Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
6 ноября 2014 169 просмотров

Дополнительный вопрос к вопросу от 31 октября 12:43, №434407Доброго времени суток! Если физ лицо сдает в аренду спецтехнику и получает доход, какой лимит дохода, чтоб не платить ему налог с этого дохода?я слышала до 100000 руб.? если бы заключим договор с ним -арендная плата допустим в месяц сост.40000, что тогда? спасибо!

2. Если данное ФЛ и организация не являются взаимозависимыми лицами, то никаких последствий и рисков не существует. Так как в налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки же между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:

• контролируемые (соответствующие критериям ст. 105.14 НК РФ);

• неконтролируемые.

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Подробно см. 2,5. Рекомендация, 3,4. Справочники.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:С каких выплат удерживать НДФЛ

<…>

Чтобы принять решение, с каких выплат нужно удерживать НДФЛ, определите:

  • является ли ваша организация налоговым агентом по данному виду выплат;
  • какой статус имеет получатель дохода резидент или нерезидент, а также источник полученного им дохода;
  • включен ли данный вид выплат в объект налогообложения.

Объектом налогообложения для резидентов являются как доходы, полученные от источников в России, так и доходы, полученные от источников за пределами России (п. 1 ст. 209 НК РФ). Объектом налогообложения для нерезидентов являются только доходы, полученные от источников в России (п. 1 ст. 209 НК РФ).

Доходы от источников в России

К доходам, полученным от источников в России, относятся:

1. Доходы, полученные от российских организаций и предпринимателей, а также постоянных представительств иностранных организаций в России, в виде:

  • дивидендов;
  • страховых выплат при наступлении страхового случая;
  • пособий, пенсий, стипендий и других аналогичных выплат.

2. Доходы за исполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу или другое действие, выполненное в России. Для этих выплат фактическое местонахождение источника выплаты дохода значения не имеет. Важно, где человек работал – в России или за рубежом.

Из этого правила есть исключение. Доходы руководителей российских организаций и постоянных представительств иностранных компаний, а также членов их совета директоров признаются полученными от источников в России даже в том случае, если деятельность фактически велась за рубежом. Откуда производились выплаты, в данном случае также не имеет значения.

3. Доходы, полученные в связи с использованием на территории России:

  • имущества (например, арендные платежи);
  • авторских и смежных прав.

4. Доходы от продажи имущества, находящегося на территории России (в т. ч. ценных бумаг, долей в уставном капитале и прав требования).

5. Доходы от использования транспортных средств для перевозок в Россию и из России, а также на ее территории.

6. Другие виды доходов, связанных с деятельностью на территории России.

Такой перечень доходов, полученных от источников в России, установлен пунктом 1 статьи 208 Налогового кодекса РФ.

Выплаты по гражданско-правовым договорам

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ с доходов гражданина по договору аренды. Организация арендует помещение у гражданина, не являющегося предпринимателем

Да, нужно.

В большинстве случаев НДФЛ должны удержать и перечислить в бюджет налоговые агенты (источники выплаты дохода). Но иногда получатель дохода уплачивает НДФЛ самостоятельно (в таких случаях организация не будет налоговым агентом) (п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ).

Перечень доходов, с которых гражданин, не являющийся предпринимателем, должен самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ, приведен в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ. В частности, в него входят доходы, полученные по гражданско-правовым договорам от граждан или организаций, которые не являются налоговыми агентами (подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ). К таким доходам относятся, например, выплаты, полученные от банка по его векселям или от иностранной организации, которая не имеет в России обособленных подразделений. Российские организации-арендаторы признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ). Следовательно, с суммы арендной платы по договору аренды, заключенному с российской организацией, гражданин самостоятельно налог не рассчитывает и не уплачивает. В этом случае удержать и перечислить НДФЛ должна организация-арендатор (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Возложить обязанность по уплате НДФЛ на гражданина организация-арендатор (налоговый агент) не вправе (п. 5 ст. 3 НК РФ). В частности, условие в договоре аренды (дополнительном соглашении к нему) о том, что гражданин самостоятельно рассчитывает и уплачивает НДФЛ с полученных доходов, является ничтожным.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-04-06/8-272, от 5 августа 2011 г. № 03-04-06/3-179, от 15 июля 2010 г. № 03-04-06/3-148, от 13 июля 2010 г. № 03-04-06/3-144, от 7 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/83 и ФНС России от 1 ноября 2010 г. № ШС-37-3/14854.

Кроме того, в случае если организация возмещает гражданину-арендодателю коммунальные расходы, размер которых не зависит от фактического потребления коммунальных и эксплуатационных услуг (отопление, домофон и т. п.), то с суммы такой компенсации также следует удержать НДФЛ. Если же размер возмещаемых затрат зависит от фактического потребления коммунальных услуг (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т. п.), то у арендодателя не возникает экономической выгоды. Следовательно, НДФЛ с сумм такой компенсации удерживать не нужно.

Аналогичные выводы следуют из письма Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-04-06/8-272.

Ситуация: нужно ли удержать НДФЛ со стоимости материалов, транспортных или других расходов, которые организация компенсирует исполнителю по гражданско-правовому договору о выполнении работ (оказании услуг)

Ответ на этот вопрос зависит от вида договора, по которому производится компенсация затрат. По безвозмездным договорам НДФЛ удерживать не нужно, по возмездным следует удержать и предоставить исполнителю профессиональный налоговый вычет.

По мнению Минфина России, компенсационные выплаты по гражданско-правовым договорам являются частью вознаграждения исполнителя (подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ). Перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, установлен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Суммы возмещения расходов исполнителя по договорам подряда и возмездного оказания услуг не относятся к компенсационным выплатам, на которые распространяется действие пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ. А значит, компенсации, выплаченные по таким договорам, облагаются НДФЛ. Более того, если расходы, которые сотрудник несет в связи с исполнением договора, организация оплачивает напрямую его контрагентам (например, перечисляет гостинице оплату за его проживание), то эти выплаты признаются доходом исполнителя в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Следовательно, и с них организация должна удержать НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 января 2014 г. № 03-04-06/3282, от 30 октября 2013 г. № 03-04-06/46273, от 20 марта 2012 г. № 03-04-05/9-329, от 5 марта 2011 г. № 03-04-05/8-121. А в письме УФНС России по г. Москве от 20 апреля 2007 г. № 21-11/037533 представители налоговой службы сделали акцент на том, что положения статьи 217 Налогового кодекса РФ применяются только в отношении компенсаций, которые выплачиваются сотрудникам, состоящим с организацией в трудовых отношениях. Компенсационные выплаты в рамках гражданско-правовых отношений от обложения НДФЛ не освобождаются.

Однако в письмах от 3 сентября 2012 г. № ОА-4-13/14633 и от 25 марта 2011 г. № КЕ-3-3/926 ФНС России поясняет следующее. Если организация компенсирует исполнителю экономически обоснованные расходы, понесенные им в связи с исполнением договора, то это не приводит к образованию у него дохода в натуральной форме, облагаемого НДФЛ. В том числе и в тех случаях, когда организация оплачивает эти расходы непосредственно контрагентам (минуя исполнителя).

Основываясь на положениях пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, представители налоговой службы разделяют выплаты исполнителям в рамках гражданско-правовых договоров на две части:

  • вознаграждение;
  • компенсация расходов, связанных с исполнением работ или оказанием услуг.

Из этого они делают вывод, что стоимость материалов, транспортных или других расходов, которые организация компенсирует исполнителю, не является его вознаграждением. Поэтому выплата компенсации не влечет за собой получение исполнителем экономической выгоды, а направлена на возмещение ему расходов, связанных с исполнением договора (ст. 41 НК РФ). Следовательно, такие суммы тоже не подлежат обложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Выводы ФНС России подтверждает арбитражная практика (см., например, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-3334/09, постановления ФАС Московского округа от 26 марта 2013 г. № А40-37553/12-20-186, Дальневосточного округа от 16 декабря 2008 г. № Ф03-5362/2008, Северо-Западного округа от 6 марта 2007 г. № А56-10568/2005 и Волго-Вятского округа от 14 мая 2007 г. № А43-7991/2006-30-215).

Главбух советует: учитывая различия в трактовках законодательства контролирующими ведомствами, предложите исполнителю подать заявление на предоставление профессионального налогового вычета. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие размер фактически понесенных расходов, связанных с исполнением договора.

На основании этих документов организация сможет уменьшить налоговую базу по НДФЛ, поскольку сумма компенсации расходов будет включена и в состав налогооблагаемых доходов, и в состав профессионального вычета. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 29 апреля 2013 г. № 03-04-07/15155.

В отношении договоров, предусматривающих добровольное (безвозмездное) выполнение работ (оказание услуг) в рамках благотворительной деятельности, применяется другой порядок налогообложения. Если такими договорами предусмотрено возмещение добровольцам (волонтерам) понесенных ими затрат, то с суммы компенсации, которую организация выплачивает исполнителям, удерживать НДФЛ не нужно. Например, не облагается НДФЛ компенсация расходов на проезд к месту выполнения работ или на питание за период исполнения договора. Исключением являются суммы расходов на питание, превышающие 700 руб. (при исполнении договора в России) или 2500 руб. (при исполнении договора за границей) за каждый день выполнения работ (оказания услуг). С компенсации сверхнормативных расходов организация-заказчик должна удержать НДФЛ. Такой порядок следует из положений пункта 3.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20 августа 2012 г. № 03-04-06/6-251.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация:Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)

<…>

По Гражданскому кодексу РФ любая сделка считается возмездной, если иное не следует из законодательства или договора (п. 3 ст. 423 ГК РФ). Сделка оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 ГК РФ). С позиций гражданского законодательства эта цена признается рыночной. Если в договоре не определена стоимость сделки, она оплачивается по цене, которая обычно взимается за аналогичные товары (работы, услуги) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ).

Что такое рыночная цена

В налоговом законодательстве определение рыночной цены зависит от того, признается ли сделка контролируемой, или нет. Если сделка совершена между невзаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения рыночной признается договорная цена (п. 1 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответствие цен, примененных в сделках, рыночному уровню контролируется представителями налоговой службы в ходе специальных проверок. Проводя обычные проверки, инспекторы также могут осуществить такой контроль, если при расчете конкретного налога требуется использовать показатель рыночной цены.

Договорная цена, примененная в контролируемой сделке, признается рыночной:

  • если она соответствует уровню цен, регулируемых государством, или согласована с ФАС России (с учетом особенностей, оговоренных в статье 105.4 Налогового кодекса РФ);
  • если она соответствует цене, определенной независимым оценщиком (в сделках, при совершении которых проведение оценки обязательно);
  • если она установлена в соответствии с соглашением о ценообразовании, заключенным с ФНС России;
  • если она установлена в соответствии со специальными правилами определения цен для целей налогообложения, предусмотренными отдельными главами части 2 Налогового кодекса РФ. Например, для расчета налога на прибыль рыночной ценой ценных бумаг признается цена, определенная в соответствии со статьей 280 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-03-06/1/436);
  • если сделка заключена по результатам биржевых торгов.

Такой порядок следует из положений пунктов 1, 3, 8–12 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ.

Взаимозависимые лица

Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.

Принцип сопоставления доходов

В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. При этом любой доход, недополученный организацией в сделке с взаимозависимым лицом, учитывается при формировании налоговой базы. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса РФ. Например, организация, предоставившая взаимозависимому лицу беспроцентный заем, для целей налогообложения должна включить в состав доходов сумму процентов, которые она получила бы, если бы такой же заем был предоставлен любой другой организации на рыночных условиях (письмо Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 03-01-11/1-15).

Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.

По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК РФ). Чтобы определить тождественность или близость таких условий, необходимо проанализировать (сопоставить) ряд характеристик, состав которых представлен в таблице. При этом для анализа можно использовать только общедоступную информацию. Использование сведений, которые составляют налоговую тайну, или информации, доступ к которой законодательно ограничен, недопустимо. Такой порядок предусмотрен статьей 105.5 и пунктом 3 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:

  • сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
  • публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС России;
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС России, Росстата России и т. д.);
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
  • сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
  • данные информационно-ценовых агентств;
  • информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.

Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить из следующих источников:

  • общедоступные российские и иностранные печатные издания;
  • общедоступные информационные системы;
  • официальные интернет-сайты российских и иностранных организаций.

Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса РФ.

После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:

Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами.

Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.

Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК РФ).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3.Справочники:Критерии признания сделок контролируемыми (для целей налогообложения)

Вид сделки Совокупность критериев, при наличии которых сделка признается контролируемой Обстоятельства, при которых сделка не признается контролируемой
Условия сделки Годовая сумма доходов по сделке1
Стороной сделки является иностранное лицо
Сделки между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ) Любые Любая Отсутствуют
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Любая Отсутствуют
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти)2;
  • черные металлы;
  • цветные металлы2;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы2;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Сделки с участием иностранного лица, которое зарегистрировано (проживает) или является резидентом страны, поименованной в перечне, утвержденном приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н
(подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)
Любые Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Стороны сделки (а также выгодоприобретатели) зарегистрированы (имеют местожительство) в России либо являются ее налоговыми резидентами
Сделки между взаимозависимыми лицами
(п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Один из участников сделки платит НДПИ по ставкам, установленным в процентах
(подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Хотя бы одна из сторон сделки платит ЕСХН или ЕНВД, а другая сторона (хотя бы один из других участников) сделки не применяет такие режимы
(подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 100 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или является участником проекта «Сколково», который применяет ставку 0 процентов, а другая сторона (стороны) не относится к таким категориям организаций
(подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком – участником регионального инвестиционного проекта (соответствует условиям, перечисленным в п. 1 ст. 25.9 НК РФ) Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Одна из сторон сделки является организацией, которая занимается добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении и рассчитывает налог на прибыль по правилам статьи 275.2 Налогового кодекса РФ, а другая сторона (стороны) не относится к такой категории организаций Свыше 60 млн руб.
(п. 3 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют
Все остальные сделки без дополнительных условий Свыше 1 млрд руб.
(подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ и п. 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ)
Стороны сделки являются участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков
(подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ)

Сторонами сделки являются лица, которые одновременно удовлетворяют следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков, принимаемых для целей налога на прибыль (включая убытки прошлых лет, переносимые на будущее, и убытки, приравненные к внереализационным расходам)
    (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 6 августа 2013 г. № 03-01-18/31694)
Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми лицами
(подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Цепочка посредников связывает взаимозависимых лиц, при этом сами посредники:

  • не выполняют никаких функций, кроме организации исполнения сделки;
  • не несут никаких рисков;
  • не используют никакие активы для организации исполнения сделки
Любая Отсутствуют
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
(подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ)

Предметом сделки является товар, который входит в одну из следующих товарных групп:

  • нефть (товары, выработанные из нефти)2;
  • черные металлы;
  • цветные металлы2;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы2;
  • драгоценные камни
    (п. 5 ст. 105.14 НК РФ)
Свыше 60 млн руб.
(п. 7 ст. 105.14 НК РФ)
Отсутствуют

1 Годовая сумма доходов по сделке определяется с учетом следующего:

  • в качестве года принимается один календарный год;
  • в совокупном годовом доходе учитываются доходы, которые признаются по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ (доходы, не облагаемые налогом на прибыль в соответствии со статьей 251 Налогового кодекса РФ, в расчет не включаются);
  • учитываются доходы, которые признаны начиная с 1 января 2014 года.

Такой порядок следует из пункта 9 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ, пунктов 5 и 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ и письма Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-01-18/349.

Годовую сумму доходов определяйте путем сложения доходов по всем сделкам с одним лицом за календарный год (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. № 03-01-18/3-59). Если по отношению к организации контрагент был взаимозависимым лицом не целый год, а определенный период времени, в расчет включайте сумму доходов, полученных по сделкам с таким контрагентом только за этот период (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-01-18/7-133).

2Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки по которым признаются контролируемыми, утвержден приказом Минпромторга России от 30 октября 2012 г. № 1598.

4.Справочники: Условия признания лиц взаимозависимыми

Условия признания лиц взаимозависимыми*

1) По доле участия.
2) По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием).
3) По другим критериям.

Взаимозависимые лица Условия признания взаимозависимыми Основание
По доле участия
Организации А и В Апрямо и (или) косвенно участвует в В с долей более 25% подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует** в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует в организации
А (с долей более 25%)
и
близкие родственники*** физического лица F прямо и (или) косвенно участвуют в организации
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация D прямо и (или) косвенно участвует в организациях:
А (с долей более 25%)
и
В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)** подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F F прямо и (или) косвенно участвует** в А (с долей более 25%) подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием)
Организация А и организация В В имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и):
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D назначила:
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица (совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и организация В В выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Другие критерии
Физическое лицо F и физическое лицо G F подчиняется G по должностному положению подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) Безусловно подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми п. 6 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда п. 7 ст. 105.1 НК РФ

* Условия признания лиц взаимозависимыми, указанные в настоящей таблице, необходимо применять совместно с положениями пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.

** Доля участия физического лица определяется как сумма его доли и долей его супруга (супруги) и родственников, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

*** К близким родственникам относятся супруги, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекуны (попечители) и подопечные (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ, письмо ФНС России от 25 сентября 2013 г. № 13-3-08/0022).

5. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

<…>

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в рамках выездной (камеральной) проверки проконтролировать правильность ценообразования по сделкам, которые не признаются контролируемыми, но совершены между взаимозависимыми лицами

Да, может.

Сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на две группы:

О совершении контролируемых сделок организации обязаны самостоятельно информировать налоговые инспекции. Правильность ценообразования в таких сделках представители ФНС России устанавливают в ходе специальных проверок.

Подавать в налоговые инспекции сведения о неконтролируемых сделках организации не обязаны. Однако, обнаружив факт совершения таких сделок в ходе выездной (камеральной) проверки, инспекция вправе проверить, соответствует ли цена сделки рыночному уровню. Основанием для проверки могут быть отдельные положения части второй Налогового кодекса РФ, которые обязывают организации применять рыночные цены при определении налоговой базы. В частности, такие требования содержатся в статье 154 (в отношении НДС), статье 211 (в отношении НДФЛ), статье 250 (в отношении налога на прибыль) Налогового кодекса РФ.

Объектом проверки могут быть любые сделки с взаимозависимыми лицами, в том числе бартерные операции, сделки на безвозмездной основе, расчеты по оплате труда в натуральной форме и др.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-01-18/8-145 и ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18615.

Специальные проверки проводятся:

  • на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Уведомление о контролируемых сделках

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. По общему правилу информировать инспекции нужно обо всех контролируемых сделках, перечисленных в статье 105.14 Налогового кодекса РФ и совершенных в отчетном году (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Однако в 2014 году применение этого правила ограничено. В 2014 году уведомления не требуется направлять в отношении сделок, совершенных в 2013 году с одним и тем же лицом (несколькими одними и теми же лицами), если их суммарный объем не превысил 80 млн руб. Такой порядок установлен пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.
На контролируемые сделки, совершаемые в 2014 году, эта норма не распространяется. Поэтому, определяя круг сделок, о которых нужно уведомлять налоговую инспекцию по итогам 2014 года, руководствуйтесь перечнем, приведенным в статье 105.14 Налогового кодекса РФ без каких-либо ограничений.

Уведомление о контролируемой сделке должен подавать каждый из ее участников. Если обнаружится, что одна из сторон сделки не подала уведомление, налоговая инспекция направит извещение о совершенных ею сделках в ФНС России и одновременно может сообщить об этом в инспекцию по местонахождению другой стороны сделки. Если выяснится, что и вторая сторона сделки не подала соответствующее уведомление, ее тоже могут привлечь к налоговой ответственности.

Если сделка не признается контролируемой (т. е. не подпадает под критерии, определенные в ст. 105.14 НК РФ), уведомлять инспекцию о совершении такой сделки организация не обязана.

Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 6 статьи 105.16, статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 15 января 2014 г. № 03-01-18/746, от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

Ситуация: как определять величину годового дохода по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами: методом начисления или кассовым методом

Для контроля за применением цен в сделках между взаимозависимыми лицами методы признания доходов и расходов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Метод начисления и кассовый метод – это предусмотренные законодательством варианты отражения в учете тех или иных фактов хозяйственной деятельности при формировании финансовых результатов. Использование одного из этих методов дает бухгалтеру возможность точно определить период, в котором необходимо признавать образующиеся доходы или понесенные расходы. При методе начисления доходы отражаются в учете по мере появления активов (независимо от их оплаты), а расходы – по мере возникновения обязательств (независимо от их погашения). В основе кассового метода, наоборот, лежат именно факты оплаты активов и погашения обязательств. При прочих равных условиях деятельность одной и той же организации может быть прибыльной, если она применяет метод начисления, и убыточной, если используется кассовый метод. Разный подход к времени отражения в учете совершенных хозяйственных операций приводит к различиям в формировании финансового результата деятельности организации, но никак не влияет на условия заключаемых договоров, в том числе – на цену сделок.

Однако для налогового контроля за перераспределением доходов между взаимозависимыми лицами методы, которые используются при отражении операций в бухгалтерском и налоговом учете, значения не имеют.

Контролируемыми признаются сделки, совершенные между взаимозависимыми лицами и отвечающие признакам, которые перечислены в статье 105.14 Налогового кодекса РФ. Одним из таких признаков является суммарный годовой доход по сделкам. При этом под суммарным годовым доходом следует понимать не доход, отраженный в учете каждой из сторон сделки, а сумму цен (совокупную стоимость договоров) по всем сделкам, совершенным за год.

Целью налогового контроля в сделках между взаимозависимыми лицами являются цены, по которым стороны сделок реализуют друг другу товары (работы, услуги). Если эти цены соответствуют рыночным, то признается, что база для расчета налогов у обеих сторон сделки сформирована объективно и оснований для ее корректировок нет. Если цены не соответствуют рыночным, считается, что налоговые обязательства сторон искажены и их надо скорректировать. Таким образом, в ходе проверок не контролируются периоды признания полученных доходов или понесенных расходов. Проверяющие анализируют способы ценообразования и сравнивают цены, примененные в сделках, с рыночными ценами. При этом метод начисления или кассовый метод не применяется.

<…>

Андрей Кизимов,

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка