Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
16 октября 2014 6 просмотров

Организация А приобретает у Организации Б земельный участок.01.07.2014 г. был подписан акт приема-передачи, в котором указана информация о передаче земельного участка Организации А без указания его цены.02.07.2014 г. Организация А начала эксплуатировать приобретенный земельный участок02.07.2014 г. Организация А ввела его в эксплуатацию по бухгалтерскому и налоговому учету, не дожидаясь государственной регистрации.30.07.2014 г. было получено свидетельство о государственной регистрации права на этот земельный участок за Организацией А.30.07.2014 г. затраты на пошлину по госрегистрации права собственности были списаны Организацией А и в бухгалтерском и налоговым учетам на текущие затраты.Вопросы:1. Имела ли право Организации А ввести в эксплуатацию земельный участок по бухгалтерскому и налоговому учетам до его госрегистрации в контролирующих органах?2. Обязана ли Организация А включить госпошлину в первоначальную стоимость земельного участка в целях бухгалтерского и налогового учета?

2) Если расходы по уплате госпошлины понесены после того, как сформирована первоначальная стоимость актива и он введен в состав основных средств, они учитываются в составе прочих расходов. В налоговом учете госпошлина уплаченная после ввода объекта в эксплуатацию включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1,40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих госрегистрации

<…>

При этом, если расходы, связанные с госрегистрацией объекта (госпошлина, затраты на оформление документов и т. п.), понесены в процессе формирования первоначальной стоимости объекта основных средств, учтите их в стоимости данного актива:*

Дебет 08 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина» (60, 76...)
– учтены при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств госпошлина и другие расходы, связанные с госрегистрацией объекта.

После того как организация сформирует первоначальную стоимость пригодного к использованию объекта, имущество необходимо перевести в состав основных средств и отразить на счете 01«Основные средства».

При этом факт госрегистрации права собственности на объект недвижимости не влияет на момент перевода актива в состав основных средств. Не имеет значения и время подачи документов на госрегистрацию. То есть даже если документы на госрегистрацию еще не поданы, но при этом выполняются одновременно все условия признания актива в качестве объекта основных средств, переведите такой объект со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на счет 01 «Основные средства». При этом к счету 01 «Основные средства» откройте специальный субсчет, например «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано». В бухучете сделайте проводку:

Дебет 01 субсчет «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано» Кредит 08

– отражена первоначальная стоимость объекта основных средств, право собственности на который не зарегистрировано.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетовпункта 41 Положения по бухучету и отчетности, пункта 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, и подтверждается письмами Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-05-05-01/31от 17 июня 2011 г. № 03-05-05-01/44.

Если расходы, связанные с госрегистрацией объекта (госпошлина, затраты на оформление документов и т. п.), понесены после того, как сформирована первоначальная стоимость актива и он введен в состав основных средств, то учитывайте их в составе прочих расходов:*

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина» (60, 76...)
– учтена госпошлина и другие расходы, связанные с госрегистрацией недвижимости, осуществленные после того, как объект принят к учету в качестве объекта основных средств.

После регистрации права собственности на недвижимое имущество переведите объект основных средств с субсчета «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано» на другой субсчет (например, «Объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано»):

Дебет 01 субсчет «Объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано» Кредит 01 субсчет «Основные средства, право собственности на которые не зарегистрировано»

– учтен объект основных средств, право собственности на который зарегистрировано.

<…>

Ситуация: как рассчитывать налоги при строительстве и вводе в эксплуатацию объекта недвижимости, в госрегистрации права собственности на который организации отказано. Организация применяет общую систему налогообложения

Порядок расчета налогов зависит от причины отказа в регистрации права на недвижимый объект.

Строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимого имущества влияют на расчет следующих налогов: налога на имущество, налога на прибыль и НДС.

Начислять налог на имущество нужно по любым объектам недвижимости, которые отвечают критериям основных средств и учитываются на балансе организации (п. 1 ст. 374 НК РФ). Объекты недвижимости включаются в состав основных средств при соблюдении условий, указанных в пункте 4 ПБУ 6/01. Наличие документов о госрегистрации права собственности на объект недвижимости не требуется. Следовательно, на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором недвижимость приняли к учету в качестве основных средств, ее стоимость нужно учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на имущество. Подробнее об этом см. С какого момента нужно платить налог на имущество (прекращать уплату налога).

Налоговую базу по налогу на прибыль расходы на создание объектов амортизируемого имущества не уменьшают (п. 5 ст. 270 НК РФ). После ввода таких объектов в эксплуатацию их стоимость переносится на затраты через амортизацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

По общему правилу в налоговом учете начислять амортизацию можно только по имуществу, которое принадлежит организации на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, и при условии, что соблюдаются другие обязательные требования (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Права организаций на объекты недвижимости подлежат госрегистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФст. 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ). Для таких объектов применяйте общий порядок амортизации. Их нужно включать в состав амортизационной группы с момента ввода в эксплуатацию (п. 1 ст. 256п. 4 ст. 259 НК РФ). Таким образом, недвижимое имущество признается амортизируемым независимо от факта подачи документов на регистрацию.

Внимание: объекты недвижимости, введенные в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, начинайте амортизировать после передачи документов на госрегистрацию. Если же вы стали начислять амортизацию по таким объектам с 1 января 2013 года, не подав к тому моменту документы на госрегистрацию, то придется ее пересчитать. При этом штрафов (пеней) за занижение налога на прибыль не будет. Подробнее об этом см. Как начислять амортизацию в налоговом учете.

Запрета на продолжение амортизации такого объекта после отказа в госрегистрации прав на него налоговое законодательство не содержит.

Вместе с тем, позиция Минфина России заключается в том, что правомерность начисления амортизации по объекту недвижимости, в регистрации прав на который отказано, зависит от оснований такого отказа. Например, из письма от 14 января 2008 г. № 03-03-06/1/5 можно сделать вывод, что организация вправе продолжать начислять амортизацию по данному объекту, если причины отказа носят устранимый характер. Например, документы, представленные на регистрацию, составлены не по форме, предусмотренной законодательством (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ). В таком случае организация может исправить ошибку и подать заново оформленные документы, после чего право собственности будет зарегистрировано. Данный факт не влияет на правомерность учета сумм начисленной амортизации в расходах (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Однако если причины отказа в регистрации права на недвижимый объект носят неустранимый характер, то организация не вправе начислять по нему амортизацию. Например, если отсутствуют правоустанавливающие документы на недвижимое имущество (абз. 8–10 п. 1 ст. 20 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ). В этом случае расходы по амортизации контролирующие ведомства могут признать не соответствующими критериям, определенным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Ведь из положений пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ следует, что любые права на объекты недвижимости возникают у организаций только с момента их регистрации.

Устойчивой арбитражной практики по этой проблеме не сложилось. Однако некоторые суды считают обоснованным начисление амортизации по основным средствам, в регистрации прав на которые организации было отказано (см., например, определение ВАС РФ от 19 марта 2008 г. № 52/08постановление ФАС Уральского округа от 11 сентября 2007 г. № Ф09-11022/06-С3).

На расчет НДС строительство объекта недвижимости влияет следующим образом. Суммы входного НДС, предъявленные подрядчиками и поставщиками товаров (работ, услуг) для выполнения строительных работ, можно принять к вычету на общих основаниях (п. 6 ст. 171 НК РФ). Право на вычет этих сумм не зависит от ввода объекта в эксплуатацию и госрегистрации прав на него.

Если капитальное строительство отвечает признакам строительно-монтажных работ для собственного потребления, со стоимости этих работ организация должна начислить НДС. НДС, начисленный со стоимости этих работ, можно принять к вычету в том же квартале (абз. 2 п. 5 ст. 172п. 6 ст. 171 НК РФ). Однако в этом случае право на вычет зависит от того, начисляет ли организация по объекту недвижимости амортизацию в налоговом учете (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ).

<…>

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

2.Ситуация: нужно ли в налоговом учете включить в первоначальную стоимость имущества госпошлину, уплаченную за регистрацию прав на объекты недвижимости, а также за регистрацию транспортных средств

Ответ на этот вопрос зависит от того, когда организация платит госпошлину: до или после ввода основных средств в эксплуатацию.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена после ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1,40 п. 1 ст. 264 НК РФ).* Объясняется это тем, что к моменту ввода основного средства в эксплуатацию его первоначальная стоимость должна быть сформирована. Изменять первоначальную стоимость можно только при реконструкции объекта, его модернизации, достройки, дооборудования, техническом перевооружении, частичной ликвидации или при наличии других аналогичных оснований. Это следует из положений пункта 2статьи 257 Налогового кодекса РФ. Регистрация прав на объект недвижимости (регистрация транспортного средства) к таким основаниям не относится. Поэтому увеличивать первоначальную стоимость основного средства на сумму уплаченной госпошлины в таком случае неправомерно.

Если госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество или за регистрацию транспортного средства уплачена до ввода объекта в эксплуатацию, ее сумму нужно учесть при формировании первоначальной стоимости имущества. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26от 18 мая 2009 г. № 03-05-05-01/26от 27 марта 2009 г. № 03-03-06/1/195от 1 июня 2007 г. № 03-03-06/2/101от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138. Позиция финансового ведомства основана на положениях пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ, согласно которым первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (сооружение, изготовление) и доведение до состояния, пригодного к использованию. При этом в первоначальную стоимость нельзя включать только суммы НДС и акцизов. По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации уплата госпошлины является обязательным условием для законной эксплуатации основных средств. Поэтому включение этих расходов в первоначальную стоимость объекта недвижимости (транспортного средства) является обоснованным.

Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют учитывать госпошлину за регистрацию объектов недвижимости (транспортных средств) в составе прочих расходов, даже если она уплачена до ввода основных средств в эксплуатацию. Они заключаются в следующем.

Уплата госпошлины не является расходом, связанным с приобретением основного средства и доведением его до состояния, в котором он пригоден для использования. Госпошлина взимается за регистрацию уже приобретенного объекта недвижимости или транспортного средства. Сам по себе факт уплаты госпошлины не влияет на пригодность основного средства к эксплуатации. Кроме того, госпошлина является федеральным сбором, что является основанием для ее включения в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому учитывать ее при формировании первоначальной стоимости основных средств не нужно. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 25 ноября 2008 г. № Ф09-8694/08-С3от 30 января 2008 г. № Ф09-57/08-С3Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18Центрального округа от 7 апреля 2006 г. № А08-601/05-9). Приведенные решения были приняты в отношении госпошлины, уплаченной при регистрации транспортных средств. Однако выводы, содержащиеся в этих документах, справедливы и в отношении госпошлины, уплаченной за регистрацию прав на объекты недвижимости.

Ранее такой же точки зрения придерживался Минфин России (письма от 19 октября 2007 г. № 03-03-06/1/725от 16 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/116от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/165от 30 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/137). Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства включение в состав прочих расходов госпошлины, уплаченной до ввода основного средства в эксплуатацию, может привести к разногласиям с проверяющими.

По налоговому законодательству, если одни и те же затраты с равными основаниями могут быть отнесены к разным группам расходов, организация вправе самостоятельно определить такую группу (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный вариант нужно закрепить в учетной политике (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Следует отметить, что у каждого из рассмотренных вариантов есть свои преимущества. Включение госпошлины в состав прочих расходов позволяет быстрее списать ее в налоговом учете. Включение госпошлины в первоначальную стоимость основного средства позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет.

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка