Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
21 октября 2014 21 просмотр

Одним из видов нашей деятельности является транспортно-экспедиционная, по договорам выступаем в качестве Экспедитора-Перевозчика. Находимся на УСН "доходы". Согласно заключенных договоров с перевозчиками, нами были перечислены штрафные санкции в виде простоев перечислен перевозчику-резиденту Республики Беларусь. Налог с доходов белорусской компании от источников в РФ в размере 20% не был нами удержан и перечислен в бюджет, расчет так же не был подан в ИМНС по данному доходу иностранной организации.Подскажите, какая ответственность возникает у нас за данные нарушения и как сейчас нам удержать и оплатить данный налог по уже перечисленным белорусской компании доходам?

Если же налоговым органом будет сделан вывод о необходимости обложения налогом на прибыль рассматриваемых доходов, то Ваша организация может быть привлечена к ответственности в виде пеней и штрафа по ст. 122 Налогового кодекса РФ (подробнее – см. Рекомендация 1). Сумма самого налога не может быть взыскана с Вашей организации.

Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается. То есть после выплаты дохода Вы не можете надлежащим образом исполнить обязанности налогового агента по удержанию налога. В связи с невозможностью удержать налог в налоговый орган следует направить соответствующее уведомление в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль

Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять:

Российские налоговые агенты

Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:

<...>

Иностранные налоговые агенты

Иностранная организация, имеющая в России постоянное представительство, признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309 НК РФ).

Перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. В него входят:*

  • дивиденды (участнику российской организации);
  • доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества российской организации (в т. ч. при ее ликвидации);
  • проценты по долговым обязательствам любого вида, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги;
  • доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • доходы, полученные от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося в России;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в России;
  • доходы от сдачи в аренду (субаренду) имущества, используемого на российской территории;
  • доходы от международных перевозок;
  • штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, допущенное российскими лицами или органами власти;*
  • иные аналогичные доходы.

<...>

Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация выплачивает белорусской премии (бонус) за объем покупок. Белорусская организация не имеет постоянного представительства в России

Нет, не нужно.

Соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Республикой Беларусь не содержит положений, которые однозначно регламентируют налогообложение премий (бонусов) в такой ситуации. Однако по итогам консультаций с экспертами Комитета по налоговым вопросам Организации экономического сотрудничества и развития Минфин России пришел к следующему выводу. Бонусы (премии), выплаченные белорусской организации, которая не имеет постоянного представительства в России, нельзя квалифицировать как «другие доходы», указанные встатье 18 Соглашения. Эти выплаты приравниваются к «доходам от предпринимательской деятельности» (ст. 7 Соглашения) и не облагаются налогом на прибыль на территории России.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 29 марта 2011 г. № 03-08-06/Беларусь, адресованном Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь, которое поддержало эту позицию (письмо от 12 апреля 2011 г. № 4-1-15/783).

Следует отметить, что ранее Минфин России занимал противоположную позицию (письма от 11 августа 2009 г. № 03-08-05 и от 19 мая 2009 г. № 03-08-05). Подробнее об этом см. Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль.*

<...>

Доходы, не облагаемые налогом у источника выплаты

Организации (как российские, так и иностранные) не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль:

Удержание налога

Порядок расчета и удержания налога на прибыль налоговым агентом зависит:

  • от вида выплачиваемого дохода;
  • от того, кто получает доход;
  • от того, получала ли организация налоговый агент дивиденды от других организаций.

Подробнее об этом см. Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет налог на прибыль.

Ответственность за нарушение обязанностей налогового агента

Внимание: если налог на прибыль (налог на доходы иностранной организации) перечислен в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).* Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ,ст. 15.11 КоАП РФст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составит 20 процентов от суммы недоимки.* Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного налога и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Пени могут быть взысканы за счет денежных средств или иного имущества налогового агента (письмо ФНС России от 25 июня 2012 г. № ЕД-4-3/10321). Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11, определения ВАС РФ от 14 июня 2011 г. № ВАС-6791/11от 30 мая 2011 г. № ВАС-5258/11, постановления ФАС Московского округа от 21 февраля 2011 г. № КА-А40/393-11Поволжского округа от 29 декабря 2010 г. № А49-8215/2009).

Штрафа можно избежать, если налоговый агент докажет, что у него не было возможности удержать налог (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Однако в этом случае в течение месяца организация обязана уведомить налоговую инспекцию о неудержанной сумме налога (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного налога на прибыль (налога на доходы иностранной организации) см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Если причиной неуплаты налога является грубое нарушение правил бухучета, суд может дополнительно привлечь руководителя организации и (или) главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в размере от 2000 до 3000 руб. может быть взыскан, если в учете и отчетности сумма налога искажена не менее чем на 10 процентов (ст. 15.11 КоАП РФ).*

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

Если инспекция докажет, что неисполнение обязанностей налогового агента стало результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статье 199.1 Уголовного кодекса РФ. При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации, но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся впостановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА ОТ 21.04.1995 «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»

Статья 18

Другие доходы

Виды доходов, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, могут облагаться налогом в этом Государстве.*

4. Письмо Минфина России от 12.08.2013 № 03-08-05/32574 «О порядке выполнения российской организацией функции налогового агента при выплате дохода организации - резиденту Бермудских островов по договору фрахта судна»

Вопрос:

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 21 и пункта 1 статьи 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации ФГУП (далее - Предприятие), просит предоставить разъяснения по следующему вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах.Во исполнение поручений, данных органами государственной власти, Предприятие является уполномоченным агентом по привлечению круизных судов для размещения зрителей, временного персонала и сотрудников сил безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи.Расходы на привлечение круизных судов осуществляются за счет средств субсидии, выделяемой из федерального бюджета согласно приказу Федерального агентства морского и речного транспорта "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии Федеральному государственному унитарному предприятию "Росморпорт" на возмещение затрат по привлечению и обслуживанию круизных судов, используемых для организации проживания персонала и клиентских групп" от 13 мая 2013 года N 31 (далее - Правила субсидирования).Одним из судовладельцев, судно которого было признано победителем открытого запроса предложений, является иностранная организация, не имеющая обособленных подразделении на территории РФ. В ходе переговорного процесса на предмет согласования условий договора фрахта судна (т.е. после проведения процедуры закупки и утверждения цены сделки) выяснилось, что указанный контрагент имеет статус налогового резидента оффшорной юрисдикции - Бермудские острова.Принимая во внимание вышесказанное, и учитывая положения статей 309 и 310 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отсутствие действующего международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения, между РФ и Бермудскими островами, при уплате суммы фрахта судовладельцу у Предприятия возникает обязанность удержания налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты по ставке 20%.Однако поскольку сумма фрахта по договору, согласованная с контрагентом по итогам конкурентных процедур, не предполагает дополнительных удержаний, Предприятие, как налоговый агент, будет вынуждено уплатить причитающуюся сумму налога сверх суммы договора, т.е. за счет собственных средств, с последующим покрытием данного расхода за счёт средств субсидии.

Отмечу, что в Правилах субсидирования прямо предусмотрено выделение субсидии в том числе на покрытие расходов на уплату налога на доходы иностранных организаций, полученные от источников в Российской Федерации (п.3 Правил субсидирования).Исходя из вышеизложенного, прошу вас дать разъяснения, будут ли признаны надлежаще исполненными обязанности по исчислению и перечислению налога в бюджет при использовании, в момент уплаты налога, собственных средств налогового агента.

<...>

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке выполнения российской организацией функции налогового агента при выплате дохода организации - резиденту Бермудских островов по договору фрахта судна, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов.

Что касается вопроса об уплате налоговым агентом - российской организацией налога за счет собственных средств, то необходимо отметить следующее. Статьей 24 Кодекса на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации соответствующие налоги.

Согласно статье 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента (подпункт 5 пункта 3 статьи 45 Кодекса). Таким образом, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств вместо средств налогоплательщика уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации.*

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и имеет информационно-разъяснительный характер.

6. Ситуация: Может ли налоговая инспекция взыскать с налогового агента не удержанную им сумму налога

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой налог не был удержан налоговым агентом: налог на прибыль (налог на доходы иностранных организаций), НДФЛ или НДС.

По общему правилу в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, налоговый агент обязан:

  • определить сумму налога, которая должна быть удержана из доходов налогоплательщика;
  • удержать эту сумму из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств;
  • перечислить удержанную сумму в бюджет.

О ситуациях, в которых удержать налог невозможно, налоговый агент должен в месячный срок извещать налоговую инспекцию по месту своего учета.

Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 5 ст. 24 НК РФ). Кроме того, на налоговых агентов распространяются нормы, установленные для налогоплательщиков и предусматривающие возможность принудительного взыскания налогов, не поступивших в бюджет (п. 68 ст. 45, п. 1 ст. 46п. 1 ст. 47 НК РФ). Однако в отличие от налогоплательщиков при совершении хозяйственных операций у налоговых агентов не возникают объекты налогообложения, с наличием которых связана обязанность по уплате того или иного налога. Это следует из положений пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ. Основной функцией налогового агента является уплата налогов по обязательствам и за счет средств налогоплательщиков. Именно с момента удержания налога налоговым агентом обязанность налогоплательщика по уплате налога признается исполненной (подп. п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому исходя из буквального толкования статей 8244546 и 47 Налогового кодекса РФ с налогового агента может быть взыскана лишь та сумма налога, которую он удержал из доходов налогоплательщика, но не перечислил в бюджет. Возможность взыскания с налоговых агентов налогов, которые не были удержаны ими из доходов налогоплательщиков, налоговым законодательством не предусмотрена.*

В отношении НДФЛ и налога на прибыль (налога на доходы иностранных организаций) правомерность такого подхода подтверждается положениями пункта 9 статьи 226, статьи 309 Налогового кодекса РФ, письмами Минфина России от 30 сентября 2011 г. № 03-08-05от 14 октября 2008 г. № 03-08-05УФНС России по г. Москве от 30 октября 2008 № 20-12/101953, а также арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 сентября 2011 г. № 5317/11от 6 апреля 2010 г. № 14977/09от 26 сентября 2006 г. № 4047/06, ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 г. № А35-1973/2011Московского округа от 16 апреля 2009 г. № КА-А40/1191-09-2). При этом, несмотря на невозможность взыскания неудержанной суммы налога, в решении о привлечении (об отказе в привлечении) налогового агента к ответственности и в своих информационных ресурсах налоговая инспекция отразит эту сумму и будет начислять на нее пени (письмо ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18029).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка