Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
28 августа 2013 26 просмотров

Организация находилась в Москве и состояла на учете в ИФНС г Москва. В ноябре 2012г. организация переехала в подмосковье и произвела перерегистрацию в подмосковное ИФНС. Организация находится на УСН 6%. По запросу в июле 2013г был получен акт сверки по налогам и сборам. В нем по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве налогообложения доходы по ОКАТО г. Москвы стоит переплата, а по ОКАТО подмосковному стоит недоплата и начислены пени. После обращения в налоговую с заявлением о переносе переплаты с ОКАТО г. Москвы на подмосковье и пересчете пени был получен ответ, что переплата перенесена, но пени снимать налоговая не собирается, мотивируя, что организация должна была раньше сделать сверку. Подскажите правомочны ли такие действия и как поступить в данном случае, какие нормативные и законодательные акты подтверждают деятельность ИФНС и какие действия необходимо предпринять организации.

Нет, действия инспекции не правомерны сразу по 2-м основанием:

1. При наличии переплаты и недоимки по одном и тому же налогу, оснований для начисления пеней не имеется, поскольку у организации фактически отсутствует задолженность перед бюджетом. Причем разница в ОКАТО не является основанием для неуплаты налога.

2. При переезде из одной ИФНС в другую, инспекция должна направить уведомление в адрес компании с приглашением на сверку. Эти правила установлены пунктом 3.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

В данной ситуации Вам необходимо обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган (УФНС) с просьбой отменить начисление пеней. Если УФНС ответит отказом, либо проигнорирует жалобу, то по истечении 30 дней с момента получения УФНС жалобы, можно обратиться в суд за защитой своих прав.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

1. Рекомендация: Как организации перечислить налог в бюджет

Когда налог считается уплаченным

Налог считается уплаченным в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение на его перечисление со своего расчетного счета на счет Казначейства России. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно средств для уплаты налога. Иные способы перечисления налогов, например в наличной форме, через платежные терминалы, переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрены (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287).

Кроме того, налог считается уплаченным в тот день:

  • когда налоговая инспекция приняла решение о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения обязательств по другому налогу;
  • когда с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент (если за ним законодательно закреплена такая обязанность).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.*

Налог не считается уплаченным, если:

  • организация отозвала из банка свое платежное поручение на уплату налога;
  • в платежном поручении на уплату налога неправильно указаны банковские реквизиты Казначейства России;
  • для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКАТО) в платежном поручении. Опираясь на положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКАТО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа. Такой вывод содержится, в частности, в определениях ВАС РФ от 10 июня 2010 г. № ВАС-4111/10, от 24 ноября 2008 г. № 15056/08, постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. № Ф03-8247/2009, от 15 сентября 2009 г. № Ф03-4703/2009, от 30 марта 2009 г. № Ф03-1121/2009, Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № Ф04-5714/2009(20002-А45-34), от 12 марта 2009 г. № Ф04-1367/2009(1886-А45-29), Северо-Западного округа от 4 июля 2011 г. № А05-5601/2010, от 14 марта 2011 г. № А05-4762/2010, Центрального округа от 31 октября 2008 г. № А48-1935/08-8, Волго-Вятского округа от 18 августа 2008 г. № А38-407/2008-4-53, Московского округа от 29 июля 2011 г. № КА-А40/7917-11, от 30 июня 2011 г. № КА-А40/6142-11-2, от 1 июля 2009 г. № КА-А41/5651-09, от 3 июля 2008 г. № К-А40/5715-08, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № № А32-28465/2011, Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2011 г. № А33-6313/2011, от 1 сентября 2011 г. № А33-3885/2010, от 26 апреля 2010 г. № А19-13821/09, от 21 мая 2008 г. № А33-15157/07-Ф02-2044/08, Уральского округа от 17 ноября 2010 г. № Ф09-9113/10-С2, от 19 мая 2008 г. № Ф09-3429/08-С3. А в постановлении от 31 января 2013 г. № А64-5684/2012 ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных поручений на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа.*

Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные статьей 78 Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284, Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. № А41-23154/11).

Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92.

Пени за просрочку

Если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки

Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Как провести сверку расчетов с налоговой инспекцией

Порядок проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлен пунктом 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Сверка проводится с налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете.

Обязательное проведение сверки

В обязательном порядке сверка проводится в следующих случаях:

Сверка также может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, взносов), пеней и штрафов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

Порядок проведения сверки в каждом случае, приведенном в пункте 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, имеет свои особенности.

Переход в другую инспекцию и ликвидация

Если сверка проводится по причине перехода в другую инспекцию, о дате проведения сверки организация узнает из уведомления, которое направляет ей налоговая инспекция. Для проведения сверки представитель организации должен явиться в инспекцию лично. Эти правила установлены пунктом 3.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

При сверке представитель налоговой инспекции составляет акт сверки (первый раздел) в трех экземплярах. Если расхождений в расчетах нет, то представители организации и инспекции подписывают акт сверки. Первый экземпляр вручается организации. Второй направляется в налоговую инспекцию по новому месту учета организации. Третий остается в архиве прежней налоговой инспекции. Такой порядок изложен в пункте 3.3.4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

При выявлении расхождений и после исправления ошибок в инспекции составляется акт сверки (первый раздел) в трех экземплярах с учетом изменений на текущую дату (п. 3.3.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).*

Если представитель организации не явился в срок, указанный в уведомлении, то представитель инспекции подписывает акт в одностороннем порядке (п. 3.3.2 и 3.3.7 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). Этот акт сверки по почте направляется организации, а также в налоговую инспекцию по новому месту учета организации (п. 3.3.7 и 3.3.8 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

В аналогичном порядке проводится сверка и при ликвидации (реорганизации) организации.

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Статья: Как компаниям удается избежать уплаты пеней по налогам или снизить их размер

Пени не начисляются при наличии у компании переплаты, которую можно зачесть в счет погашения недоимки

Излишне уплаченные налоговые платежи могут быть зачтены или возвращены налогоплательщику (п. 5 ст. 21, ст. 78 НК РФ)1. Такой зачет налоговики вправе произвести и самостоятельно, без заявления налогоплательщика (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Соответственно если у компании имеется переплата, достаточная для погашения существующей недоимки, то формально задолженность будет отсутствовать. Ведь после проведения зачета бюджет не понесет каких-либо потерь.*

Однако зачесть переплату в счет имеющейся недоимки можно не всегда. Так, Минфин России в письме от 26.04.11 № 03-02-07/1-141 уточнил, что НК РФ не ограничивает осуществление зачета соответствующих видов налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами. И налоговики вправе зачесть налоговую переплату в счет недоимки, образовавшейся по тому же виду налога. При этом не имеет значения, в бюджет какого уровня такой налог уплачивается.

Наиболее частые споры по вопросу правомерности начисления пеней, в случае когда имеющаяся переплата достаточна для погашения недоимки, возникают в следующих ситуациях.

Пени начислены при наличии у компании переплаты того же налога в тот же бюджет. Суды единогласно признают подобные действия налоговиков неправомерными. Арбитры указывают, что начисление пеней без учета наличия переплаты как в проверяемом периоде, так и на момент вынесения решения, противоречит общим положениям статьи 75 НК РФ (постановления ФАС Московского от 16.08.11 № А40-143839/10-118-839, от 20.07.11 № КА-А40/5574-11 и от 28.06.11 № КА-А40/6052-11-П-Б и Северо-Кавказского от 10.03.11 № А32-8217/2010 округов).*

Пени начислены при наличии у компании переплаты того же налога в другой бюджет. Мнения судов по этому вопросу противоречивы. ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 17.11.08 № А29-860/2008 поддержал компанию и указал, что налог на прибыль является единым и не может разделяться на несколько самостоятельных частей в зависимости от зачисления в бюджеты разных уровней. Значит, пени могут быть начислены лишь при наличии недоимки в целом по налогу. Если же по части налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, имеется переплата, то начислять пени на региональную задолженность компании налоговики не вправе.

Но ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 15.02.12 № А56-10237/2011 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 17.08.12 № ВАС-7469/12) считает иначе и признает начисление пеней правомерным. Довод — зачет произведен уже после возникновения задолженности, значит, налог уплачен в бюджет с опозданием.*

Пени начислены при наличии у компании переплаты другого налога в тот же бюджет. По мнению большинства судей, начисление пеней в этой ситуации также неправомерно. Но лишь если разные налоги относятся к одному виду — федеральным, региональным или местным (постановления ФАС Центрального от 09.06.11 № А09-14978/2008, Северо-Западного от 16.05.11 № А42-4246/2010 и Поволжского от 08.07.10 № А72-2522/2009 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 21.10.10 № ВАС-13908/10) округов).

ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР» № 4, ФЕВРАЛЬ 2013

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка