчетного и налогового периода, воспользуйтесь формулами:*

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) основного средства (нематериального актива), учитываемые в последний день отчетного (налогового) периода = Первоначальная стоимость основного средства (нематериального актива) : Доля расходов на приобретение основного средства (нематериального актива), учитываемая в текущем отчетном (налоговом) периоде

Доля расходов на приобретение основного средства (нематериального актива), учитываемая в текущем отчетном (налоговом) периоде = 1 : Количество кварталов в периоде с момента выполнения всех условий по включению стоимости объекта в расходы до конца года


Такие правила установлены в пунктах 3.13–3.17 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н, и подтверждены в письме ФНС России от 27 февраля 2010 г. № 3-2-11/6.

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Ситуация: Нужно ли при расчете единого налога включить в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые не относятся к средствам целевого финансирования в целях налогообложения. Организация применяет упрощенку

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:*

  • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:*

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

  • средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
  • средства получены для использования по иному назначению.

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. Однако организации, которые применяют объект «доходы», должны выполнить для этого дополнительное требование – вести учет израсходованных сумм субсидий. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен в письме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).*

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка