Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
21 августа 2013 24 просмотра

Как правильно списать дизтопливо по грузовому фургону, какие параметры нужно учесть при этом, что бы не было претензий со стороны налоговиков. Наш фургон занимается развозом груза (новогодней упаковки) по городу и между городами, как в одном регионе так и между регионами РФ.

Уважаемый Михаил Васильевич!

сообщаем следующее: Для отнесения стоимости ГСМ на расходы необходимо наличие правильно оформленных путевых листов или документов, заполненных на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, подтверждающих производственные цели эксплуатации фургона. Организация вправе применять унифицированную форму путевого листа или разработать её самостоятельно. Для экономического обоснования расходов на ГСМ можно использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России, или самостоятельно разработать внутриорганизационные нормы расхода ГСМ.

Подробный порядок учет списания ГСМ приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные

<…>

Путевой лист

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 1 ст. 252 НК РФ). Для подтверждения используйте путевые листы.*

Организация может использовать:
– унифицированные формы;
– самостоятельно разработанные путевые листы (см., например, упрощенную форму путевого листа легкового автомобиля).

Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Приведенные в нем формы обязательны лишь для автотранспортных организаций. Однако и остальные организации при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей могут использовать путевой лист в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

Особенности оформления типовых форм путевых листов в зависимости от вида и назначения автомобилей представлены в таблице.

Организации вправе самостоятельно разработать бланки путевых листов (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161). Применение нетиповых путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Форма путевого листа, разработанная организацией самостоятельно, должна включать в себя все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 (например, номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и т. д.) (письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. № 03-03-06/2/161). А также отвечать требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

<…>

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца.* Если транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

Путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом). В наименовании путевого листа необходимо указать тип транспортного средства (например, путевой лист легкового автомобиля, путевой лист автобуса).

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности деятельности организации.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Главбух советует: при оформлении путевых листов заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут послужить основанием для исключения путевых листов из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность расходов придется доказывать в суде.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают, что несоответствия в путевых листах не опровергают факт несения расходов и их связь с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008). В то же время многие суды подтверждают, что расходы на ГСМ не уменьшают налоговую базу, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях спидометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 25 августа 2008 г. № 10353/08, постановления ФАС Центрального округа от 18 апреля 2008 г. № А36-3124/2006Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа не представляется возможным, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности спидометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания спидометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания спидометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой. В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848.

Для контроля за движением путевых листов и сдачей их в бухгалтерию применяется журнал учета движения путевых листов (п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152). Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 предусмотрена типовая форма этого документа (форма № 8).

Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Ситуация: как в путевом листе описать маршрут следования автомобиля

В путевом листе укажите конкретный пункт назначения (например, «место отправления – г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 34; место назначения – г. Владимир, ул. Стартовая, д. 8»). Недопустимы записи типа «поездки по городу». Если автомобиль эксплуатируется в пределах одного населенного пункта, в путевом листе следует указать каждый адрес, где побывал водитель. Кроме того, нужно указывать время выезда, прибытия и километраж на протяжении всего маршрута следования. Если эти графы будут заполнены некорректно, то расходы на ГСМ по данному путевому листу могут быть признаны необоснованными. Это объясняется тем, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте и времени следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2006 г. № 20-12/100253от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213Росстата от 3 февраля 2005 г. № ИУ-09-22/257.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям не указывать в путевом листе маршрут следования автомобиля. Они заключаются в следующем.

Для отнесения стоимости ГСМ на расходы необходимо наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих производственные цели эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 252 НК РФч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Организации (кроме автотранспортных) могут использовать для этих целей бланки путевых листов, разработанные самостоятельно. При этом такие документы должны содержать все обязательные реквизиты, приведенные в разделе II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Однако путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не являются обязательными реквизитами первичных документов (путевых листов), разработанных организацией (раздел II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому для признания стоимости ГСМ в расходах указание маршрута следования автомобиля в путевом листе не обязательно. Вместе с тем, если организация захочет воспользоваться данной точкой зрения, не исключено, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

Есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность изложенной позиции (см., например, постановления ФАС Московского округа от 26 августа 2010 г. № КА-А41/9668-10от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10от 8 декабря 2009 г. № КА-А40/13500-09от 25 мая 2009 г. № КА-А40/4142-09, Северо-Западного округа от 18 ноября 2009 г. № А44-1106/2009от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008, Уральского округа от 12 октября 2010 г. № Ф09-8425/10-С3от 5 марта 2008 г. № Ф09-1053/08-С3).

Вместе с тем, существует и противоположная арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. № А33-10451/2009от 21 октября 2009 г. № А33-13602/08,Центрального округа от 5 марта 2007 г. № А14-15515/2005/631/34).

Ситуация: с какой периодичностью нужно оформлять путевой лист автомобиля

На автотранспортных предприятиях путевые листы действительны в течение одного дня (смены). Поэтому оформлять такие документы нужно ежедневно. На более длительный срок они выдаются только при командировках. Тогда водитель самостоятельно записывает подробный маршрут с указанием соответствующих дат. Это следует из раздела 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Организации, которые не относятся к автотранспортным, оформляют путевые листы с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ, но не реже одного раза в месяц (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51).

Данные приборов учета

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем.* Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354.

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:*

Количество топлива, подлежащее списанию на затраты (л) = Остаток топлива при выезде автомобиля (л) + Количество топлива, заправленного в бак автомобиля (л) Остаток топлива на конец дня (л)

 Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФОпо средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3
– списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

ОСНО: налог на прибыль

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав:

Это подтверждает Минфин России в письмах от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61.

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 НК РФ). Если цена содержит в себе НДС, то сумму этого налога следует исключить из налоговой базы (п. 1 ст. 170 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов, который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264п. 1 ст. 170 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм

Нет, не нужно.

Объясняется это тем, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме при условии, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12.

При этом порядок подтверждения экономической оправданности законодательством не регламентирован. Организация в каждом конкретном случае должна сформировать документы, позволяющие подтвердить обоснованность фактических расходов.

Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ используйте нормы, рекомендованные Минтрансом России, или самостоятельно разработайте внутриорганизационные нормы расхода ГСМ.*

Внутриорганизационные нормы утвердите приказом руководителя организации. Нормы должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ (утверждаемые приказом) по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).

При разработке внутриорганизационных норм в качестве ориентира организация вправе использовать нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, а также письмо ФНС России от 29 марта 2006 г. № ГИ-6-17/337.

Экономически обоснованным может быть и заключение договора на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, целесообразно воспользоваться нормами расхода ГСМ, утвержденными отраслевыми ведомствами (например, предприятиям лесной промышленности – Нормами расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденными приказом Россельхоза от 13 сентября 1999 г. № 180).

Если внутриорганизационные нормы расхода ГСМ будут превышены, то необходимо документально подтвердить обоснованность этого превышения. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только в отношении автомобилей, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.

<…>

С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 14.03.2008 № АМ-23-Р

<…>

2.3. Грузовые бортовые автомобили

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 · (Hsan · S + Hw · W) · (1 + 0,01 · D), (3)*

где Qн - нормативный расход топлива, л;

S - пробег автомобиля или автопоезда, км;
Hw - норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км;
D - поправочный коэффициент к нарме (суммарная относительная надбавка или снижение), %.
Hsan - норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза. Коэффициент Hsan определяется по формуле:

Hsan = Hs + Hg · Gnр, л/100 км, (3.1)

где Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg - норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км;
Gnр - собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
W - объем транспортной работы, т·км. Коэффициент W определяется по формуле:

W = Gгр · Sгр (3.2)

где Gгр - масса груза, т;
Sгр - пробег с грузом, км.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в т.км, норма расхода топлив увеличивается дополнительно к базовой норме (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина - до 2 л; дизельного топлива - до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (СНГ) - до 2,64 л; сжатого природного газа (СПГ) - до 2 куб.м; на газодизельном автомобиле ориентировочно - до 1,2 куб.м сжатого природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

<…>

2.6. Фургоны

Для автомобилей-фургонов нормативное значение расхода топлив определяется аналогично бортовым грузовым автомобилям по формуле (3).
Для фургонов, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента - до 10% к базовой норме.*

<…>

22.08.2013г.

С уважением,

эксперт «Системы Главбух» Немова Екатерина

Ответ утвержден:

Ведущий эксперт группы Горячей линии "Системы Главбух"

Гранаткин Сергей

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка