Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
28 августа 2013 22 просмотра

Помогите разобраться с вопросом.Наше предприятие находится на УСН. Мы заключили муниципальный контракт на аукционе через электронные торги согласно 94-ФЗ на капитальный ремонт дорог на 1 млн. руб. Цена контракта согласно сметы и договора включает в себя НДС.После выполнения всех работ сторонами подписан акт на 1 млн.руб. по форме КС-2, без НДС, т.к. стоимость материалов увеличена на входящий НДС, который к зачету мы принять не можем.Должны ли мы выделить в акте НДС, выставить счет-фактуру и перечислять налог в бюджет?Спасибо.

Организация на упрощенке не должна начислять НДС и выделять его в актах и счетах-фактурах.

По вопросу НДС в муниципальных (государственных) контрактах можно отметить следующее. При исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках). Следовательно, если заказчик указывает в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение налога на добавленную стоимость – Налоговому кодексу РФ. При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможность ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих спецрежим. Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость. То есть, даже если НДС не указан в муниципальном контракте, следует учесть, что данный налог входит в стоимость контракта изначально. То есть, указанный в вопросе контракт должен быть исполнен по изначально согласованной цене, однако в документах на реализацию работ организация не будет выделять НДС, так как не является плательщиком этого налога.

Обоснование данной позиции приведено ниже в «Системе Главбух»

1. Ситуация: Когда организации на упрощенке должны платить НДС

Организации, применяющие упрощенку, должны платить НДС*:

  • при импорте товаров (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • если покупателю выставлен счет-фактура с выделенной суммой НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ);
  • если организация ведет общие дела в простых товариществах, является доверительным управляющим или концессионером (п. 2 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ).

Кроме того, организации, применяющие упрощенку, должны исполнять обязанности налоговых агентов по удержанию и уплате НДС (ст. 161 НК РФ).

По остальным операциям организации на упрощенке освобождены от уплаты НДС. Поэтому счета-фактуры им оформлять не нужно* (исключения из этого правила установлены для посреднических операций).

Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья: Контрагент применяет спецрежим. Как заключить госконтракт?

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, которые работают на спецрежиме, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). Исходя из этого, на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.

Цена контракта может быть уменьшена?

В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее спецрежим (например, «упрощенку»), на чей счет следует отнести экономию (доход), связанную с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС? Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой*.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт. При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы налога ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим*.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009*.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что «… при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…». Фактически в этом случае сумма НДС, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Если заказчик при заключении контракта будет менять условия такого контракта, предложенные лицом, с которым заключается контракт, то это может повлечь за собой привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях*.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Такой вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см., например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).

Можно ли ограничить участие в торгах фирм на спецрежиме?

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности*.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами*.

При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Но когда участник должен заявить о работе на спецрежиме?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках. Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.

Можно «выровнять» предложения?

С одной стороны, действительно, сразу обращает на себя внимание тот факт, что фирма, которая работает на спецрежиме, находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок*.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается, так как организация применяет «упрощенку»)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что, исходя из общих правил, побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим. Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: специальные налоговые режимы направлены главным образом на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупках не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения. Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость*.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47 Закона о госзакупках, также не оговорены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками. В частности, если участник работает на спецрежиме (например, на «упрощенке») и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.

Возможно определить цену контракта без НДС?

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика. Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение налога на добавленную стоимость – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможность ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих спецрежим.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость*.

П.Н. Корнилов

руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС

Ю.А. Шавылина

ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

Журнал «Учет в сфере образования» №4, апрель 2011

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка