Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
22 октября 2014 35 просмотров

Предприятие осуществляет оптовую реализацию непродовольственных товаров и выплачивает премии покупателям за выполнение определенных условий (объема закупок) согласно доп. соглашения. Вопросы:1. имеются ли ограничения по размеру премии.2. какими документами обезопасить предприятие в случае предоставления премии в значительных размерах.

Для истолковании норм Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» необходимо в первую очередь установить доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, а также иные условия (факты), перечисленные в статье 6 Закона. К таковым, прежде всего, относятся два факта, критерия:
– цена, превышающая суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли;
– цена, сформированная на сопоставимом товарном рынке.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Обязанность установления доминирования хозяйствующего субъекта на значимом товарном рынке возложена в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на антимонопольный орган (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2012 № А56-1447/2012).

В названном законе существуют запреты на установление скидок на товары по согласованию с хозяйствующими субъектами, признанные конкурентами на рынке.
Для того, чтобы экономически обосновать премии и скидки покупателям общество должно иметь соответствующие документы:
Маркетинговая политика организации. Приложение к учетной политике

Приказ о предоставлении скидок

Так, если цены на продукцию зависят от объемов приобретаемого товара с предоставлением скидок (бонусов, премий), то обществу для обоснования таких расходов обязательно нужно иметь ценовую (маркетинговую) политику см. образец (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от24.11.11 №А57-9351/2010, письмо Минфина России от 31 июля 2012 г. № 03-03-06/1/372).

Обоснование данной позиции приведено ниже в документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1. статьи 5 и 6 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

<…>

Статья 5. Доминирующее положение

1. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):*

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 настоящей статьи случаев.

<…>

Статья 6. Монопольно высокая цена товара

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:*

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

2. При соблюдении условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, то есть деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

3. Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке*.

<…>

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.07.2012 № 03-03-06/1/372 «Об учете вознаграждения покупателям»

Вопрос:
В соответствии с маркетинговой политикой и положением о скидках и премиях организация предоставляет по итогам каждого месяца вознаграждение покупателям путем списания (уменьшения) дебиторской задолженности.
Признается ли вознаграждение внереализационным расходом организации в соответствии с пп.19.1 п.1 ст.265 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль?
С 01.02.2010 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", который предусматривает выплату продавцом продовольственных товаров вознаграждения покупателю, осуществляющему торговую деятельность, за приобретение определенного количества товаров. В п.4 ст.9 Федерального закона N 381-ФЗ отсутствует прямое указание на то, какую базу необходимо использовать для исчисления вознаграждения по договору поставки в размере 10% от цены продовольственных товаров.
Необходимо ли для целей расчета данного вознаграждения использовать цену реализуемых товаров с учетом НДС или цену товаров без НДС?
В каком порядке и в каком размере учитывается вознаграждение (с учетом НДС или без НДС) в целях налога на прибыль?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об учете вознаграждения для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с пп.19.1 п.1 ст.265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Следовательно, указанная выше норма применяется только в отношении договора купли-продажи и его отдельных видов.
В соответствии с п.1 ст.252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, пп.19.1 п.1 ст.265 Кодекса применяется, если предоставление скидки (выплата премии) предусмотрено условиями соответствующего договора купли-продажи (без изменения цены), а основанием ее предоставления является выполнение определенных условий договора. При этом произведенные расходы должны отвечать критериям ст.252 Кодекса в части экономической обоснованности и документальной подтвержденности.*

23.10.2014 г.

С уважением,

Александр Ермаченко, эксперт БСС «Система Главбух».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка