Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 августа 2013 4 просмотра

Какие предусмотрены санкции за не проведение обязательного аудита?

На сегодняшний день ответственность за отсутствие аудиторского заключения не предусмотрена.

В 2012 году Минфином России подготовлен Проект закона о дополнении КоАП РФ статьей 15.37, предусматривающей ответственность за непредставление аудиторского заключения в сумме от 400 тыс. до 700 тыс. руб. (http://www.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?id4=17314).

На сегодняшний день проект по-прежнему не внесен в Госдуму РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Рекомендация: В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

  • открытым акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:*

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2012 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

<…>


Ситуация: вправе ли налоговая инспекция не принять годовую бухгалтерскую отчетность, если в ее состав не входит аудиторское заключение. Организация должна проходить обязательный аудит*

Нет, не вправе.

Организация обязана представлять в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете, годовую бухгалтерскую отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках) и приложений к ним. Такой перечень установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

В свою очередь, приложениями к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и пояснения в текстовой или табличной форме. Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Аудиторское заключение в числе обязательных приложений к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах не названо.

Вместе с тем, в пункте 5 ПБУ 4/99 сказано, что помимо перечисленных документов в состав бухгалтерской отчетности входит Пояснительная записка и аудиторское заключение (если организация подлежит обязательному аудиту). Кроме того, в абзаце 5пункта 4 постановления Конституционного суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П установлено, что аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Без этого документа отчетность не может быть принята, и налоговая инспекция не вправе считать ее достоверной.

Однако указанное судебное решение было приято в рамках старого законодательства, а именно в период действия Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗпункт 2 статьи 13 которого включал аудиторское заключение в состав бухгалтерской отчетности. Что касается ПБУ 4/99, то его положения применяются в части, не противоречащей Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗписьмо Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012).

Следовательно, в настоящее время вышеуказанные нормы пункта 5 ПБУ 4/99 и абзаца 5 пункта 4 постановления Конституционного суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П применяться не должны.

Таким образом, аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности. Такой вывод подтверждается и письмом Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.*

Поэтому налоговая инспекция обязана принять бухгалтерскую отчетность и без аудиторского заключения.

<…>

Сергей Разгулин, заместитель директора

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

<…>

«Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

<…>

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением*».

<…>

3. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете»

«Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения:

1) часть 1 статьи 4.5 после слов «о промышленной безопасности,» дополнить словами «об аудиторской деятельности,»;

2) главу 15 дополнить статьей 15.37 следующего содержания:

«Статья 15.37. Непредставление аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью

Непредставление юридическим лицом аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в установленном порядке в случаях, когда обязанность по представлению такого заключения установлена законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей*».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка